«Купил подержанную «девяносто девятую» - обошлась недорого, а ходит отлично и выглядит хорошо. И вот не знаю, какую сигнализацию поставить. Это ведь не новенькая «БМВ», на «Клиффорд» я раскошеливаться уж точно не буду. Но и совсем дешевенькую ставить рискованно. Что вы можете посоветовать - чтоб надежно и недорого?»
Сергей Найденов, Москва
И таких писем в редакцию «АБС» приходит немало - особенно от людей, купивших свою первую машину. Собственного опыта нет, советы друзей категоричны, но противоречивы, а реклама, понятное дело, поет песни на манер того кулика из пословицы, который только свое болото хвалит. Не только новичок, но и бывалый водитель теряется в изобилии охранных систем, фирм-производителей, путается в назначении функций с мудреными названиями.
Сотрудники редакции побывали в ряде московских фирм, которые торгуют автосигнализациями и устанавливают их. Обобщив рекомендации специалистов-практиков, сегодня мы предлагаем читателям обзор систем, которые больше всего подходят для отечественных и импортных машин стоимостью от 7 до 15 тысяч долларов.
Сейчас на отечественном рынке по объему продаж лидируют относительно недорогие, но вполне надежные итальянские и американские охранные комплексы. Безусловно, они по ряду параметров уступают тому самому «Клиффорду», но он и выпускается для других автомобилей - не будешь же ставить на машину стоимостью 6-8 тысяч долларов сигнализацию ценой в тысячу баксов. У тех, что попали в наш обзор, цены в диапазоне 200-300 долларов вместе с установкой. Последние слова выделены не случайно - не стоит покупать сигнализации на рынках электроники, где вам могут всучить тайваньскую подделку c липовым гарантийным талоном. Не рекомендуем также покупать систему в одном месте, а монтировать в другом: если она начнет барахлить, продавцы будут обвинять установщиков, а те, в свою очередь, заверять, что это заводской брак. Если же сигнализация куплена и установлена в одной фирме, вы получите общую гарантию и на само устройство, и на его монтаж.
Впрочем, справедливости ради отметим, что заводские дефекты у итальянских и американских охранных комплексов встречаются редко. Ложных срабатываний у них крайне мало - это отмечают и продавцы, и установщики, и сами автомобилисты. А если уж попалась система с таким дефектом, он обычно выявляется в первый месяц эксплуатации, когда действуют гарантийные обязательства.
У всех сигнализаций этого ценового диапазона есть определенный набор основных функций. Они дистанционно запирают и отпирают двери, а так же прерывают одну или несколько электроцепей двигателя. Постановку на охрану система подтверждает звуковым сигналом и миганием габаритных огней. Если у машины с включенной сигнализацией кто-нибудь попробует открыть дверь, багажник или капот - автоматически включится сирена.
Во многих системах предусмотрена возможность поставить автомобиль на охрану без звукового сопровождения. Почти все системы при постановке машины на охрану автоматически сканируют датчики и отключают испорченные. Как правило, сигнализации рассматриваемого ряда позволяют настраивать чуствительность датчика удара и регулировать звучание сирены на свой вкус.
Почти все системы оснащены ультразвуковыми датчиками, реагирующими на изменение объема воздуха в салоне. Достаточно просунуть руку в открытое окно, чтобы он включил сирену. Такой вариант охраны удобен, если жарким днем нужно отойти на пару минут, а окна закрывать не хочется. И, разумеется, прибор известит вас о хулиганах, которые разбили окно, чтобы украсть приемник.
У некоторых сигнализаций есть весьма экзотические функции. Умный электронный охранник может предупредить владельца автомобиля, что появился лишний брелок. Скорее всего это означает, что злоумышленник при помощи сканера «снял» ваш код и изготовил фальшивый пропуск, который и зафиксировала система. Значит, хозяину надо перенастроить свои брелоки. Честно говоря, все это кажется слегка надуманным - если уж вор расшифровал ваш код, похоже, что именно угонщику-то и сообщит индикатор о появлении лишнего брелока. Правда, тому об этом и так известно.
Прежде чем покупать ту или иную систему, подумайте, какие опции вам действительно нужны, а какие будут явно лишними. У одного моего товарища рядом с домом гараж, а на работе охраняемая стоянка. Он месяцами ездит только по этому челночному маршруту. Так нужно ли ему, чтобы сигнализация реагировала на случайный толчок? Нет, конечно, толкать-то некому.
