Обувь по размеру, качеству и сезону |
НИКОЛАЙ ХРИСТОФОРОВ |
Обувью для колеса является пневматическая шина, основное назначение которой - сделать колесо мягким, дабы оно при своем движении "облегало" небольшие неровности, не передавая толчков автомобилю. Само колесо известно с незапамятных времен, но пневматической шине всего чуть более века. Вначале она представляла собой обычный резиновый шланг, усиленный снаружи хлопковым рукавом. Такие шины часто повреждались. Развитие автомобиля требовало обуви другого качества. Появились понятия сцепления с дорогой, курсовой или боковой устойчивости, предельной нагрузки, износостойкости и многие другие. Шинная промышленность уверенно превращалась в одну из крупнейших отраслей. "Диагональ и радиалка", или что написано на "боковине" Выбирая обувь, человек часто руководствуется субъективными ощущениями. Главное, чтобы ботинок нравился и хорошо "сидел". При выборе "обуви" для автомобиля такой подход невозможен. Необходимо строго следовать определенным правилам, уметь читать обозначения, нанесенные на боковые шины. О том, как расшифровывать маркировку шины, мы поговорим чуть позже. А вначале - о шинах диагональных и радиальных. До 1948 г. все автомобили обувались в диагональные шины, имевшие каркас из кордовых слоев с перекрещивающимися нитями. В радиальной шине, впервые выпущенной фирмой "Мишлен", нити корда были натянуты от борта к борту без перекрещивания. Конструкция оказалась настолько удачной, что в настоящее время нигде в мире, кроме, пожалуй, СНГ и Индии, диагональные шины уже не выпускаются. Обусловливается это преимуществами радиальной шины. Она долговечнее - пробег 60-80 тыс. км считается нормой. Жесткий брекер не позволяет протектору деформироваться при движении, и за счет этого пятно контакта с дорогой стабильнее на всех режимах, особенно при боковых нагрузках и высокой скорости. Как результат, радиальные шины допускают гораздо более высокие скорости движения, чем их диагональные предки. И это, пожалуй, главная причина по популярности в странах, имеющих хорошие дороги. А если дороги плохие, каких в нашем Отечестве великое множество, то все достоинства радиальной шины тут же испаряются. Наши дороги уравнивают все шины, как людей в бане. О скоростных преимуществах, а тем более о боковой устойчивости, говорить бессмысленно. В то же время набить "грыжу" на нежной боковине "радиалки" намного легче, чем на диагональной шине. Так что и большая их ходимость - вовсе не факт. Что же остается? Остается главный недостаток радиальной шины - высокая цена. Родная "диагоналка" минимум в 2-3 раза дешевле самой простой радиальной шины. Вот тут и вступает в действие закон разумной целесообразности для большинства отечественных автомобилистов, карманы которых не отягчены лишними деньгами. Вывод простой: во множестве случаев шарахаться от "диагоналки" не следует. Служила она верой и правдой почти сто лет и еще послужит. А вот теперь вернемся к маркировке. С диагональной шиной совсем легко, практический интерес представляют только две цифры: монтажный диаметр и ширина профиля шины. С маркировкой радиальной шины сложнее. На ее боковине присутствуют до трех десятков меток в виде слов, цифр, букв и пиктограмм. К счастью, только часть из них имеет значение для покупателя. Остальные несут служебную информацию. Все зарубежные шины, независимо от страны-производителя, соответствуют трем стандартам, обозначенным буквами на боковине. DОТ - Department of Transport (американский стандарт). Обведенная кружочком буква E с обязательной цифрой от 1 до 16 в том же кружке - европейский стандарт, при этом цифрой обозначена одна из шестнадцати стран, наделенных правом сертифицировать продукцию. Наконец, не редкость и шина с двойным обозначением E и DОТ, показывающим, что шина сертифицирована как для Европы, так и для США. Стандарты Е и DОТ во многом совпадают. После обозначения стандарта идет группа буквенных и цифровых символов, заканчивающихся