Старые приборы на новый лад (публикуется в сокращении)
Николай ХРИСТОФОРОВ

Осциллоскоп. Электроника, управляющая работой современного автомобиля, не намного проще тех устройств, что управляли системами первых космических ракет. Подступаться к ней, вооружившись контрольной лампой, немыслимо. Автомобиль буквально напичкан датчиками: детонации, АBS, ВМТ, лямбда- зонд - далеко не полный их перечень. Величина сигнала каждого датчика строго определена, более того, каждый сигнал должен иметь определенную форму. Прибор для измерения величины сигнала и фиксации его формы хорошо известен - это осциллограф.

Однако гораздо удобнее специальный автомобильный осциллоскоп с жидкокристаллическим экраном. Фирма SUN предлагает осциллоскоп LS-2000 с размером экрана по диагонали 5 дюймов. Прибор двухканальный, т.е. позволяет одновременно отображать на экране два сигнала от различных источников. Осциллоскоп питается только от собственного внутреннего источника.

Инструкция же по расшифровке и эталон заложены в память прибора и могут быть выведены на экран в любой момент. Для особых случаев имеется набор внешних карт со специфическими данными, вводимыми в LS-2000 в каждом конкретном случае. Любой из исследуемых сигналов некоторое время хранится в памяти прибора, что позволяет полно и точно исследовать работу данной системы. Даже самый короткий импульс можно "растянуть" во времени - электроника позволяет увеличить его время жизни на экране до шестидесяти секунд.

Опять о тормозах. Не следует думать, что специалисты SUN разрабатывают только электронные приборы для диагностики. В их "репертуаре" имеются и чисто механические устройства. Одно из них, предназначенное для проточки тормозных дисков, также отличается от других хорошо известных аналогичных приспособлений и заслуживает особого внимания.

Проточка тормозных дисков - операция при обслуживании автомобиля необходимая, но проводят ее крайне редко. А зря. Даже если после длительной эксплуатации диск имеет кажущуюся ровной поверхность, на которой отсутствуют видимые следы износа, это впечатление обманчиво. В процессе работы неминуем неравномерный износ. Как следствие, ближе к центру диск тоньше, чем по краям. И, хотя разница в размерах невелика, этого нарушения геометрии вполне достаточно для снижения тормозного усилия на 5-8%. А это может обернуться как раз теми сантиметрами, которых может не хватить в критической ситуации. Мы намеренно не обсуждаем случаи, когда при торможении педаль отчетливо дергается в такт с биениями тормозного диска - тут все ясно.

При замене комплекта тормозных колодок проточка рекомендуется всегда. Так считают производители, сама же по себе эта операция несложная.

Установка МАD2000 позволяет проточить диск, не снимая его с автомобиля. По сути это - обрабатывающий модуль с двумя резцами, что позволяет протачивать диск с обеих сторон, и автономный электропривод для вращения тормозного диска на оси колеса автомобиля. Естественно, само колесо и суппорт должны быть предварительно демонтированы. Передвижение резцов может осуществляться как от привода с помощью ходового винта, так и ручной подачей. В общем-то, идея крайне проста: с помощью привода диск вращается со скоростью 98 оборотов в минуту, а съем металла и выравнивание поверхности осуществляются трехгранными режущими пластинами из твердого сплава на основе карбида вольфрама. Кроме того, имеется комплект переходников, позволяющий закрепить устройство на суппорте любого автомобиля. А недавно в продажу поступила универсальная раздвижная скоба для тех же целей.

Обработка одного диска с помощью МАD2000 занимает не более пяти минут, а высокая цена устройства - 3600 долл. США, - компенсируется тем, что оно очень долговечно. Единственной изнашиваемой частью являются трехгранные режущие пластины. Но каждая из них может использоваться до износа всех шести граней, на обеих сторонах пластины.

Ищем течь. Найти течь в устройстве, заполненном газом,- задача не из простых. Особенно сложно обнаружить место утечки легкотекучих газов, к которым относятся хладагенты, используемые в кондиционерах. Для утечки хладагента достаточно самой микроскопической трещины в системе. При поиске утечек в кондиционере, установленном на автомобиле, задача усложняется вдвойне.

Современный детектор утечек хладагентов очень похож на сотовый телефон и готов к работе сразу после включения. Микропроцессор прибора EELD104 позволяет обнаружить микроскопические утечки хладагентов CFC, HFC и HCFC и их смесей при наличии сильного фонового загрязнения. Для облегчения работы может быть выбран один из 10 диапазонов чувствительности. Кроме того, имеется режим Lock-Out (отсечка). При этом прибор фиксирует максимальный уровень фонового загрязнения и, считая этот уровень за базовый, находит точное место утечки.

Работать с прибором действительно легко. Включив детектор и выбрав уровень чувствительности (начинать работу рекомендуется с минимума или режима Lock-Out), датчиком детектора "проходят" по всем узлам и трубопроводам системы кондиционера. Как только датчик обнаруживает следы хладагента, детектор сообщает об этом звуковым сигналом или "картинкой" на дисплее. Для уточнения локализации места утечки следует повысить чувствительность прибора.

Устройство наконечника привода и скобы дает возможность не заботиться об аксиальности при установке привода.
Современный течеискатель фирмы SUN. Несмотря на свой скромный вид, этот "малыш" незаменим при ремонте и заправке кондиционеров.