Дизель на японском легковом автомобиле (продолжение) публикуется в сокращении
Григорий ЦВЕЛЕВ директор фирмы "Моторсервис"

Многие ведущие японские автомобилестроительные фирмы традиционно производят и устанавливают на свои автомобили дизели собственной разработки. Исключение составляют фирмы Honda, Subaru и Suzuki, выпускающие только бензиновые моторы.

Вообще, дизели японского производства весьма разнообразны по конструкции и интересны по техническим и технологическим решениям. Можно даже сказать, что японская техника имеет свой собственный "стиль", отличающий ее от конкурентов из Европы. В одной из прошлых публикаций ("АБС-авто", 1998 №1) мы отметили, например, меньшие запасы прочности отдельных деталей японских дизелей. Но "меньшие" - это не значит "недостаточные". Просто японские дизели технически более совершенны, спроектированы рациональнее и в эксплуатации демонстируют высокие надежность и моторесурс. Правда, когда они попадают в неумелые руки, то нередко быстро выходят из строя. Но, как известно, неумелые руки - зло даже для их обладателя.

В то же время, как это ни покажется странным, японские инженеры по части конструкторских решений дизельных моторов довольно консервативны. К примеру, некоторые модели дизелей выпускаются в течение 15 и более лет без серьезных изменений, а последние новинки в дизелестроении, такие как электронное управление топливоподачей, иногда внедряются на несколько лет позже, чем в Европе. Да и не стоит забывать, что топливная аппаратура японских дизелей выпускается тремя фирмами - Diesel Kiki, Nippon Denso и Zexel по лицензии фирмы Bosch. Правда, при сохранении ряда общих узлов и деталей она все же заметно отличается от немецкого "оригинала". Например, форсунки и распылители японских моторов обычно раза в полтора меньше европейских аналогов.

Миниатюризация "по-японски":
на большинстве японских дизелей ставятся распылители меньшего размера, (справа), чем у "европейцев" (слева).

Только на некоторых дизелях (Nissan RD28T, SD33T и др.) применяются форсунки "стандартного европейского" исполнения (справа).
Они заметно больше японских (слева).

Металлическая "обратка", устанавливаемая на всех японских дизелях, требует аккуратности при монтаже и особенно демонтаже.

С балансирными валами двигателей Mitsubishi в эксплуатации и ремонте связано немало проблем.