тремя цифрами. Эти цифры означают дату изготовления. Например, последние три цифры 187 означают, что шина выпущена в восемнадцатую неделю 1997 года. В остальных символах зашифрован код конструкции шины, название фирмы и месторасположение завода-изготовителя. Расшифровка этих символов интереса не представляет. Название фирмы отштамповано крупными буквами на боковине. Это лицо производителя. Заводы же могут быть в любой точке планеты, но требования к качеству продукции везде одинаковы. Особо интересующиеся могут найти расшифровки у крупных дилеров, торгующих шинами. В типоразмерной строке, символы в которой всегда идут в определенном порядке, заложена наиболее важная информация. К примеру, 215/75R14 90 Т. В стандарте DОТ впереди может стоять буква Р - passengen. Цифра 215 означает ширину профиля шины между наружными стенками боковины в миллиметрах. Высота профиля шины отражена в цифре 75, означающей процентное отношение высоты профиля шины к его ширине. Для нашего примера высота профиля составит 161 мм. Если процентное состояние не указано, то подразумевается, что высота профиля составляет 80-82 процента от его ширины. В случае особо скоростных шин высота профиля может составлять всего 30-35% от его ширины. Но это для любителей. Далее идет индекс R14, означающий, что мы имеем радиальную шину с монтажным диаметром 14 дюймов. Следующая цифра - индекс допустимой нагрузки, математически никак не связанный с конкретным весом. Необходимо обратиться к специальной таблице. Иногда индекс расшифровывается - пишется MAX LOAD (максимальная нагрузка) и указывается ее значение в килограммах (kg) или английских фунтах (lbs). В нашем примере цифра 90 обозначает нагрузку до 600 кг. Точное значение максимальной нагрузки на каждое колесо конкретного автомобиля дается в его описании и зависит от конструктивных особенностей и рекомендуемых условий эксплуатации этого автомобиля. Выбор шины по этому параметру без "привязки" к автомобилю недопустим. И, наконец, еще одна буква, означающая скоростную категорию данной шины. Этот индекс, как и предыдущий, расшифровывается с помощью таблицы. Особо следует отметить, что индекс скоростной категории обозначает именно максимальную скорость для данной шины, определенную по результатам стендовых испытаний. Превышение этой скорости - смерти подобно, а в реальных условиях скорость не должна превышать 80% от максимальной. Шина, как и любая другая обувь, должна выбираться по сезону. Но следует учитывать, что строгого разграничения на покрышки только для лета или, допустим, зимы не существует. Технологии производства и материалы, из которых изготавливаются шины, столь совершенны, что позволяют использовать их всесезонно. Ну а выбор рисунка протектора зависит от конкретных условий эксплуатации и возможностей и пристрастий покупателя. Тем не менее, сезонные и погодные метки на боковине шины все же присутствуют. Обозначения AS - Allseasong (все сезоны) или AW - Any Weather (любая погода) говорят о всесезонности шины и возможности ее использования на мокром, скользком или заснеженном покрытии. То же самое означают метки Ms - Mud+Snow (грязь + снег) или Rw - Road+Winter (дорога + зима). Погодные метки Aqua (вода) или Rain (дождь) не выделяют шину в какой-то особый класс, но говорят о некоторых особенностях рисунка протектора. Это одна или несколько глубоких канавок по центру протектора и косые поперечные канавки для выдавливания воды при движении. Эти ухищрения направлены на борьбу с эффектом аквапланирования. Производители особо подчеркивают повышенную безопасность своей продукции при движении по мокрым или скользким дорогам. Следующая важная для потребителя метка - TWI - Tread Wear Indicator (индикатор износа протектора). Метки TWI, как правило, их шесть с каждой стороны протектора, указывают на то место, где надо искать сам индикатор - выступ высотой 1,6 мм. При «облысении» протектора до этого выступа шину необходимо менять в обязательном порядке, т.