Дорогой мой читатель! Ты просто не представляешь, как много разумных и красивых статей можно написать, не выходя из редакции, используя только проспекты и техническую информацию, в избытке поставляемые рекламными отделами различных фирм. Можно описать управляемость последних моделей «Порше» - и при этом ни разу не сесть за их руль; рассказать о разборке и сборке самых сложных двигателей, ни разу не прикоснувшись к гаечному ключу; поведать о достоинствах и недостатках различного ремонтного оборудования, не побывав в авторемонтной мастерской. Естественно, практическая ценность таких статей часто близка к нулю, а еще чаще - имеет отрицательный знак. Потому что непроверенные рекомендации почти неминуемо приводят к ошибкам и неудачам в практической деятельности. С самого основания журнала мы пытались писать только о том, что хорошо знаем или, по крайней мере, видели своими глазами. Мы проводили тестовые оценки различных материалов, инструментов, автомобилей. Многие наши авторы, прежде чем придти в редакцию, попробовали себя в автосервисе. Но в современных условиях даже этого мало. Для того, чтобы качественно изменить лицо журнала, резко повысить информативность и практическую ценность содержащихся в нем материалов, сделать «АБС-авто» одинаково ценным как для широкого круга автовладельцев, так и для профессиональных ремонтников, - а именно такова наша цель, - мы открываем свой автосервис, где кроме обслуживания ваших автомобилей будут проводиться работы по тестированию всего, что имеет отношение к автомобилям.
Позади три месяца напряженных работ. Развалины котельной, построенной в 1936 году и увенчанной 30-метровой дымовой трубой, превратились в шесть просторных ремонтных боксов с установленными в них четырьмя подъемниками, современным диагностическим и ремонтным оборудованием. Мы еще расскажем подробно и об этом оборудовании, и о технических решениях, позволяющих с его помощью существенно повысить качество ремонта. Все это впереди. В настоящей же статье мы постараемся ответить на главный вопрос: зачем почти в центре Москвы (в пяти минутах ходьбы от метро «Беговая») открывать новый автосервис, когда в окружающем районе их уже не менее десяти, включая признанные фирменные центры?
Чтобы подойти к этому ответу, давайте вместе вглядимся в то, что представляет сегодня российский автосервис.
Последние годы для России усиленно предлагается европейская модель развития, базирующаяся на могучих центрах, рассчитанных на обслуживание машин одной фирмы. Фирменные станции с эмблемами «Мерседес», «BMW», «SAAB», «Шкода», с некоторых пор стали привычными деталями московского пейзажа. Активно пропагандируется идея, что только в таких условиях можно сделать качественный ремонт автомобиля соответствующей марки. Спору нет: оснащенные по последнему слову техники, обладающие информационной поддержкой фирмы-изготовителя, такие станции действительно могут обеспечить европейское качество ремонта. Но чудес в природе не бывает. Европейское качество - европейская цена. 130 DM за час работы - средние цены в Европе, и 60-70 $ за час работы в Москве - величины практически сравнимые. Вот только зарплаты подавляющего большинства россиян не сравнимы с европейскими. Отсюда начинаются проблемы.
Можно ли сделать фирменный сервис дешевле? Вряд ли. Набор оборудования, требования к помещению, приемы работ, используемые материалы - здесь все определяется фирмой-производителем. Конечно, не без выгоды для себя. Да и число владельцев данного типа иномарки в наших условиях может быть недостаточным для оптимальной загрузки установленного оборудования. Вот и получается, что нередко, даже при таких высоких ценах ремонта, фирменный автосервис заведомо является планово убыточным придатком к салону по продаже автомобилей. С такой ситуацией хозяева салонов вынуждены мириться, так как невозможно получить права дилеров по продаже иномарок, не организовав их ремонт и гарантийное обслуживание.
