Cамое интересное, что все последующие достижения науки-химии не привели к бесследному исчезновению таких снадобий. Кое-какие ингредиенты (например, парафин и этиловый спирт) благополучно перекочевали в рецептуру современных смывок. А щелок, так тот и вовсе никуда не исчезал - держался на авторемонтных заводах практически до полного их развала. Впрочем, вспомнили мы старину с другой целью - показать, что даже в начале века люди старались не надрываться понапрасну, а искали (и находили) средства облегчить свой труд.
Красочный слой тверд, и если в прежние времена доводилось его отдирать, то действовали вручную - песчаником, пемзой, скребками. Механизировали этот утомительный процесс много позже. Сначала на вооружение маляров и жестянщиков была принята простейшая машина с ременным приводом. Потом, спустя десятилетия, ее сменили компактные и удобные электро- и пневмоинструменты, укомплектованные всевозможными насадками из металлической кордоленты и абразивных материалов. Параллельно с этим стали использовать беспламенный нагрев красочного слоя при помощи промышленных фенов (об этом мы рассказывали в майском номере «АБС» за 1997 г.). Казалось, о смывках можно забыть. Если бы...
Конечно, производительность труда при механической или тепловой обработке резко возросла. Но одновременно рос и риск локального перегрева (и, соответственно, отпуска) металла кузова. Так что химики продолжали колдовать над рецептами недорогих, безопасных и эффективных смывок.
Что же мы имеем сегодня? Увы, в сравнении с началом века каких-то кардинальных решений так и не найдено. Неизменным остался и принцип работы со смывками - «нанеси-подожди-соскобли». Хорошо хоть не надо варить составы самостоятельно - их в достатке выпускает промышленность.
Наибольшее распространение у автомобилистов получили смывки, представляющие собой смеси органических растворителей (например, ацетона, бензола, хлорида метилена, скипидара и других), разрыхлителей (органических кислот - уксусной, муравьиной и им подобных), загустителей (нафталина, различных смол, эфиров целлюлозы, поливинилхлорида) и замедлителей испарения (того же парафина). В этот ряд попадает большинство отечественных смывок, таких, как СД, АФТ-1, СП-6, СП-7, СПС-1, СПС-2, «Смывка старой краски». В продаже чаще всего можно встретить препарат под названием «Автосмывка старой краски».
Как правило, каждая смывка нацелена на вполне определенные типы лакокрасочных покрытий. К примеру, СПС-1 хорошо работает с эпоксидными и алкидными материалами, СП-6 и СП-7 размягчают полиакрилатные и меламиноформальдегидные краски. А вот «Автосмывка старой краски» лучше всего снимает меламиноалкидные материалы, хотя по паспорту должна «поднимать» и нитроэмали. Впрочем, если это и недостаток, то небольшой. В конце концов смыть нитроэмаль можно и ацетоном, и обычными растворителями N 646 и 647.
На этом фоне настоящими универсалами выглядят недавно появившиеся на российском рынке препараты американской компании «АБРО» (ABRO Industries, Inc.) с названием Paint Remover. Вот им подвластны практически любые лакокрасочные покрытия.
Основу этих смывок (более 70% по массе) составляет хлорид метилена (дихлорметан) - чрезвычайно активный растворитель. В чистом виде его иногда применяют для снятия старых и, главное, толстых наслоений лакокрасочных материалов. К примеру, им очищали от краски квадригу на Большом театре в Москве. О других составляющих этих препаратов, кроме тех, которые в обязательном порядке включают в гигиенический сертификат (толуол, метанол), точных сведений нет. Достоверно известно одно: каких-либо кислот американские смывки не содержат.
Смывки «АБРО» в продажу поступают в упаковках двух типов: жидкий препарат в аэрозольных баллонах весом 0,283 кг (нетто) и водоразбавляемая смывка-гель в канистрах (3,79 л). Естественно, на этикетках упаковок имеются соответствующие инструкции по применению. Однако инструкции само собой, но практика подсказывает, что любой препарат имеет свои особенности. Вот мы и решили испытать новую для нас смывку, устроив ей своеобразный экзамен. И, естественно, познакомить с американской продукцией наших читателей.
Для экспериментов взяли два кузовных элемента: капот от «Тойоты», окрашенный акриловой краской, и часть дверной панели от наших родных «Жигулей», не знавшей ничего, кроме отечественной меламиноалкидной эмали.
