Газобаллонный автомобиль для начинающих |
ЮРИЙ БУЦКИЙ |
К газовой теме мы обращаемся постоянно. Публикации, перечисленные в конце статьи, готовились под руководством директора НТЦ «Газовые двигатели» ГНЦ РФ НАМИ, кандидата технических наук Владислава ЛУКШО. Сегодня мы посмотрим на эту проблему глазами потребителя - обычного автомобилиста. Дилетант - это звучит гордо «Волга» - машина прожорливая. Это особенно почувствовалось сейчас, в условиях заоблачных цен на бензин. Хотя дело, собственно, не в «Волге». Просто я езжу на ней, потому и ссылаюсь. Сегодня накладно ездить и на «москвичах», и на «жигулях». Шутка ли - 8% минимальной зарплаты за литр «девяносто второго»! И это, говорят, еще не предел... Конечно, все мы знаем, что есть альтернатива - газ. Читаем, обсуждаем, спорим... Но вот так, очертя голову, взять и переоборудовать машину решается далеко не каждый. И это нормально, ибо в «газовых» вопросах мы - дилетанты. Кстати, я считаю, что в этом слове нет ничего обидного. Тем более, что и словарь русского языка трактует его как синоним понятия «любитель». Действительно, все мы специалисты в какой-то своей области, а в остальных сферах - либо дилетанты, либо профаны. Думается, в вопросах эксплуатации газовой аппаратуры лучше быть дилетантом, чем профаном. Это интереснее, да в конце концов, и практичнее. А потому о таком оборудовании надо узнавать как можно больше. Тогда и выбор в пользу газа будет осознанным, взвешенным. Я, дилетант, такой выбор сделал. Почему - давайте разбираться вместе. Начнем с маленького социологического исследования. Ты за красных или за белых? Сегодня среди водителей трудно найти человека, равнодушного к газу. Они разбились на два лагеря, как в гражданскую: либо «за», либо «против». Аргументы у тех, кто «за», такие: газ дешевле бензина - раз, двигатель не детонирует, работает тише и мягче - два, содержание СО в выхлопных газах намного меньше допустимого, экологическая милиция не придерется - три. Надо сказать, что многие из этой группы так или иначе ездили на газе и ни один не переметнулся в лагерь его противников. У их оппонентов свои козыри: газ пожароопасен - раз, лишняя система на автомобиле - это лишний повод для отказов - два, ухудшается ремонтопригодность («никуда не подлезешь, а вдруг понадобится прокладку коллектора поменять?») - три, уменьшится объем багажника - четыре, при техосмотре потребуют кучу бумаг, набегаешься их собирать - пять. Давайте разберемся в этих аргументах. Против «навороченности» под капотом возразить трудно: доступ к некоторым узлам действительно усложнится, к этому надо быть готовым. Бесспорно и уменьшение объема багажного отсека - ведь газовые баллоны в легковых автомобилях ставят именно там. А вот прочие аргументы - это, простите, плод неосведомленности. Начнем с пожароопасности. «Автомобили с газобаллонной установкой менее взрыво- и пожароопасны, особенно в аварийных ситуациях, чем бензиновые» - это я цитирую Владислава Лукшо из НАМИ, который неоднократно выступал в нашем журнале. Очень рекомендую почитать статьи, перечисленные ниже. Там вы узнаете массу интересного: как били, взрывали, поджигали газобаллонные автомобили, а также расстреливали баллоны из крупнокалиберного пулемета. И хоть бы что... К этому мне добавить нечего, кроме, пожалуй, двух замечаний. Во-первых, монтаж аппаратуры должен быть выполнен профессионально, то есть организацией, имеющей сертификат и лицензию. Во-вторых, через два года после монтажа водитель обязан пройти переосвидетельствование баллона в специальной конторе. И в дальнейшем повторять эту процедуру каждые два года. Что поделаешь: таковы правила эксплуатации сосудов высокого давления. Кстати, эта процедура платная, но не слишком дорогая: в Москве в конце октября 1999 года она стоила около 130 рублей. Итак, с безопасностью мы разобрались. Теперь