Об автохимии "Локтайт" и "Терозон"

ЮРИЙ ИВАНОВ

Увы, фильм «Особенности национальной протяжки» можно снимать только у нас. Причем слово «национальной» в названии будет лишним. Ибо за рубежом протяжки нет. Охота есть, рыбалка есть, а вот протяжки резьбовых соединений на новых автомобилях (да и не только на новых) нет. Как нет и непонятных дребезжаний кузова и подвески.

И ведь известно, почему это так. Соединения не просто тщательно затянуты, но и ЗАФИКСИРОВАНЫ специальными полимерными клеями - и именно поэтому протяжка не только не нужна, но даже вредна, противопоказана.

О фиксации резьбовых соединений специалисты наслышаны. И даже рефлекс на это слово выработался - «Локтайт». Вроде, как в играх с ответами по ассоциации: «Фиксация?» - «Локтайт», «Локтайт?» - «Фиксация».

Последнее, конечно, верно лишь отчасти. «Локтайт» - это не только фиксация. Да и «Локтайт» сегодня - не только «Локтайт». Сейчас уже говорят «Локтайт» (Loctite) и «Терозон» (Teroson)», ибо обе эти компании вошли недавно в состав международной промышленной группы Henkel, одного из крупнейших мировых производителей химических препаратов для автомобилестроения, электроники, медицины... Нас-то, конечно, интересует автомобильная специализация - именно об этом и пойдет дальнейший разговор.

Так вот, фиксация резьбовых соединений - это далеко не все, что может «Локтайт» и «Терозон». Давайте сделаем небольшой обзор ассортимента и возможностей их продукции.

Некоторые зарубежные фирмы при сборке кузова все чаще применяют... склеивание. Преимущества налицо: меньше гальванопар - меньше очагов коррозии. Такая сборка проводится с помощью препаратов «Локтайт» и «Терозон».

Для современного автомобиля вклейка стекол, например, ветровых - привычная технология. Установка на резиновый уплотнитель уходит в прошлое - монтаж стекла на клей обеспечивает стопроцентную герметичность и придает дополнительную жесткость кузову. А какие ремонтные возможности - ведь стекла, к сожалению, иногда бьются. Поэтому многие сервисы специализируются на таком ремонте, используя продукцию «Терозон».

Сегодня ни для кого не секрет, что многие прокладки в двигателе, коробке передач и других узлах и агрегатах могут заменяться полимерными клеями-герметиками. Такая «жидкая прокладка» не только уплотнит стык, но и придаст соединению дополнительную прочность. И здесь тоже «Локтайт» - и широкие ремонтные перспективы.

При ремонте тормозных систем штифты и пальцы покрывают тонким слоем пластилина - он в дальнейшем предотвращает «закисание» и «прикипание» узла - и здесь тоже «Локтайт» и «Терозон».

Посадка подшипников и шестерен на клей получает все большее распространение. Такая сборка может даже «выравнивать» погрешности сопрягаемых поверхностей, повышая тем самым надежность соединения. А при ремонте изношенных узлов можно существенно продлить срок их службы.

Говоря о фиксации резьбовых соединений, с которой мы начали, о прокладках и уплотнении стыков, следует упомянуть об интересном свойстве ряда препаратов «Локтайт» - их анаэробности. Понятие «анаэробность» пришло, в общем-то, из биологии - анаэробами называют микроорганизмы, функционирующие без участия воздуха. В применении к нашему случаю анаэробность означает способность клея полимеризоваться после прекращения доступа воздуха. То есть в свободном состоянии - жидкий клей, а после сборки (затяжки, прижатия) - полимер. При этом роль катализатора выполняет материал сопрягаемых изделий.

Можно еще рассказать об антикоррзионных составах, шумопоглощающих изделиях, очистителях, «холодной сварке», автокосметике и других препаратах автохимии «Локтайт» и «Терозон». Но важнее, наверное, поговорить о самой фирме, о ее концепции присутствия на рынке.

Продукция «Локтайт» и «Терозон» применяется при сборке автомобилей Mercedes, BMW, Ford, Opel, Volvo, VW, Fiat, Nissan и многих других, не менее известных марок. Это первое направление деятельности - назовем его производственным. Второе направление - обеспечение ремонтных технологий, назовем его сервисным. И, наконец, третье направление - выпуск продукции для индивидуального применения, чтобы что-то сделать в гараже или в дороге. Получается, что «Локтайт» и «Терозон» сопровождают автомобиль в течение всей его жизни, начиная с рождения на конвейере.

Как же это удается в условиях нынешней жесточайшей конкуренции на рынке автохимии?

Начнем с того, что инженеры фирмы участвуют в конструкторских работах, например по тому же двигателю. Механики рассматривают соединения со своих точек зрения, а химики со своих: какой полимер применить при сборке, чтобы было надежно и быстро. Подобный «симбиоз» практикуется и при создании подвески, рулевого управления, да и вообще всех узлов.

В результате, если открыть заводской «мануал» (руководство) по любой иномарке, что можно увидеть? Прежде всего, что торговые марки изготовителей комплектующих в нем не указаны. То есть, если шины, то ориентируйтесь на размерность, если масло, то выбирайте по вязкости. И только для одной торговой марки сделано исключение - для «Локтайт» и «Терозон».

Аналогичная картина и в сервисных ремонтных технологиях. Специалисты знают, что в прикладной химии, как нигде, важны преемственность, совместимость. Если уж узел собран на определенном клее, то при ремонте нужно применять его же - и «Локтайт» и «Терозон» обеспечивают эту преемственность на «все сто».

Дотошные читатели могут это легко проверить. Профессионалы подтвердят, что если, к примеру, полимерный фиксатор болтов тормозного суппорта значится как «опелевский», то по каталогам можно легко выявить его «локтайтовский» номер. То есть все достаточно открыто и очевидно. А как поступают иные конкуренты? Заявляют, например, что их продукт (клей там, или герметик) применяется в космических или военных технологиях. Звучит? Еще как, а пойди проверь - применяется или нет...

И еще один козырь «Локтайт» и «Терозон»: фирма не хвалится дешевизной своих продуктов. И это естественно - ведь не может, к примеру, проникающая смазка быть дешевле керосина...

В России продукция «Локтайт» и «Терозон» становится все более популярной. И не только благодаря сервисным ремонтным технологиям. Препараты уже идут и на конвейеры крупнейших автозаводов - и это не может не радовать: вдруг удастся забыть про пресловутую «национальную протяжку»?

Итак, что же выяснилось в итоге нашего знакомства с автохимией «Локтайт» и «Терозон»? Производители автомобилей - пользуются. Профессионалы сервисники-ремонтники - пользуются. Мастера-гаражники и автолюбители-«чайники» - тоже пользуются. Кого мы еще не упомянули?