Профессиональная покраска(публикуется в сокращении) |
ВЛАДИМИР МИЛОВ, кандидат физико-математических наук |
Тема окраски автомобиля для нашего журнала не нова. И все же, начиная в новом году большой цикл материалов, посвященных этому предмету, мы не боимся сказать, что начинаем поистине новую тему. Поверьте, решиться на такой шаг было совсем не просто. Мы готовились к этому долго. И только после того, как сформировалась "Группа АБС", в которую, кроме журнала, вошли "АБС-сервис", "АБС-магазин" и "ИТЦ Авто БС" и были объединены усилия всех структур, мы поняли, что теперь эта тема нам по зубам. На "АБС-сервисе" были изготовлены сотни образцов, окрашенных разными материалами. Были проведены десятки встреч с представителями различных фирм, которые помогли нашим специалистам разобраться во всем комплексе вопросов, связанных с качественной покраской автомобиля. Написать цикл статей, обращенный скорее к профессионалу, с нашей точки зрения, может только тот, кто сам преуспел в работе. Слишком велика ответственность давать рекомендации для практической деятельности или заключения о характеристиках и качестве материалов, представленных на российском рынке. Сегодня мы готовы такую ответственность взять на себя. И начнем наш цикл с описания лучших покрасочных центров России. В первую очередь мы обращали внимание на практику использования оборудования, организацию работ и технологические приемы, позволяющие качественно выполнять любые операции, включая покраску алюминиевых, оцинкованных, стеклопластиковых и эластичных деталей. Важным фактором, позволяющим лучшим сервисам давать длительные сроки гарантии на свою работу, является не просто использование качественных красок известных фирм, а работа в рамках единой лакокрасочной системы. Под системой мы подразумеваем комплекс из нескольких десятков материалов, куда входят грубые, тонкие, жидкие шпаклевки; разнообразные грунты, краски, лаки, растворители, отвердители, матирующие и структурные добавки, очистители и другие материалы, специально приспособленные для совместного их применения. Очень важная тема - информационная поддержка сервисов. Любая система - это не только оборудование для приготовления красок и расходные материалы, но описание рекомендуемых технологических приемов и условий, соблюдение которых жизненно необходимо для успешной работы. О важности строгого следования инструкциям говорят примечания, обязательно присутствующие в технических описаниях любой системы. Например, «продукт предназначается только для профессионального применения. ... Любое лицо, использующее этот продукт без соответствующего уточнения возможностей применения по назначению, осуществляет это под свою ответственность, и мы не отвечаем ни за действенность, ни за какой-либо ущерб или потери вследствие такого употребления, кроме смерти или травмы в результате халатности с нашей стороны» (из технического описания продукции). Или еще: технические данные "не могут являться гарантией качества, так как конечное применение этих материалов находится вне пределов нашего контроля" (из технического описания продукции). Несмотря на сложность формулировок, смысл их крайне прост. Перед применением каждого продукта нужно попробовать, подходит ли он для данного случая. Мы провели сотни проб десятков материалов и лично убедились в том, что при использовании практически каждого из них встречаются свои подводные камни. Например, применение современных наполняющих грунтов с высоким сухим остатком, допускающих большую толщину нанесения, требует специальной подстройки аппаратуры управления покрасочной камеры. Фирмы-производители предполагают, что при соблюдении "условий конечного применения" гарантия на деталь, отремонтированную с помощью их материалов, должна быть не меньше заводской на кузов автомобиля. Конечно, нужно умудриться покрасить так, чтобы панель "зацвела" в первую же зиму, но менее грубые нарушения допускаются очень часто. Например, уже все, наверное, поняли важность осушения сжатого воздуха, используемого при покраске. Однако контроль относительной влажности в самой покрасочной камере осуществляется крайне редко. Большинство двухкомпонентных материалов крайне чувствительны к сырости, и уже при влажности 70% желательно применять медленный растворитель, а некоторые из них согласно инструкциям, «не следует пытаться использовать при влажности более 80%». Любой маляр знает, что не менее важным фактором является правильная обработка материала. Первичные данные по величине зерна шлифовальных материалов и