поговорим о техосмотре. Инспектор вправе потребовать от водителя документальное подтверждение, что данная газовая аппаратура смонтирована в специализированной организации, а потому безопасна. Вот эти документы: акт монтажа, копия сертификата, копия лицензии. Весь этот пакет вам выдадут при установке оборудования, и это еще один аргумент в пользу монтажа на профессиональной станции, а не в гараже у дядя Васи. Если прошло два года, искушенный инспектор может потребовать и акт переосвидетельствования баллона, о котором говорилось выше. Но не более. Если все перечисленные документы имеются, никаких проверок газового оборудования ГИБДД не проводит - нет на то ни ГОСТов, ни ведомственных инструкций. Что у нас еще осталось в активе противников газа? Лишняя система - лишние отказы? Да, газовое оборудование может выйти из строя. Но это никак не скажется на надежности самого автомобиля, ведь газовая система - АЛЬТЕРНАТИВНАЯ. Автомобиль полностью сохраняет возможность работы на бензине, а следовательно, доедет до места назначения - лишь бы бак не был пустым. В заключение этого раздела отметим, что число сторонников газа непрерывно растет. И они должны четко представлять: на переоборудование машин сегодня - очередь, месяца на полтора-два. На газовых заправках сегодня - очередь, от получаса до трех, в зависимости от времени суток. Кроме этого, установка газового оборудования требует денег. Когда они окупятся? А мне всегда чего-то не хватает... На последний вопрос ответить легко. Исходные данные на ноябрь 1999 года в Москве такие: литр бензина АИ-92 стоит 6,80 руб., литр сжиженного газа (пропан-бутана) - 1,40 руб., норму расхода бензина на своем автомобиле вы знаете, расход газа на 10% больше, чем расход бензина. Вот и считайте, сколько километров надо проехать на газе, чтобы покрыть 6-7 тысяч рублей, потраченных на его установку... Мне могут возразить: газ в Москве дороже, чем 1,40 руб., есть 1,80 руб. и 1,90. Верно, есть, но на коммерческих заправках. А на городских, бывших «Мосгоравтотранс», пока что держится цена 1,40. От нее я и отталкиваюсь. Конечно, цены и их соотношения будут меняться. На инфляцию накладывается специфика рынка газового оборудования. Судите сами: в конце мая произошло первое повышение цен на бензин. Сразу возник спрос на газовую аппаратуру. Сегодня у дверей отделов сбыта заводов стоят очереди мастеров-установщиков: дайте, дайте, дайте... Отсюда и очереди на монтаж. Тем временем число газовых заправок не увеличилось, - отсюда и очереди на заправках. Читатель, у вас не возникло ощущение, что в этих условиях газ может подорожать? По всем законам рынка, хотя ох, как не хотелось бы... Впрочем, как заверили меня люди сведущие, существенного повышения быть не должно - газ все-таки связан с бытовыми нуждами, да и мировой опыт подтверждает, что цена газа не поднимается выше 50% стоимости самого дешевого бензина. И все же долгосрочных прогнозов никто давать не решается. Какой газ - сжиженный или сжатый? Но мы отвлеклись. Итак, решившись на переоборудование, надо сделать еще один выбор: сжиженный нефтяной газ (СНГ), он же пропан-бутан, или сжатый (компримированный) природный газ (КПГ), он же метан? Чем отличаются эти два вида топлива, какие имеют преимущества и недостатки, можно прочитать в уже упоминавшихся статьях Владислава Лукшо. Нам же с вами надо знать следующее. Действительно, на легковые автомобили ставят оборудование как для сжиженного нефтяного, так и для сжатого природного газа. Но, во-первых, стоимость последнего в 2,5-3 раза больше стоимости оборудования для сжиженного газа. Во-вторых, эквивалентный (по пробегу) литр КПГ сегодня стоит 2,50 руб., а литр СНГ - 1,40 руб. И, наконец, в-третьих, баллоны с КПГ займут в багажнике больше места, чем баллоны с СНГ при одном и том же пробеге автомобиля. Доля КПГ в общем