Тюнинг системы управления двигателем

ПАВЕЛ ТЕРЕМЯКИН,
ведущий специалист ООО "НПП Элкар",
ЮРИЙ БУЦКИЙ,
обозреватель "АБС-Авто"

Кто за кем не успевает?

Несмотря на пессимистические прогнозы некоторых «знатоков», отечественный автомобиль с впрыском бензина все же завоевал место под солнцем. Чтобы признать это, достаточно ознакомиться с ближайшими планами ГАЗа и ВАЗа.

Однако развитие есть развитие: модернизируются двигатель, микропроцессорный блок, программное обеспечение. Поэтому в серийном производстве периодически возникают ситуации, когда либо двигатель начинает «отставать» от системы управления, либо наоборот - система от двигателя. И тогда управление двигателем на некоторых режимах может «не дотягивать» до оптимального. Все это закономерно и поводов для особого волнения не дает (в скобках заметим, что такое случается и за рубежом).

Поясним сказанное на примере автомобиля «Волга». Как известно, ООО «НПП Элкар» разрабатывает микропроцессорные блоки управления для двигателей ЗМЗ-4062.10. Первые версии программного обеспечения создавались для двигателей, изготовленных в экспериментальном цехе. Эти моторы имели несколько иную конструкцию головки блока и другие технологические допуски, нежели их сегодняшние собратья. Кроме того, первые двигатели создавались под бензин АИ-93. Он, конечно, мало отличается от нынешнего АИ-92 по октановому числу, но зато имеет другой компонентный и фракционный состав.

В результате параметры, реализованные в серийных микропроцессорных блоках управления, отличаются от требуемых сегодня (хотя, как уже говорилось, ничего страшного в этом нет). В настоящее время разработчики передали на ГАЗ модифицированную версию управляющей программы. Однако ее внедрение требует времени.

Но главный вопрос все же в другом: что делать владельцам машин, на которых установлены блоки с управляющей программой первой версии? Можно, конечно, ничего не предпринимать и продолжать ездить. А можно заняться модернизацией, то есть тюнингом. Какие бывают виды тюнинга, мы скажем чуть позже, а пока хотелось бы развеять некоторые распространенные заблуждения.

Ходят слухи по... гаражам

Тюнинг системы управления впрыском - вещь известная. Искушенные автомобилисты знают, что почти все именитые зарубежные фирмы проводят подобные операции. Что дает такое «хирургическое вмешательство»?

Судя по многочисленным звонкам в «Элкар», слухи о тюнинге впрыска успели обрасти фантастическими подробностями. Многие уверены, что, заменив микросхему с программным обеспечением, можно на 10-20% повысить мощность двигателя и так далее. Сразу скажем, что чудес не бывает, и цифры эти преувеличены.

Тем не менее модернизацией управляющей программы можно добиться некоторого улучшения эксплуатационных показателей автомобиля, но лишь после проведения исследований и доводочных работ по автомобилю и системе управления. Хотелось бы предо- стеречь читателей: сегодня возникло немало фирм, владеющих технологией «прошивки» микросхемы с помощью программатора. Что они «заложат» в ваш блок и к чему это приведет, не известно никому. Так что если вы решитесь на модернизацию, обращайтесь к разработчикам блоков управления и программного обеспечения. Только тогда тюнинг будет профессиональным.

А теперь поговорим о конкретных видах тюнинга для систем впрыска, которые могут предложить разработчики.

Чип-тюнинг для «Волги»

Слово «чип» (chip) сегодня знают даже дети - в фантастических боевиках замена микросхемы частенько решает судьбу Вселенной. Но мы, как уже говорилось, глобальных целей не преследуем: под чип-тюнингом понимается замена программы (микросхемы) микропроцессорного блока управления двигателем, дающая некоторое изменение потребительских качеств автомобиля.

В результате этой операции автомобиль достигает показателей, изначально заложенных в конструкции двигателя, но по ряду причин пока не реализованных. Говоря иными словами, пересматриваются целевые функции управления и система ограничений. Для наглядности поясним - нельзя достичь, например, «максимума приемистости при минимуме расхода топлива». Корректно можно говорить лишь о максимуме приемистости при определенном (заданном) расходе, ограниченном, например, составом смеси. А программа в этой ситуации выбирает нужную стратегию управления двигателем. При модернизации программы, ограничения, естественно, пересматриваются.