А теперь перейдем к конкретным системам. Для людей, впервые сталкивающихся с проблемой выбора сигнализации, мы постараемся разъяснять наиболее мудреные термины прямо в статье. И еще одно замечание: последовательность упоминания систем абсолютно произвольная, она никак не связана с ранжировкой по качеству, надежности или престижности. По мнению специалистов, вы можете выбрать любую систему из этой десятки и спать относительно спокойно. Относительно потому, что поговорка «машину нельзя угнать лишь у того, у кого ее нет» - увы, справедлива. Хотя это уже другая тема. Итак...
1. Моноблок TERMINATOR 100 появился на российском рынке в 1995 году. Моноблочная конструкция предполагает, что все датчики, сирена и процессор сигнализации находятся в одном корпусе. Это удобно для установщика аппаратуры, а хозяина порадует, что в его новенькой машине не сверлят кучу дырок, чтобы протянуть несколько цепей. В корпусе Terminator 100 смонтированы шеститональная сирена, центральный блок - «мозг» охранной системы, датчики удара и падения напряжения, реле управления габаритными огнями и элемент резервного питания, который автоматически включится при разрядке аккумулятора.
Брелоком можно настроить чуствительность датчика удара и отрегулировать звучание сирены на свой вкус. Для тех, кто возвращается домой поздно и не хочет будить жителей окрестных домов «кваканьем» своей сигнализации, предусмотрена возможность поставить на охрану без звукового сопровождения.
В режиме охраны сигнализация блокирует двигатель при запуске, не позволяет подключить дополнительное питание к электрической сети автомобиля. Словом, сервисных функций вполне хватит любому владельцу недорогой машины.
2. RED SCORPIO. SRS 2000 выпускают с 1996 года. В центральный блок встроены два реле блокировки двигателя, реле управления габаритными огнями, два реле управления приводами дверных замков. В блоке есть дополнительный выход для подсоединения пейджера, освещения в салоне и контроллера стеклоподъем- ников. Сервисных функций у этой сигнализации много. С брелока можно отключить шок-сенсор, если автомобиль, например, припаркован поблизости от железной дороги. Шок-сенсор (по-русски - датчик удара) представляет собой устройство, которое информирует процессор сигнализации, если автомобиль ударили или просто толкнули. Чувствительность таких датчиков порой очень высока: иногда они срабатывают, если рядом проедет тяжелый грузовик или машину качнет воздушной волной от промчавшейся мимо легковушки. Поэтому такие датчики обычно загрубляют, регулируя по вкусу покупателя.
При постановке на охрану система автоматически проверяет все датчики на работоспособность. Есть у нее и так называемый «сервисный режим», позволяющий сдать автомобиль в мастерскую и не торчать на глазах у слесарей. Его можно будет ремонтировать, но уехать на нем посторонний человек не сможет.
3. COSA NOSTRA COMPACT - одна из самых маленьких в мире сигнализаций (90х80х90 мм). В ней применена микропроцессорная обработка сигнала, снижающая количество ложных срабатываний, вызванных изменениями температуры и потоками воздуха. Дальность действия радиобрелока небольшая, примерно 10 метров. Но это компенсируется многообразием сервисных функций и режимов, которые можно запрограммировать прямо с брелока. Сигнализация запоминает причину срабатывания, а потом частотой мигания светодиода показывает владельцу, какой датчик сработал.
В числе функций есть режим Anti-hi-jack - система, выключающая двигатель отъез- жающего автомобиля. Она незаменима в тех нечастых, но очень опасных ситуациях, когда водителя силком высаживают из его машины. Запасным брелоком он включает Anti-hi-jack и мотор глохнет, повторно его просто так не заведешь. Рекомендуем уточнить дальность действия этой системы и по возможности удостовериться, что паспортный параметр соответствует реальному. Кстати, режим Anti-hi-jack можно отключить только тем брелоком, которым он был включен.
4. SIKURA. У этой сигнализации корпус металлический, а не пластиковый, как у других. В комплект входят: сирена мощностью 130 дБ, механический ключ, которым можно отключать «ревун» и цепь блокировки двигателя в случае неисправности системы. Все провода черного цвета.
Сигнализация позволяет включить режим охраны, отключив при этом ультразвуковой датчик и датчик удара.