к. резко уменьшается сцепление с дорожным покрытием. О последствиях можно не рассказывать. В последнее время конструкция шины все более усложняется, что требует соблюдения определенных требований при ее монтаже и установке готового колеса на автомобиль. Информация об этом обязательно дается на боковине шины. Соблюдение этих правил обязательно. Направление вращения обозначается крупной стрелкой и надписью Rotation (вращение). Менее понятны надписи Side Facing Unwords (сторона, обращенная внутрь) и Side Facinq Out (сторона, обращенная наружу). Эти обозначения присутствуют на шинах с асимметричным рисунком протектора. Нарушение предписанной установки чревато самыми серьезными последствиями. Индексы НР и UНР означают элитный класс шины, а следовательно, и уровень ее цены. Эти изделия обладают повышенной прочностью и износостойкостью. Принадлежность к элитному классу может подчеркиваться и собственным именем такой шины. Например, Eagle (орел) шины фирмы Good year. Маркировка шины АТ All Terrain (внедорожная) - в расшифровке не нуждается, а символ в виде цветка и надпись Eco Flex - дань защитникам экологии. При изготовлении таких шин используются материалы, не дающие токсичных отходов при их переработке и утилизации. Надписи Tubeless (бескамерная) и Tube Type (камерная) также понятны. И все-таки - два слова о них. Появление бескамерных шин продиктовано соображениями безопасности. Специальный тонкий слой резины внутри такой шины выполняет роль камеры, а вентильное отверстие в диске плотно закрыто уплотняющей пяткой самого вентиля. За счет этого давление в бескамерной шине при проколе сохраняется значительно дольше. Иногда о том, что колесо проколото, узнают только утром. В камерной же шине при проколе воздух выходит очень быстро через вентильное отверстие диска. Кроме того, бескамерная шина меньше весит и проще балансируется. Конечно, выигрывая в одном, проигрываем в другом. Бескамерную шину труднее монтировать, да и требования к дискам выше. Завершая наш справочный обзор маркировки шин, нельзя не упомянуть метки, проставляемые ОТК производителя. Общего правила их расшифровки не существует, но о том, что они бывают, знать необходимо. Качество шины - это безопасность автомобиля. Вся выпускаемая продукция проходит тотальный многоступенчатый контроль у производителя. Если при этом обнаруживаются отклонения от стандартов, то на шину наносится особая метка, означающая, что шина предназначена для продажи по сниженной цене или для переработки. По вполне определенным причинам такие шины могут попасть в продажу на наш рынок. Самый легкий случай - если на шине европейского производителя водостойкой краской нанесена метка ДА. Она означает наличие незначительных дефектов, не препятствующих нормальной эксплуатации шины. Однако беда в том, что метки, нанесенные краской в Европе, в России легко смываются растворителем. Особо следует остерегаться новых шин со следами абразивной обработки того места, где точно стояла рельефная метка. Так просто метки на шине не убирают, и кто знает, какое предостережение уничтожено. |
Таблица индексов скоростной категории |
|||||||||||||
Индекс |
X
|
L
|
M
|
N
|
P
|
Q
|
R
|
S
|
T
|
H
|
VR
|
W(ZR)
|
V(ZR)
|
Максимальная скорость, км/час |
110
|
120
|
130
|
140
|
150
|
160
|
170
|
180
|
190
|
210
|
240
|
270
|
300
|
Таблица индексов грузоподъемности |
||||||||
Индекс |
50
|
60
|
70
|
80
|
90
|
100
|
110
|
120
|
Допустимая нагрузка, кг |
190
|
250
|
335
|
450
|
600
|
800
|
1060
|
1400
|
РВся информация о размере шины и условиях ее эксплуатации заложена в этом обозначении: 1)Ширина профиля, мм; 2)Высота профиля в процентах от ширины; 3)Монтажный диаметр обода в дюймах; 4)Индекс грузоподъемности; 5)Индекс скоростной категории; 6)Индикатор износа |
Нити каркаса радиальной шины (слева) натянуты от одного борта к другому. Каркас диагональной шины (справа) состоит из нескольких слоев, нити которых перекрещиваются |