Традиционно считается, что цвет грунта, поверх которого наносится окончательное декоративное покрытие кузова автомобиля, не имеет значения. По крайней мере, так было до недавних пор. Эмаль должна все скрыть. Современные тенденции заводской окраски автомобилей в цвета со специальными эффектами типа «металлик», «перламутр» и особенно «хамелеон» предлагают использование более прозрачных красок, требующих нанесения до пяти слоев базовой эмали для достижения необходимого декоративного эффекта.
Такая ситуация, заставляющая автомаляров затрачивать массу времени при кузовном ремонте, активизировала разработчиков Akzo Nobel на творческие поиски нового решения этой проблемы. Естественно, решение было найдено. Был создан новый и совершенно уникальный продукт - система цветных грунтов Colorbuild.
О системе Colorbuild мы уже упоминали в статье «Опять о грунтах» из серии «Профессиональная покраска». По нашим сведениям, интерес к этим материалам у профессионалов малярных участков очень высок, что и явилось причиной более подробного рассказа о них. Верные своей традиции «черпать сведения в чистых источниках», мы обратились за консультацией к профессионалу высшего класса - техническому специалисту фирмы «Акзо Нобель Автопокрытия» Игорю Алексееву. Он любезно согласился не только рассказать о системе Colorbuild, но и провести показательный урок по этой теме.
Вот что он рассказал.
Продукция компании Akzo Nobel в рекламе не нуждается. Новаторство ее разработчиков - одна из составляющих успеха фирмы. Термин «новаторство» означает, что компания постоянно уделяет огромное внимание разработкам новых продуктов. При этом преследуются две цели: первая - улучшение качественных показателей производимых лакокрасочных материалов, а вторая - упрощение технологии их применения.
Появление эмалей с эффектами типа «металлик», «перламутр», «хамелеон» заставило специалистов по окраске задуматься о цвете подложки. В самом деле, декоративные эффекты таких покрытий создаются за счет добавления в основу эмалей металлических, слюдяных или стеклянных частиц. «Игра света» растет с увеличением глубины проникновения света в слой покрытия. Естественно, это достигается использованием более прозрачной эмали, а следовательно, возрастает влияние цвета подложки под эмалью. До появления грунтов Colorbuild цвет подложки меняли, колеруя грунт Autocryl Filler Multicolor, но все-таки этот способ не позволял получить эффективный «глубокий» цвет.
Появление цветных грунтов позволило в корне изменить подход к технологиям как заводской, так и ремонтной кузовной окраски.
Если уж мы заговорили о конвейерной окраске, то в первую очередь надо обратить внимание на цвет внутренних участков кузовов некоторых моделей автомобилей, особенно японских. Очень часто внутренняя часть подкапотного пространства или багажника имеет некоторое отличие в цвете, по сравнению с наружными поверхностями кузова. Да и вообще, видны отличия в фактуре этих покрытий. Так вот, базовый слой эмали на эти участки на заводе не наносится. А то, что мы видим, - это и есть слой цветного грунта. Наверняка, на конвейерах этих автопроизводителей применение цветных грунтов дает огромную экономию за счет снижения расхода эмали, ведь в любом случае слой грунта наносить необходимо. Ну а декоративный эффект грунта на скрытых участках не столь важен.
Кстати, цветные грунты имеют немаловажное достоинство в процессе эксплуатации. Со временем на слое покрывной эмали могут появляться мелкие сколы. По большей части к их заделыванию прибегают из-за того, что они придают автомобилю неопрятный вид - наружу проступают загрунтованные участки другого цвета. Если же кузов загрунтован цветным грунтом, то эти дефекты практически незаметны.
Ну а теперь, непосредственно, о системе грунтов Colorbuild. В систему входит шесть грунтов: четыре цветных (красный, желтый, зеленый, синий), а также черный и белый. Все они обладают одинаковыми физико-химическими свойствами и допускают смешивание в любых пропорциях.
Это позволяет подобрать цвет подложки в точном соответствии с цветом ремонтной эмали. Для облегчения этих задач система Colorbuild комплектуется цветовой документацией - колеровочными веерами.
Таким образом, цветной грунт позволяет повысить укрывистость покрывных эмалей, облегчает и ускоряет ремонт, а также снижает расходы.
С этой точки зрения, наибольшую выгоду можно получить при ремонте поверхностей больших площадей. При их ремонте, за счет нанесения меньшего количества слоев краски, можно добиться до 50% экономии базовой эмали.
