Дефицит при изобилии или "Три поросенка и серый волк" (публикуется в сокращении)
Дмитрий ДАНЬШОВ директор фирмы "Механика"

То, что обычно предлагает рынок для тех же "ВАЗовских" моторов, зачастую просто непригодно для установки в двигатель. Детали могут не соответствовать по размерам и материалу техническим требованиям ВАЗа, хуже того, просто оказаться сделанными вопреки здравому смыслу.

Обезопасить себя от таких изделий можно с помощью всестороннего контроля. Но не стоит заблуждаться - даже если обнаружится откровенная халтура, менять ее у того же продавца бессмысленно, поскольку взамен одного брака выдадут другой.

Направляющие втулки клапанов

Наибольшая неприятность - это некачественный материал. Направляющие втулки должны быть металлокерамическими, а не стальными или чугунными. Определить это можно только "разрушающим" контролем - разбить молотком одну из втулок комплекта. Она не должна плющиться или трескаться, а обязана честно разбиться.

Разброс по наружному диаметру направляющих и всевозможные отклонения (конус, бочка, эллипс) должны укладываться в 0,01 мм.

Весьма распространенный дефект - неточная посадка под колпачок. Особенно обидно, когда эта неприятность обнаруживается уже при сборке. Колпачок на такую втулку либо не лезет и рвется, либо соскакивает.

Отверстие под стержень клапана должно иметь припуск на обработку разверткой, то есть стержень клапана не должен входить в новую направляющую, в крайнем случае, входить с трудом. Наличие спиральной канавки в отверстии желательно, это улучшает условия смазки и служит дополнительным лабиринтным уплотнением.

Хорошее качество обеспечивают импортные направляющие для ВАЗов: к примеру, итальянские Metelli, поставляемые в Россию через финскую фирму Koivunen и венгерскую фирму Szakal-metal, немецкие SM и некоторые другие.

Некоторые мастерские, имеющие токарный станок, заказывают заготовки, выполненные методом порошковой металлургии (около 2 рублей за штуку) и для своих нужд изготавливают направляющие втулки сами. Хлопотно, но с гарантией качества.

Клапаны

Импортные например, Kolbenscmidt и SM, при великолепном качестве имеют слишком высокую цену - 5 долл.США за впускной и 7 долл.США за выпускной клапаны. Итальянские клапаны - разумная альтернатива, поскольку они заметно дешевле.

Из российских изделий отметим несколько. "Челябинские" клапаны "идут" по 45 руб. за штуку. В принципе они работоспособны, но разброс по диаметру стержня около 0,03 мм. Иногда тарелка и рабочая фаска образуют почти острую кромку, что чревато местным перегревом тарелки и прогаром клапана. Так или иначе, перед установкой фаску приходится обрабатывать заново.

"Луганские" клапаны - наиболее приличные. У них разброс по диаметру стержня обычно лежит в пределах 0,01 мм, да и концентричность рабочей фаски вполне на уровне.

Особо следует отметить клапаны в упаковке TRW - не исключено, турецкого происхождения. Они не выдерживают никакой критики: присутствуют все мыслимые неточности размеров и даже недостаточная твердость стержня, который иногда расклепывается рокером при работе.

Валик привода вспомогательных агрегатов

В народе эту деталь иногда называют "поросенком", видимо, по причине ее загадочности. Например, бывают чугунные и стальные "поросята". Стальные лучше не использовать: может быть, среди них есть работоспособные, но обычно как-то не везет. Чугунные встречаются "ВАЗовские", "ульяновские", "воронежские" и "неопознанные". "ВАЗовские" - самые приличные. Правда, грешат иногда неточностью диаметров, забоинами и рисками (возможно, полученными при транспортировке). "Ульяновские" - тут ко всем огрехам добавляется грубая обработка фланца под звездочку на шестерне. А "воронежские поросята" - это те же "ульяновские" плюс недорезанная резьба под болт крепления шестерни.Брака и, соответственно, бракоделов так много, что можно даже сформулировать некие общие тенденции «свиноводства»:

Во-первых, неточность диаметров шеек есть у всех пород "поросят". Даже внутри одной партии разброс порядка 0,1 мм - обычное дело.