числе машин с газобаллонными установками невелика - большинство машин используют сжиженный нефтяной газ. Я тоже сделал выбор в его пользу. Где устанавливать? Аргументов в пользу специализированных станций я привел достаточно. Но этих станций, с сертификатами, с лицензиями, сейчас множество. Какую предпочесть? Я рассуждал так. Все российское и белорусское газовое оборудование (московское, нижнетагильское, пермское, рязанское, новогрудское), так или иначе, проходило через НАМИ - либо разрабатывалось, либо испытывалось, либо сертифицировалось, либо и то, и другое, и третье. Там знают все. Поэтому и направился на одну из станций, где работали специалисты, прошедшие школу НАМИ. Переходя на газ, я отдавал себе отчет в том, что мощность двигателя снизится на 5-7%, а грузоподъемность моей «Волги» уменьшится на величину, равную весу заправленного баллона. Но, с другой стороны, мой автомобиль становился двухтопливным и на одной заправке «газ плюс бензин» обретал запас хода до 900 км. Что монтируют в багажном отсеке Начнем с того, что монтаж газобаллонной аппаратуры производится строго по монтажной схеме в зависимости от модели автомобиля. Автомобиль, естественно, должен быть технически исправен и вымыт. Какие же работы проводят в багажном отсеке? Это закрепление газового баллона на кронштейнах и подключение системы вентиляции. Снаружи, на кузове или бампере, устанавливают заправочное устройство. Напомним, что баллон рассчитан на рабочее давление 1,6 МПа (примерно 16 атмосфер). Перед установкой баллона на нем закрепляют блок арматуры с колпаком системы вентиляции. Рассмотрим наиболее важные элементы блока арматуры. Во-первых, это заправочный штуцер с установленным в нем обратным клапаном. Обратный клапан предотвращает выброс газа из баллона при открытом заправочном вентиле. Во-вторых, заправочный вентиль, перекрывающий поступление газа в баллон. В-третьих, механизм ограничения уровня заправляемого газа, имеющий поплавок, закрепленный на рычаге внутри баллона. На блоке имеется также указатель уровня заполнения баллона в виде стрелки и расходный вентиль жидкой фазы. От блока арматуры газ поступает по газопроводу в подкапотное пространство к электромагнитному газовому клапану. Система вентиляции состоит из прочного корпуса и прозрачной пластмассовой крышки. В систему вентиляции входят также гибкие вентиляционные шланги и два фланца. Если крышка закрыта, попадание газа в салон при нарушении герметичности блока арматуры полностью исключается. Заправочное устройство, как и следует из названия, предназначено для подключения шланга газонаполнительной станции при заправке баллона. Оно имеет присоединительный штуцер, закрываемый заглушкой. Внутри штуцера размещен обратный клапан, препятствующий выбросу газа из системы при отсоединении шланга газонаполнительной станции. На сегодня, пожалуй, достаточно. Осваивая вместе с вами газобаллонный автомобиль, в следующий раз мы рассмотрим следующие вопросы: - работы, выполняемые в подкапотном пространстве, назначение и принцип действия размещенных там узлов; - основы эксплуатации автомобиля: запуск двигателя, переключение с одного вида топлива на другой, хранение машины в гараже, заправка на газонаполнительной станции. (Продолжение следует) Тема «Газ - топливо автомобильное» в «АБС-авто»: 1. Владислав Лукшо. «Газ - топливо автомобильное», №2, 1999, с. 24-26. 2. Владислав Лукшо. «Московский транспорт перейдет на газ», №3, 1999, с. 36-37. 3. Владислав Лукшо. «С бензина - на сжиженный нефтяной газ», №4, 1999, с. 18-20. 4. Владислав Лукшо. «Газофобия: лечение возможно», №7, 1999, с.14-16. 5. Юрий Буцкий. «Муниципальный транспорт на сжатом природном газе» (в рубрике Московский Автосалон-99), №10, 1999, с. 21. |
Блок арматуры |
Работы в багажном отделении закончены |
Заправочное устройство под задним бампером |