Лето, которое мы так долго ждали, пролетело быстро. Уже конец августа, и хотя такой изнуряющей жары, как в июле не предвидится, но еще месяц теплой погоды можно гарантировать. Значит, заняться ремонтом кондиционера пока не поздно.
О том, как работает «машина холода» - автокондиционер, как организовать участок для ремонта этих агрегатов, и какие приборы для этого понадобятся, мы рассказали в июне и июле.
Теперь о том, а как собственно, обслуживать и чинить при необходимости эти системы.
Ремонт. Обойдемся без сварки
Причин неисправностей работы автокондиционера много. Кроме утечек фреона это - и засорение магистралей, испарителя или конденсатора, механические поломки компрессора или терморасширительного вентиля, и неисправности в блоке управления. Во всех этих случаях без ремонта или замены неисправных узлов агрегата не обойтись.
Ремонт кондиционера, замена неисправных деталей - это дело квалифицированного слесаря. Однако только слесарных навыков в ряде случаев мало. Очень часто в магистралях, испарителе и конденсаторе образуются сквозные свищи. Конечно, самый простой выход - заменить «дырявый» агрегат на новый. Но, очевидное решение - не всегда самое правильное. Цена этих запасных комплектующих слишком высока, да и иметь в наличии их широкий ассортимент для множества моделей автокондиционеров нереально. Гораздо проще и дешевле «заделать пробоину». Технологии такого ремонта хорошо известны - это сварка и пайка. Таким образом, слесарь, кроме своей основной специальности, должен хорошо владеть и мастерством сварщика. Причем сварщика квалифицированного, владеющего искусством сварки алюминиевых сплавов.
Конечно, рассказать обо всех нюансах такого ремонта, об инструменте и оборудовании мы не в силах. Это - «высший пилотаж» в ремонте кондиционеров, навыки которого обретаются только с опытом. Тем не менее рассказать о совершенно новой технологии ремонта, которую освоили в специализированном техническом центре «Авто-Ленд», мы обязаны.
Речь идет об использовании вместо сварки технологии напыления частиц металлического порошка с помощью специальной установки «Димет» (производства Обнинского центра порошкового напыления).
«Димет» - многофункциональная установка для газодинамического нанесения различных покрытий (в том числе ремонтных) из порошков различных металлов.
К достоинствам такого способа ремонта, в первую очередь, относится тот факт, что покрытия наносятся в воздушной атмосфере, и при их напылении ремонтируемое изделие практически не нагревается. Преимущества этого способа перед сваркой очевидны. В то же время само нанесенное покрытие отличается низкой пористостью и высокой адгезией к поверхности основного металла. Практически покрытие, создаваемое установкой «Димет»,- это металлический слой как бы приваренный к поверхности изделия.
Такой великолепный результат достигается следующим образом. Рабочий инструмент «Димет» - ручная головка, в которую подается сжатый воздух (давление до 1,6 Мпа, расход до 300 л/мин), нагревается в ней до 400-600оС и поступает в специальное выходное сопло, из которого истекает со сверхзвуковой скоростью. Перед соплом расположен питатель, через который в струю воздуха попадает напыляемый порошок, частицы которого с огромной скоростью «выстреливаются» из сопла и, обладая громадной кинетической энергией, буквально «растекаются» на обрабатываемой поверхности, образуя с ней одно целое. Энергия частиц порошка столь велика, что образуется настоящее неразъемное соединение с поверхностью за счет образования межатомных связей. В качестве порошков могут использоваться частицы различных сплавов алюминия, меди, цинка и никеля, дисперсностью менее 200 мкм. Расход порошка (производительность установки) достигает нескольких килограммов в час. При такой производительности заделать сквозное отверстие (размером около 0,5 мм) - дело всего нескольких минут. За это время образуется ремонтный слой толщиной 0,5 мм, абсолютно герметизирующий течи для фреона.
Нередко случается, что дефекты в узлах автокондиционера имеют большие размеры. В этом случае все очень просто. Вначале дефект зачеканивается (или просто затыкается) пробкой из того же материала, что и деталь, а далее обрабатывается газодинамическим напылением. Кстати, в комплект «Димет» входят насадки для сопла не только круглого, но и прямоугольного сечения.
На практике, применение установки «Димет» позволяет специалистам «Авто-Ленд» не только герметизировать любые пути утечек фреона, но и с успехом восстанавливать изношенные детали компрессоров и терморасширительных вентилей автокондиционеров. Естественно, после такого напыления детали подвергаются механической обработке, восстанавливающей их геометрические размеры.