Вторая беда - плохая термообработка, точнее, ее отсутствие.

Про третью беду - недорезанную резьбу - мы уже говорили. Добавим сюда недоточенную проточку под фиксирующую пластину. Чтобы таких "поросят" привести в чувство, их приходится дорезать и дотачивать.

Замыкает список особо "садистская" шутка некоторых заводов. Это когда после всех мучений и доделок выясняется, что фиксирующий штифт не попадает в соответствующее отверстие звездочки, т.к. установлен на другом диаметре.

Вкладыши "поросят"

От наиболее распространенных сталеалюминиевых лучше отказаться - они тяжело обрабатываются развертками и имеют при этом склонность к дроблению. Более удачны сталебронзовые вкладыши, причем самыми ходовыми их размерами оказываются ремонтные (0,15 и 0,25 мм). Что совершенно естественно, раз в дело идут в основном ремонтные "поросята" как новые, так и восстановленные.

Шатуны

Они бывают двух типов - "ВАЗовские" и "луганские". Точность размера нижней головки у обоих производителей, что называется, "оставляет желать" - при проверке 10-15% изделий не укладываются в заводской допуск. Помимо этого, шатунные болты входят в отверстия крышки шатуна с приличным зазором и не обеспечивают точного ее центрирования. В результате смещение крышки достигает 0,05-0,1 мм у "ВАЗовских" шатунов и 0,03-0,06 мм - у "луганских".

Дефекты у стыка крышки с шатуном - весьма характерная особенность "ВАЗовской" продукции. Например, "замятости" у стыка приходится просто считать допустимыми, иначе как вообще эти шатуны использовать? Дефекты пазов под замки вкладышей - тоже обычное дело.

По массе "луганские" шатуны на 40-50 г тяжелее "ВАЗовских". "Мяса" у них действительно больше. И поковка менее аккуратная. Гораздо интереснее другое. Встречаются "луганские" шатуны, которые имеют габаритный размер нижней головки больше 76,0 мм или даже 76,4 мм.

Цена, несмотря на практически идентичное качество, отличается заметно: "ВАЗовские" шатуны стоят 400-450 руб., а "луганские" - только 250-300 руб.

Прокладки ГБЦ

Для "ВАЗовских" двигателей их делает масса производителей. Основные отечественные заводы - в Егорьевске и Ярославле. "Егорьевские" прокладки - лучшие, ведь Егорьевский завод - это полностью лицензионное производство фирмы Elring, да к тому же основной поставщик ВАЗа. Цена "егорьевских" прокладок около 50 руб.

"Ярославские" - традиционные отечественные прокладки. Материал более мягкий и упругий. Никогда не поставлялись на основное производство, да и вообще, по сути, эти изделия устаревшие.

Из импортных отметим "венгерские" изделия. Изготовлены они красиво, но слишком жесткие - часто не обжимаются и не уплотняют по периметру блока. Их цена 3-3,5 долл. США. Индийские прокладки неплохие и вполне работоспособные (3-3,5 долл.США). Испанские Glaser - просто хорошие (80 руб.). Немецкие Goetze - тоже, если не "турецкого" производства (250 руб. за комплект).

Что осталось? Конечно, поршни и поршневые кольца - наиболее ответственные детали мотора. Некачественных изделий здесь особенно много. И все же отметим, что лучшие кольца - фирм SM и Kolbenschmidt, а поршни - Mahle, Kolbenschmidt, "Роситал" и "Самара-трейдинг". А худших столько, что даже не перечислить.

Вывод из всей собранной нами информации напрашивается сам. Мы сформулируем его в виде вопроса: если качество отечественных комплектующих, которые поступают в запчасти, такое низкое, то каким будет качество серийных моторов?

Изношенный эксцентрик привода бензонасоса. Термообработкой здесь и не пахнет.
Эти направляющие из загадочной «ведерной» стали от не менее загадочного производителя сегодня наводнили все рынки. Проверено: клапан в такой втулке непременно заклинивает.