Существует ли другой путь развития? Конечно. И придуман он не нами. Наверняка, у многих читателей названия «Бойсе», «Финикс», «Батон Руж», «Таллахаси», «Санта Фе» скорее ассоциируются с марками спиртных напитков, чем с административными центрами штатов Айдахо, Аризона, Луизиана, Флорида, Нью-Мексико. Имея население в несколько десятков тысяч человек и располагая автопарком, состоящим из автомобилей самых различных марок и годов выпуска, они, как и сотни других городков США, обслуживаются десятками тысяч независимых авторемонтных станций, не привязанных ни к одной конкретной марке автомобиля, и готовых ремонтировать и единственный в городе шестисотый мерседес, и форд 1936 года выпуска. Государство поддерживает деятельность независимых механиков, требуя от компаний, поставляющих свои автомобили на рынок США, предоставления для широкой сети независимых автостанций также и информации по их ремонту и регулировке. В результате, на американских серверах сети «Интернет» можно бесплатно или за минимальную оплату получить те сведения, которые считаются в Европе как минимум «для служебного пользования» и предоставляются (не безвозмездно) только своим фирменным станциям. Большое количество американских объединений, ассоциаций и обществ обеспечивают сеть независимых станций запасными частями, расходными материалами, информационной поддержкой по ценам, значительно меньшим, чем европейские. Все это позволяет успешно поддерживать в прекрасном техническом состоянии даже достаточно старые автомобили, эксплуатация которых в Европе давно бы стала невыгодной именно ввиду высокой стоимости ремонтных работ. Да и трудно себе представить существование фирменной станции «Альфа-Ромео» где-нибудь в Анкоридже, где этих машин всего-то несколько штук на всю Аляску. Автор убежден, что для гигантских просторов России сеть универсальных станций американского образца гораздо более перспективна, чем фирменное обслуживание. Естественно, универсальная станция требует куда более существенной квалификации механиков. Условие, легко выполнимое в нашей стране, где наблюдается приток в автосервис людей с высшим техническим образованием. Конечно, работа на таких станциях проводится без заранее созданных технологических карт, требует больших творческих способностей, но уж чем-чем, а золотыми руками и светлыми головами Россия никогда не была обделена.
Вот, собственно, мы и подошли к ответу.
Именно такую станцию, рассчитанную на проведение любых работ на любой марке автомобиля мы и пытаемся создать. Понятно, на это требуется время. Но мы будем работать, чтобы пусть не сразу, пусть через несколько лет наша станция стала образцом, который можно повторить в любом населенном пункте России. Мы считаем, что станция, на которой любой вид работ можно выполнить с качеством не худшим, чем на фирменном (пусть чуть медленнее, но, главное, в 2-3 раза дешевле!), сможет функционировать даже в Москве, где насыщенность рынка авторемонтных услуг особенно велика. Вообще, задача снижения себестоимости ремонта становится особенно актуальна в настоящее время. Вряд ли найдется много клиентов, которые согласятся покрасить свой «Москвич» по прекрасной технологии Шпицхеккер, учитывая, что стоимость 4-х банок краски сегодня составляет 20% стоимости нового автомобиля.
Первый путь снижения себестоимости мы уже указали - долой все, что непосредственно не влияет на качество ремонта: итальянский кафель на стену, специальное покрытие полов, бесшумная вентиляция, фирменное освещение. Без всего этого можно обойтись.
Второе - использование универсального оборудования. Многоцелевые съемники, измерители, оправки и многое другое позволяет минимизировать набор инструментов и резко удешевить его стоимость. А то, что широкую опору «Мерседеса» с помощью обычного винтового съемника можно снять столь же аккуратно, как и с помощью специального приспособления (правда, это будет чуть дольше), очевидно каждому квалифицированному механику.
Опыт показывает, что не только качество, не только цены имеют значение. Не меньше важны комплексность и прозрачность работы, когда владелец машины имеет возможность лично наблюдать все ее этапы. С точки зрения хорошего мастера присутствие заказчика даже желательно при ремонте. Оно позволяет оперативно решать вопросы, возникающие при устранении скрытых дефектов, обнаруженных после того, как машина принята в ремонт или же согласовывать объемы дополнительных работ, о которых хозяин просто забыл.
С другой стороны, прозрачный сервис, где мастера не ходят вокруг машины с видом ученых котов, бормоча непонятные заклинания, быстрее завоевывает доверие владельцев. Наверное, наряду с понятием «семейный доктор» в нашу жизнь скоро войдет и понятие «семейный сервис», под которым мы будет понимать место, где к вашей машине относятся так же, как к своей собственной. Где учтут все ваши пожелания или по крайней мере объяснят, почему их невозможно выполнить. Эта не поданная чашечка кофе составляет подлинную культуру сервиса.