Секреты обслуживания
Следующий после ремонта узлов автокондиционера этап - это проверка герметичности системы и ее заправка. Если удалось обойтись «малой кровью», и кондиционер только дозаправлен после естественной убыли фреона, можно ограничиться только проверкой его узлов на наличие утечек, но при замене деталей и ремонте вакуумирование системы является обязательной операцией. Необходим вакуумный насос, который подключается к системе и откачивает ее. При снижении давления падает температура кипения жидкой фазы, находящейся в системе, и в результате вся влага закипает и «уходит» из системы. Таким образом, вакуумирование позволяет очистить все узлы кондиционера от влаги и различных загрязнений.
Для сбора используются специальные станции, подключаемые к системе и собирающие хладагент в емкость, для последующей очистки.
Само вакуумирование осуществляется в два этапа, на первом из которых система проверяется на герметичность. После предварительного вакуумирования в течение 10-15 мин насос выключают и систему, перекрыв все вентили, оставляют для контроля на 30-40 мин. За это время давление в ней не должно увеличиться, что свидетельствует об отсутствии утечек. Если же давление растет, то необходим дополнительный поиск утечек.
Второй этап - окончательное вакуумирование системы в течение 30-60 мин. За это время из системы автокондиционера эвакуируются остатки загрязняющих масел и жидкостей.
После вакуумирования система заправляется хладагентом с добавлением масла. На этом этапе особое внимание уделяется точному изменению количества фреона, заправляемого в систему. В документации на автокондиционер, а нередко и на специальном шильдике под капотом, указывается точное значение заправляемого фреона в граммах. Естественно, самый простой прибор для заправки фреона - это весы. Надо помнить, что фреон всегда заправляется именно по весу. Выбор весов очень широк, основное требование к ним - возможность взвешивания баллонов весом до 50 кг с точностью до 10 г и наличие функции обнуления. Это позволяет взвесить баллон с фреоном, установить нулевое значение на шкале весов и отслеживать убыль фреона из заправочного баллона, присоединенного к системе.
При заправке системы из баллона существует определенная проблема. При уравнивании давлений в заправочном баллоне и системе фреон перестает поступать в последнюю. Выход из этой ситуации довольно простой. На баллон надеваются специальные нагреватели, и при повышении температуры давление в нем увеличивается, и заправка продолжается.
Упростить операцию заправки позволяет использование заправочного цилиндра, который позволяет одновременно контролировать и количество заправляемого хладагента, и давление в баллоне и системе.
Заправочный цилиндр - это стеклянная колба с нанесенной шкалой, позволяющей определить количество (массу) фреона, находящегося в цилиндре. По этой же шкале определяется масса фреона, выходящего из него. Цилиндр обязательно оснащается манометром для определения истинного давления в емкости, кроме того, в колбу встроен нагреватель для повышения давления хладагента.
Естественно, в систему при заправке добавляется требуемое количество масла, без которого компрессор кондиционера очень быстро выходит из строя.
Ну и, наконец, заключительный этап работы с системой - контроль выполненных работ. Однако, перед его проведением систему необходимо выдержать 10-15 мин. За это время заправленный хладагент равномерно «разойдется» по всей системе.
Основным критерием работы кондиционера, безусловно, является температура воздуха на выходе из испарителя. Но эта температура всегда зависит от температуры воздуха на входе в кондиционер. Задача «машины холода» обеспечить максимальную разницу между температурой воздуха на входе и в салоне (т.е. должную холодопроизводительность), а уж обеспечение заданной на панели управления температуры - это задача системы автоматического контроля. Поддержание требуемой температуры в салоне происходит за счет дискретного включения и выключения компрессора кондиционера.
В трех статьях этого цикла, мы попытались дать сведения о многом: как устроен автокондиционер, как организовать участок для обслуживания и ремонта этих агрегатов, какое оборудование и инструмент существуют на рынке и даже немного поговорили о том, как обслуживать и ремонтировать автокондиционеры.
Ho многие вопросы и проблемы остались «за кадром». Мы не затронули такую актуальную проблему, как перевод системы с хладагента R-12 на новый, экологически безопасный R-134а. Остались в стороне вопросы ремонта системы управления и компрессоров кондиционеров.
Однако рост парка автомобилей, оснащенных кондиционерами, продолжается, и мы еще неоднократно будем возвращаться к этой теме.
Благодарим всех, кто взял на себя труд прочитать этот цикл до конца.
|