К системе SIKURA можно подключить контроллер стеклоподъемников и дополнительную сирену.
5. SIRIO 777 TANK интересна системой передачи сигнала с радиобрелока на приемное устройство в автомобиле. Принцип двойного динамического кода прост: с брелока с кратким временным интервалом посылаются два различных сигнала. Но простота этого «дуэта» оказывается весьма сложной, если злоумышленник попробует сканировать ваш код. Сделать это практически невозможно. Кстати, система двойного кода не реагирует на радиопомехи.
Эта модель позволяет дистанционно отключать ультразвуковой датчик и датчик удара. У Sirio 777 Tank есть встроенная функция самодиагностики. Она автоматически исключает из системы неработающий или сломаный во время попытки угона датчик, оставляя саму сигнализацию в рабочем состоянии.
6. LASERLINE 860 - моноблок со встроенными датчиками контроля дверей, багажника и капота. В отличие от предыдущих систем эта сигнализация прерывает не одну, а несколько электрических цепей двигателя.
При постановке на охрану в течение 30 секунд система автоматически сканирует и отключает испорченные датчики. Изменивший частоту мигания светодиод укажет хозяину автомобиля характер неисправностей.
Есть функция Anti-hi-jack, есть режим «паника», включающий сирену брелоком на расстоянии, если хозяин видит, что возле машины вертится кто-то подозрительный. Если пользователь - человек рассеяный и потерял брелок, он может сам перекодировать запасные, чтобы пропавшим не смог воспользоваться угонщик.
7. GAMMA 951-E - моноблок, в котором находятся все необходимые датчики. Оснащен цифровым плавающим кодом. Система кодировки радиосигнала позволяет при каждом нажатии на кнопку брелока применять новую комбинацию, поэтому подобрать код невозможно, а сканировать бессмысленно - в следующий раз «пароль» будет другим.
Сигнализация контролирует напряжение в бортовой сети и автоматически включит автономное питание, если аккумулятор разрядится. У Gamma 951-E есть функция так называемой самопостановки на охрану. Если двигатель выключили, затем водительская дверь открылась и закрылась, а сигнала поставить машину на охрану не последовало, система воспринимает это как рассеянность водителя и через 110 секунд автоматически закрывает все двери. Так что оставлять ключи в салоне автомобиля не рекомендуется - небрежному владельцу придется ехать домой на метро за запасным брелоком.
8. PITON 800 ULTRA резко отличается от всей гаммы недорогих сигнализаций дальностью действия радиобрелока. Поставить автомобиль на охрану можно с расстояния 100 метров. Помимо стандартного набора охранных функций у Piton 800 Ultra есть довольно интересное устройство, которое называется «выключатель-призрак». Им может быть любой выключатель в автомобиле. Принцип действия прост - владелец садится в машину, нажимает определенное количество раз, например, на педаль тормоза, и только после этого двигатель заведется.
Большое количество сервисных функций этой сигнализации можно запрограммировать и при помощи бре-
лока, но запомнить, что означает та или иная комбинация кнопок на пульте, практически невозможно. Поэтому мастер-установщик обычно подключает основной блок сигнализации к обыкновенному компьютеру и запускает программу. Пользователь получает распечатку, где подробно расписано, какая комбинация что означает.
9. PRESTIGE APS - 150A PLATINUM укомплектован двумя пультами дистанционного управления, но если автомобилем пользуется большая семья, можно запрограммировать еще два брелока. Есть режим «паника», можно отменить звуковое сопровождение при постановке на охрану.
10. Владелец EXCALIBUR AL-1000 ATV может запрограммировать функцию, которая блокирует стартер через 90 секунд после выключения зажигания. Есть режим приоритетного отпирания водительской двери.
Именно Excalibur AL-1000 ATV информирует владельца автомобиля о количестве активных брелоков при помощи светодиодного индикатора. Если вдруг появляется лишний брелок, пользователь сразу об этом узнает и перепрограммирует свои. Система автоматически снимает машину с режима охраны, если хозяин при помощи радиобрелока открывает замок багажника.
К этой модели Excalibur можно подключить пейджер и прочие дополнительные устройства.
Такова, в общих чертах, та «десятка», которая выбрана по оптимальному соотношению цены и качества. А цены, повторимся, такие, которые попадают в популярную формулу «не более семи процентов от стоимости машины».
|