Год назад мы познакомили наших читателей с эндоскопами знаменитой немецкой фирмы Karl Storz («АБС-авто», 1998, № 7) и теми преимуществами, которые дает применение эндоскопов в ремонтной практике. Сегодня появились новые сведения об этих приборах, заставившие нас вернуться к теме.
Заглянуть внутрь агрегата или узла без его разборки - так коротко можно сформулировать идею эндоскопической диагностики автомобиля. Идея эта отечественными автомобилистами воспринимается как нечто новое и передовое, хотя на самом деле ничего особенно нового здесь нет: первые эндоскопы для техники появились за рубежом полвека назад. Но и в России эндоскоп - не бог весть какое чудо. Эти приборы, причем отечественного производства, несколько десятилетий применяются у нас в оборонной промышленности, и особенно широко - в авиации. К сожалению, автомобилестроение и тем более - сфера ремонта автомобилей долгое время оставались у нас в тени глобальных и всеобъемлющих оборонных программ. И только в последние годы появилась возможность использовать достижения оборонных отраслей в так называемом «народном хозяйстве».
Так было и с эндоскопами. Конечно, «фирменный» эндоскоп - той же марки Karl Storz - действительно хорош. По своим качествам он - один из лучших на мировом рынке, и с ним трудно конкурировать. Но помните критерий «качество/цена»? Так вот, у отечественных производителей, создавших наш эндоскоп, именно в этом соотношении и заключен главный козырь. И, как показывает практика, хорошо рассмотреть «внутренности» двигателя или коробки передач удается и с помощью российского эндоскопа.
Одними из первых на отечественном рынке появились эндоскопы марки «Эпос» - приборы двух типов: жесткие и полужесткие (гибкие). Первые иногда называют бороскопами, они применяются там, где есть прямой доступ к исследуемой полости - ведь прямой и жесткий стержень прибора, передающий изображение с объектива на окуляр, не гнется. Бороскопом можно исследовать состояние цилиндров и головок поршней через свечное отверстие, но «посмотреть», к примеру, на клапан нельзя - не хватает угла разворота объектива на конце стержня (он у разных моделей колеблется от 0° до 75°). В подобных случаях, а они на практике встречаются куда как часто, более удобен гибкий эндоскоп.
У гибкого прибора рабочая часть выполнена управляемой - ее можно развернуть даже под углом 180° к оси входного отверстия, через которое исследуется внутренняя полость узла или агрегата. Это достигается с помощью световодов - гибких волокон, передающих изображение и свет вдоль рабочей части прибора. Выпускаются разные модели эндоскопов с длиной рабочей части от 20 см до 3 м и диаметром 8-12 мм, что позволяет выбрать оптимальную конфигурацию прибора для конкретных задач.
Все эндоскопы имеют возможность фокусировать объектив на разных расстояниях (от нескольких миллиметров до 5 м) и снабжены подсветкой. Для этого внутри прибора проходит еще один световод, с помощью которого свет от галогенной лампы, подключаемой снаружи, передается внутрь исследуемой полости, позволяя увидеть мельчайшие детали изображения.
Все приборы обладают высокой стойкостью к маслу, топливу, различным спиртосодержащим жидкостям (включая охлаждающие и тормозные). А это позволяет применять их для визуальной диагностики любой системы автомобиля. Для питания прибора используется автономный источник света, что очень удобно как для мастерской и СТО, так и для «полевого» применения.
Конечно, для серьезной диагностики различных систем автомобиля случайно выбранная модель эндоскопа неудобна. Например, для исследования полости цилиндра нужна определенная конфигурация прибора - длина рабочей части, угол разворота объектива и некоторые другие параметры. К сожалению, специализированного «моторного» эндоскопа отечественного производства пока нет, приходится довольствоваться универсальными моделями. Но первый шаг по пути применения отечественных эндоскопов в ремонтной практике сделан.
|