Вооружились резиновыми перчатками (при попадании на тело препараты сушат кожу, а при длительном контакте вызывают раздражение), кистью, маскировочной лентой «АБРО», толстой полиэтиленовой пленкой и, естественно, ножницами. Конечно, неплохо было иметь и фартук из прорезиненной ткани, но такового, увы, не нашлось.
Чтобы оценить примерный расход аэрозоли Paint Remover, полиэтиленовой пленкой и маскировочной лентой выделили на поверхности капота рабочее пространство - прямоугольник размером 300х460 мм (примерно 0,14 кв.метра). Кроме того, взвесили баллон (без колпачка) на аналитических весах.
По инструкции полагается распылять состав с расстояния 10 дюймов (примерно четверть метра) до появления на поверхности влажной пленки. Но оказалось, что на белом фоне совершенно не видно, как ложится препарат. Пришлось сократить дистанцию до 15-18 см, что слегка увеличило расход.
Первые признаки действия смывки проявились спустя 6-7 минут после ее нанесения: на поверхности появился пузырь вздувшейся краски, который тут же лопнул. Но от него во все стороны уже протянулись «щупальца» из таких же пузырей. Они стремительно росли, захватывая все большее пространство. Очаги появились и в других местах, а вскоре «ожил» весь обработанный смывкой прямоугольник.
Через четыре минуты после появления первых признаков все было кончено: поднявшаяся краска превратилась в ажурный коврик, который без малейших усилий мы сняли шпателем (хотя можно было обойтись и без него). Оказалось, что вместе с краской сошел и весь грунт, а черная фосфатная пленка на металле оказалась совершенно нетронутой, что было бы немыслимо при любом механическом способе.
Израсходовали мы на обработку всего 29,3 грамма препарата, в пересчете - примерно 214 г/кв.метр. Это значит, что одного баллона должно хватить на обработку площади в 1,32 кв.метра или больше, приняв во внимание нашу неопытность. Если оценить перерасход в 20-25%, то в нормальных условиях одного баллона хватит, чтобы «поднять» краску на площади никак не меньше 1,6-1,7 кв.метра.
Однако пришло время перенести испытания аэрозольного состава на улицу. Температура воздуха в тот день была +50 С. Обычные составы на холоде весьма ленивы, ожидать результата можно хоть целый день. Но Paint Remover уверено работал и здесь.
Примерно через 12 минут на поверхности «жигулевской» двери появились первые признаки действия смывки. Характерная деталь: центром развития событий на этот раз стал точечный очаг коррозии. Как и ожидалось, процесс шел заметно медленнее, чем в помещении. Правда, результат оказался таким же. Обидно только, что обнажившийся металл был голым без ка- кой-либо защиты. Стоит ли удивляться, что на наших машинах краска держится максимум два-три сезона?
Тем, кто привык работать с отечественными смывка-ми, гель-концентрат Paint Remover особых сюрпризов не преподнесет. Единственное видимое его отличие от наших препаратов (понятно, кроме потрясающей универсальности) - меньший расход. Это мы специально проверили. Достаточным является уже полумиллиметровый слой (для отечественных требуется 1-3 мм). Наносят гель на обрабатываемую поверхность кистью, а ожидаемый эффект наступает уже спустя 5-6 минут (при комнатной температуре). Полностью процесс заканчивается минут через 10-20, в зависимости от толщины красочного слоя (имеется ввиду толщина всего «пирога» - шпатлевка, грунтовка, краска).
Вывод однозначен - снимать старую краску по-американски легко и приятно. На этой мажорной ноте можно было бы и закончить. Однако, коль скоро речь зашла о смывках, стоит затронуть проблему, о которой стесняются говорить открыто и производители, и многие руководители автосервисов.
Все смывки, какими бы замечательными они не были и где бы ни производились, содержат ряд вредных и даже опасных веществ. Естественно, что при работе с ними следует соблюдать обычные меры предосторожности. Как говаривал один маляр-профессионал, работать со смывками легко, не надо только потреблять их внутрь, протирать ими глаза и поджигать. Не знал, бедняга, что дышать ими тоже вредно. А уж курить в помещении, где ведутся работы, - это рыть себе могилу.
И дело даже не в пожаробезопасности. Просто летучие вещества, содержащиеся в смывках, при нагревании распадаются, образуя яды, по сравнению с которыми оксид углерода (угарный газ, тоже выделяемый при высоких температурах) может быть приравнена к горному воздуху. А поскольку кончик горящей сигареты представляет собой идеальный реактор-концентратор, то курящий вместе с обычной дозой никотина получает целый букет отравляющих веществ. В общем, как говорится, «Минздрав предупреждает...».
|