Блок управления «Микас 7.1» для двигателей ЗМЗ уверенно завоевывает рынок. Но, к сожалению, информации о его функциях и диагностике катастрофически не хватает, особенно в российской глубинке. Цель этой публикации - хотя бы частично исправить сложившееся положение.
Братья «Микасы» - старший и младший
Как известно, с 1997 года на автомобили «Волга» с впрыском бензина (двигатель ЗМЗ-4062.10) устанавливаются микропроцессорные блоки управления «Микас 5.4». В настоящее время его готов заменить «младший брат» - «Микас 7.1». Как и положено молодому поколению, он устремлен в будущее... В этом утверждении совершенно нет никакого пафоса. Как еще прикажете охарактеризовать изделие для перспективных автомобилей ГАЗ, созданное под жесткие европейские нормы токсичности?
Но вернемся в день сегодняшний. Пока что блоки «Микас 7.1» программируются под прежние экологические нормы. Такой подход оправдан. Во-первых, он дает возможность модернизировать находящиеся в эксплуатации автомобили без нейтрализаторов, причем с минимальными затратами. Во-вторых, накопить опыт эксплуатации «седьмых» блоков к моменту массового освоения машин с нейтрализаторами.
Блок «Микас 7.1» создан разработчиками московской фирмы «НПП Элкар», а выпускают его на этом же предприятии и на ряде других приборостроительных заводах. О конструктивных преимуществах нового изделия наш журнал писал неоднократно, поэтому не будем повторяться. А вот о диагностике блока стоит поговорить подробнее.
Контрольная лампа расскажет о многом
Самодиагностика блока позволяет зафиксировать возникшую (или периодически возникающую) неисправность системы управления, а водителю об этом сообщит мигающая контрольная лампа на панели приборов.
Даже новичку не составит труда замкнуть два контакта в диагностической колодке (десятый и двенадцатый) и, включив зажигание, сосчитать количество вспышек лампы. Таким образом, блок сообщит о найденных и зафиксированных в энергонезависимой памяти неисправностях. Так, «Микас 7.1» реагирует на обрыв и короткое замыкание в большинстве датчиков и во всех исполнительных устройствах, включая катушки зажигания. Это особенно важно для контроля расхода топлива и предотвращения «выгорания» каталитического нейтрализатора.
Функция самодиагностики блока «Микас 7.1»
А теперь перейдем к практической части сегодняшнего разговора. При обнаружении неисправности блок управления заносит ее код в оперативное запоминающее устройство (ОЗУ). А при включении режима отображения кодов (о нем чуть ниже) лампа диагностики высвечивает некую последовательность сигналов. Как их следует понимать? Давайте разберем это «по слогам».
Внимание: каждой неисправности соответствует двузначный или трехзначный световой код. Он состоит из следующей цепочки:
• заданного количества вспышек, соответствующего первой цифре;
• короткой паузы;
• заданного количества вспышек, соответствующего второй цифре;
• короткой паузы;
• заданного количества вспышек, соответствующего третьей цифре;
• длинной паузы, определяющей конец кода.
Временные параметры вспышек лампы диагностики приведены ниже.
А упомянутый цикл отображения неисправности состоит из следующей цепочки сигналов:
• трижды инициируется код 12, сообщающий о начале работы системы диагностики;
• трижды инициируется код неисправности, зафиксированный в блоке управления, после чего осуществляется переход к следующему коду;
• после высвечивания всех зафиксированных кодов цикл индикации повторяется.
Ну а более подробную «беседу» с блоком управления «Микас 7.1» можно провести с помощью широко известного диагностического сканера DST-2, нового бескартриджного сканера «Аскан-8» (показан на фото) или программы «Мотор-тестер», установленной на персональном компьютере.
И в заключение мы публикуем таблицу регистрируемых блоком неисправностей и соответствующих им кодов. Надеемся, что эта информация будет полезна всем, кто эксплуатирует автомобили с двигателями ЗМЗ-4062.10, оснащенными блоком управления «Микас 7.1».
|