Один из боксов нашей станции специально приспособлен для проведения самых различных тестовых оценок, натурных испытаний и опытных работ. Мы не хотим подменять сертификационные лаборатории и испытательные центры, проводящие свою работу на базе утвержденных ГОСТом методик. Но все-таки, очень хочется своими глазами увидеть (и показать вам, разумеется), что происходит, например, со смолистыми отложениями в стареньком москвичевском двигателе при добавке в его масляную систему фирменных чистящих присадок. Любопытно, допустим, узнать, какой максимальной величины трещину в радиаторе сможет залечить добавка к антифризу, на сколько она эффективней, чем обычный горчичный порошок, и не страдает ли при этом система охлаждения двигателя. Разве не интересно узнать, какой из многочисленных антикоррозийных препаратов лучше предохранит от ржавчины лист обычного жигулевского металла в растворе солей, которыми посыпают московские улицы? Вообще, вопрос сравнения чисто потребительских свойств различных товаров, предназна-ченных для обработки автомобиля, стоит очень остро. Скажем, реклама утверждает, что капот автомобиля, обработанный полиролью известной фирмы, не боится горящего бензина. Другой состав якобы заставляет поверхность сиять, как солнце. А третий препарат вообще экологичен и биологичен, как зеленая лужайка. Но вопрос, какой из этих составов больше подходит для родных «Жигулей» 1990 года выпуска, остается открытым. А уж о том, что подкрасить крыло, обработанное год назад тефлоновой полиролью, можно только после полного удаления лакокрасочного слоя (он глубоко пропитывается тефлоном и теряет адгезию к последующим слоям краски) знают лишь единицы.
Таких вопросов в редакции накопились десятки и сотни. И ответить на них можно, только используя ежедневный практический опыт.
Еще один блок проблем, который мы имели в виду.
Например, стоящую на светофоре «восьмерку», ударили в задний бампер. Видимых повреждений практически нет, бампер «сыграл» и вернулся на место. На первый взгляд кажется, что 100$ с «обидчика» - достаточная компенсация за небольшую вмятину на задней панели. К сожалению, так бывает не всегда. После снятия облицовок и бампера вполне могут быть обнаружены складки днища багажника, деформация усилителей боковин и многое другое. Ремонт может обойтись в несколько раз дороже. Как помочь водителю хоть приблизительно оценить последствия такого рода аварий? Очень просто: нужно подробно, с детальными фотографиями, на примере нескольких конкретных машин описать характерные повреждения, возникающие при различных типах и силах удара. Полагаем, мы сможем это сделать.
А вот еще проблема. Нередко, ремонтируя подержанные иномарки, мы видим, что многие дефекты имеют застарелый характер. Знай о них сегодняшний владелец, он бы не стал покупать этот автомобиль или, по крайней мере, платить за него названную цену. Помочь читателю увидеть скрытые дефекты, объяснить к чему, например, могут привести капельки масла, вытекающие из гидроусилителя руля, возможно только в хорошо проиллюстрированной статье, написанной по результатам ремонта конкретного автомобиля.
Но не только автолюбителям окажется полезным союз журнала с сервисом.. Как говорится, по долгу службы авторам статей пришлось побывать на десятках самых разных сервисов. И, как ни странно, почти всех нас волнуют одинаковые проблемы. Это и совместимость материалов различных производителей, и проблемы надежности сварных соединений и вопросы антикоррозийной защиты. Каждый, к сожалению, решает эти проблемы в одиночку. Мы видели нетривиальные технологические приемы, интересные, а порой и спорные решения. Видели, как сегодня одни совершают ошибки, на которых вчера уже обожглись другие. Обобщить, проверить и донести до читателя опыт работы многих мастеров, работающих в суровых российских условиях, - такую задачу мы также ставим перед собой.
И, наконец, последнее. Прогресс в автомобилестроении, особенно в последние годы, идет очень быстро. Катализаторы, лямбда-зонды, абс-тормоза, компьютерные системы управления зажиганием, инжекторы - вот далеко не полный список новшеств, появившихся в последнее время. А основные средства кузовного ремонта остаются чуть ли не такими же, как в начале века: молотки, поддержки, оправки до сих пор находятся на вооружении жестянщиков. Почему бы не попытаться применить здесь прогрессивные технологические приемы и оснастку, широко используемые в других областях техники? Например, при ремонте поврежденных в бою самолетов или правке деталей ускорителей элементарных частиц. Высокочастотный нагрев, деформация импульсно-магнитным полем с шаблонами изменяемой формы, микроковка, вакуумная вытяжка и многое другое. Понятно, это сложно, требует высокой квалификации работников. Но ведь совсем недавно сварочный полуавтомат выглядел загадочным по сравнению с газовой горелкой. Внедрение новых методов может изменить лицо авторемонтных мастерских, кардинально упростить и уменьшить стоимость ремонта. Конечно, это мечта, но первый шаг на пути ее осуществления сегодня уже сделан, «АБС-сервис» открывает двери.
|