А теперь посмотрим, что же конкретно предлагается потребителю. Недавно «НПП Элкар» совместно с ЗМЗ создали новую версию программного обеспечения для блоков управления МИКАС 5.4 201.3763 и 207.3763. Программа позволяет более точно регулировать подачу топлива и момент зажигания, в том числе по детонации. Уточнен алгоритм управления в случае повреждения датчиков. Кроме этого, в программе реализованы следующие дополнительные функции управления:

- включение и выключение электровентилятора системы охлаждения по сигналу системного датчика температуры двигателя, а не термодатчика радиатора, как в ранних версиях;

- повышение частоты холостого хода при включении бортовых потребителей мощности для гарантированной подзарядки аккумуляторной батареи и повышения эффективности обогрева и обдува в зимнее время;

- пассивная защита двигателя от перегрева.

При чип-тюнинге проводятся демонтаж блока, замена микросхемы ПЗУ блока управления, доработка жгута проводов системы управления на автомобиле, установка компонентов системы управления взамен демонтируемых и подстройка системы топливоподачи.

Новый управляющий блок лучше старого

Помимо новой микросхемы с программным обеспечением для ранее выпускавшихся блоков «НПП Элкар» разработал новый блок управления. Он предназначен для перспективных двигателей ЗМЗ. Упрощенный вариант нового изделия может устанавливаться и на сегодняшние серийные двигатели ЗМЗ-4062.10.

Этот блок имеет программное обеспечение, ориентированное на очень жесткие нормы вредных выбросов с отработавшими газами ЕВРО-2 и ЕВРО-3. Усовершенствован математический аппарат для реализаций функций управления. Кроме того, новый блок более технологичен. Себестоимость изделия уменьшилась, что, конечно, скажется и на его розничной цене.

В новом блоке нет привычной микросхемы ПЗУ с программой. Вместо нее задействована энергонезависимая «флэш-память», которая программируется без демонтажа микросхемы памяти (для перепрограммирования на блоке имеется специальный вход). Для этой операции применяется специально оснащенный компьютер, а не программатор, как в случае с ПЗУ. Таким образом, система управления защищена от установки «пиратских» микросхем с сомнительными управляющими программами.

Повысим надежность зажигания

Проблемы электронного зажигания горьковских автомашин эксплуатационникам хорошо известны. Они возникают из-за плохого качества соединений наконечников высоковольтных проводов, цепи низкого напряжения катушки и различных разъемов. Перечисленные соединения, к сожалению, беззащитны перед грязью и солевыми отложениями - их агрессивное воздействие приводит к сбоям в работе и даже отказам системы зажигания.

Сказанное в равной степени относится и к двигателям 4062.10 с впрыском, и к двигателям 4063.10 с карбюратором. Напомним, что последние устанавливаются на «Газель» и имеют микропроцессорную систему управления зажиганием.

Для повышения надежности системы зажигания «НПП Элкар» предлагает монтаж четырехвыводной катушки зажигания фирмы Bosch с высоковольтными проводами и силиконовыми наконечниками фирмы Beru, а также установку четырехэлектродных свечей зажигания и других компонентов.

Не совершайте ошибок

В предыдущих публикациях «АБС-авто» мы рассказывали о принципиальной возможности переоборудования карбюраторного двигателя на впрыск. Хотелось бы напомнить, что при самостоятельной переделке иногда допускаются ошибки. Например, при переоснащении «Газели» блок управления часто ставят под капотом, что недопустимо.

Кроме того, впрысковый двигатель ЗМЗ-4062.10 и карбюраторный ЗМЗ-4063.10 имеют разные фазы газораспределения (разные распредвалы). Поэтому они должны оснащаться различными управляющими программами.

Более подробные консультации по затронутым в статье вопросам можно получить в «НПП Элкар».

От редакции

Напомним, что статьи об отечественных системах управления двигателем опубликованы в «АБС-авто» (№7, №8, №9 и №12) за 1998 год. В ближайшее время эта тема будет продолжена. В частности, мы планируем более подробно рассказать о новом блоке управления, который поступит на сборочный конвейер ГАЗа в этом году.

При чип-тюнинге меняют микросхему с программой

Новый блок (справа) придет на смену старому

Надежный комплект системы зажигания