Грунты Colorbuild очень удобны при окраске элементов сложного профиля. К примеру, бампера ряда автомобилей в разрезе представляют поверхность сложной кривизны с глубокими впадинами. После покрытия всей такой поверхности цветным грунтом вовсе необязательно стремиться так же тщательно окрасить ее эмалью. Достаточно нанести окончательное покрытие только на хорошо видимые участки, и будет достигнут эффект полностью нанесенного декоративного покрытия.
Однако одними декоративными свойствами достоинства системы Colorbuild не ограничиваются.
Одно из преимуществ этих грунтов - их прекрасный розлив.
В зависимости от степени разведения грунты Colorbuild можно наносить как грунты-выравниватели в несколько слоев, с общей толщиной слоя до 300 мкм, или методом «мокрый по мокрому» с толщиной слоя 30 мкм. В последнем случае используется универсальный отвердитель Colorbuild Hardener и стандартный разбавитель Sikkens 1.2.3. Thinner, что дает возможность готовить смесь с вязкостью 14-15 сек. Грунты Colorbuild - быстросохнущие: всего через 12-15 мин на слой грунта толщиной 30 мкм можно наносить покрытие базовой эмали.
При нанесении грунтов Colorbuild необходимо учитывать специфическую особенность, связанную с их быстрым высыханием. При нанесении нескольких слоев грунта работу необходимо начинать от краев ремонтируемой зоны по направлению к ее центру.
Используя пистолет с диаметром сопла 1,4-1,6 мм, можно получить загрунтованную поверхность высокого качества, допускающую мокрое шлифование (бумагой Р500-Р1000) или сухое (бумагой Р320-Р500).
Грунты Colorbuild прекрасно шлифуются и обладают хорошими антикоррозионными свойствами. В ряде случаев возможно их нанесение даже на «голую» сталь.
Естественно, грунты совместимы со всеми остальными материалами Sikkens, и при проведении ремонта допускается применение антикоррозионных грунтов типа Waschprimer CR.
Грунты Colorbuild при нанесении очень «дружелюбны», как и ряд других продуктов Sikkens, «прощают» некритические ошибки мастера. Этот материал не стекает при нанесении на вертикальные поверхности и имеет низкую степень опыла, что позволяет получить покрытие без шагрени.
В случаях появления дефектов при грунтовании, особенно способом «мокрый по мокрому», больших проблем не возникает. Через 45 минут после насенения грунта дефектный участок шлифуется бумагой Р1200, и - можно наносить покрытие.
Нанесенный грунт, приготовленный по схеме «мокрый по мокрому», не следует «пересушивать» более 4 часов перед нанесением эмалевого покрытия. Ну а если так случилось, то перед нанесением эмали загрунтованная поверхность должна быть зашлифована.
Мы неоднократно называли грунты Colorbuild системой, что непременно означает наличие в ней гаммы растворителей, позволяющих работать при пониженной и при повышенной температурах. Также предусмотрена возможность изменения вязкости грунта в зависимости от объема предстоящих работ: грунтование больших поверхностей или только локальный ремонт. Colorbuild может с успехом использоваться и для таких непростых операций, как ремонт пластиковых деталей.
Как и при использовании обычных грунтов Sikkens, в этом случае пластиковые детали вначале покрываются соответствующим адгезионным грунтом (Plastoflex или 2К-РР/EPDM), а затем грунтом Colorbuild с пластифицирующей добавкой Elast-o-Actif.
Система Colorbuild разработана концерном Akzo Nobel с учетом того, что производительность труда на окрасочном участке является ключевым фактором повышения его прибыльности. Поэтому важна любая экономия времени и трудозатрат при окраске.
Естественно, как и другие продукты окрасочных систем Sikkens последнего поколения, Colorbuild допускает сушку и при комнатной температуре и не боится перегрева; возможна ускоренная ИК-сушка.
В первом случае, грунт можно обрабатывать через 3 часа, а во втором - через 30 мин сушки при 60oС.
Такие свойства дают возможность проводить операции по подготовке кузова к окраске вне окрасочно-сушильной камеры, причем с высоким уровнем качества. А это опять-таки экономия времени (нет необходимости закатывать автомобиль в камеру) и энергозатрат при работе камеры.
Подводя итоги, можно сказать, что система цветных грунтов Colorbuild должна стать обязательным элементом любого малярного участка, претендующего на то, чтобы считаться современным.
|