технике обработки, конечно же, содержатся в технических описаниях систем. Но тонкостей в этих работах не меньше, чем в покрасочных. Начиная с качества самих шлифующих материалов (стойкость, забиваемость, выкрашивание, неоднородность полива) и кончая оборудованием и условиями применения. Наш опыт показал, что правильный подбор используемых материалов может сократить трудоемкость работы более чем в два раза при полной ликвидации таких часто встречающихся дефектов, как риски и просадки на финишных слоях лакового покрытия. Безусловно, техника работ существенно отличается при однослойной и многослойной покраске. Последняя становится все более и более распространенной: металлики, перламутры, краски со спектральным эффектом все чаще встречаются даже на российских машинах. Работа с ними создает дополнительные сложности как при подборе цвета, так и при подборе зерна металла и типа перламутровых добавок. Однако эти проблемы решаемы при знании физических основ цветоподбора и грамотном использовании специальных приемов и аппаратуры. Но мало подобрать цвет, покрасить без видимого эффекта облаков, пузырей, трещин. Необходимо еще и подобрать фактуру покрытия (пресловутую шагрень), присущую именно этой марке автомобиля. Путям и приемам, позволяющим решить эту задачу при однослойной и многослойной покраске, будет посвящено несколько статей. В некоторых случаях заводская покраска не удовлетворяет автовладельцев. Действительно, вряд ли можно надеяться, что наши дорожные службы перестанут разбрасывать под видом песка камни на трассах. Их ударов не выдерживают даже стекла фар автомобиля, не говоря уж о краске. Но ездить-то надо. Вот и рождаются приемы, позволяющие получить покрытия более стойкие, чем заводские. Да и по внешнему виду в ряде случаев можно утереть нос производителям. Бесшагреневая, эксклюзивная, особо стойкая, художественная покраска - это целый мир, который доступен только настоящим мастерам. Сделать первые шаги в него мы вам поможем, описав наш собственный опыт и опыт некоторых других сервисов. Практически в каждом техническом описании системы или отдельного материала приводится длинный список характерных дефектов: нарушение адгезии, вскипание, скалывание, трещины, подтеки, пятна, кратеры, всплывание пигментов, вспучивание, обесцвечивание, апельсиновая корка и так далее. Одно перечисление дефектов занимает целую страницу. А вот рекомендации по их предотвращению невероятно скупы. Разобраться во многих загадках и легендах покраски нам помог организованный на «АБС-сервисе» исследовательский участок: хороший микроскоп, аналитические весы, психрометр, ванночки, вискозиметр, прибор для измерения коэффициента поверхностного натяжения, кое-какая простенькая электроника. Оказался нелишним и личный двадцатилетний опыт работы в области физики фазовых переходов. Это несравнимо с научным потенциалом химических гигантов - производителей краски. И тем не менее, удалось многое увидеть и понять. Теперь мы ясно представляем себе, какие параметры рабочих процессов и окружающей среды необходимо контролировать, чтобы избежать перечисленных выше дефектов. Главное - нам стали понятны фундаментальные физические процессы, лежащие в основе технологии покраски. И с результатами наших исследований и наблюдений мы обязательно вас познакомим в настоящем цикле статей. В частности, с исследованиями эффективности нанесения лакокрасочных материалов покрасочными пистолетами различных систем, фирм, ценового диапазона. Конечно, не надо думать, что своей работой мы пытаемся конкурировать с мощными исследовательскими центрами производителей красок. Напротив, мы с благодарностью приняли помощь фирм, любезно предоставивших в наше распоряжение материалы, полученные в фирменных лабораториях. О них мы тоже расскажем, и это позволит нашим читателям заглянуть в будущее, представить, что нас ждет через несколько лет: водорастворимые краски, материалы с очень низким содержанием летучих компонентов, экологически чистые красители и наполнители, материалы, специально разработанные для алюминиевых поверхностей и многое другое. Интересной проблемой является покраска большегрузных транспортных средств: автобусов, грузовиков, тягачей. Обязательно нужно поговорить о всех процессах, сопровождающих покраску автомобилей, включая вспомогательные операции (мойка, уклейка, арматурные работы, устранение дефектов, полировка и т. д.). |
Кузов «Мерседеса» 1937 года выпуска: часть деталей облужена, часть оцинкована, пулевые пробоины заделаны латунными листами на медных заклепках.
|