Команда "КамАЗ-Мастер": сервис на колесах
(публикуется в сокращении)

В середине 90-х годов команда КамАЗа, стартующая в ралли "Париж - Дакар", получила на вооружение полноприводные вседорожные двухосники семейства "КамАЗ-4925", сработанные на базе мощного буксировочного тягача. Главным его отличием стало центральное расположение двигателя, которое обеспечивает равную развесовку по осям и, соответственно, максимально возможные сцепные качества с дорогой. Адаптированный к новому грузовику 8-цилиндровый V-образный двигатель ЯМЗ-846 мощностью 850 л.с. в полной мере сочетает в себе главные для гоночного автомобиля качества - большую мощность, достаточный запас прочности, необходимый ресурс. В сочетании с 16-ступенчатой КПП немецкой фирмы"Цанрад фабрик" этот силовой агрегат позволяет развивать скорость более 180 км/час и на равных бороться с соперниками, представляющими крупнейшие автомобильные корпорации мира.

Сегодняшний "боевой" КамАЗ - сложнейшая машина, обладающая очень высокой надежностью. Но зачастую трасса оказывается все же сильнее машины - и тогда происходят поломки. И тогда в дело вступают механики. Но свой первый экзамен спортивная команда, а тем более ее сервисная служба, сдают еще перед нулевым километром ралли во время прохождения специальной технической комиссии.

С помощью технической комиссии организаторы ралли определяют соответствие каждого гоночного автомобиля его документации, которая прошла амалогацию в Международной автомобильной федерации.

Тщательной проверке подвергаются не только крупные узлы и детали, но буквально весь железный организм грузовика.

Затем на важнейших узлах автомобиля - раме и блоке головок двигателя - ставятся специальные пломбы. Что бы ни случилось, эти узлы на протяжении всей гонки замене не подлежат. Ремонтировать их можно, заменять же ни при каких обстоятельствах нельзя На этом предгоночные технические "разборки" с организаторами ралли заканчиваются, и для команды наступает время полной боевой предстартовой готовности.

Так уж сложилось, что в своем коронном варианте команда старается выводить на трассу три грузовика: два гоночных и один для быстрого реагирования, оказания экстренной технической помощи на трассе. Эта скоростная техничка-вездеход стартует немного позже, чем гоночные грузовики. Но идет практически по одному с ними маршруту и почти с той же скоростью. Её экипаж состоит из трех человек, чья квалификация позволяет проводить экстренные ремонты на трассе. Сам грузовик под завязку оснащен необходимым техническим арсеналом - различными видами пневмо- и электроинструмента, компрессором, электростанцией, лебедкой, разнообразным сварочным оборудованием, включая полуавтоматическую и ручную сварку и, разумеется, запасными частями. В первую очередь теми, которые больше всего "чувствуют" езду на максимально возможной скорости по максимально пересеченной местности: полуоси, редуктор, рессоры, карданный вал, гидропневмостойки, тормозные колодки, ступицы в сборе с подшипниками, резина. Например, на каждой гонке спортивный грузовик как минимум "переобувается" 10 раз - и каждый раз оставляет от предыдущей "обуви" одни ошметки.

Добавим еще, что по регламенту ралли централизованная служба спасения может вывезти с места аварии только экипажи грузовиков, а судьба техники - дело рук "самих утопающих". В далекой Ливии до сих пор чернеет обугленный солнцем остов "КамАЗа", который потерпел крушение в песчаном океане, да так и остался там вечным памятником спортивной скорби и укором еще набиравшейся опыта сервисной службе.

Терминология ралли, как в любом другом виде большого спорта, в силу сложившихся условий и традиций имеет присущее только ему своеобразие. Одним из таких терминов, сколь привычным для самих участников, столь и экзотическим для публики, является понятие летающий механик. Умышленно не берем эту фразу в кавычки, потому что это не привычная метафора, а что ни на есть сущая конкретика.

...Заканчивается предстартовое волнение, караван ралли уходит на трассу очередного этапа, а летающие механики, за считанные минуты свернув ночной лагерь, загружаются в специальный самолет, чтобы через полчаса-час десантироваться на месте очередного промежуточного финиша. Едва приземлившись, летающие механики на специально отведенном участке - как правило, это совершенно пустынный клочок земли - начинают разбивать и облагораживать место очередной ночной стоянки команды. Устанавливаются палатки, расчищается площадка для приема и парковки автомобилей, организации ночного ремонта. Затем весь участок (обычно это 20х20 м) обносится специальной маркировочной лентой. Такую же работу делают рядом механики из других команд. На этом обустройство командного лагеря и заканчивается. Все до предела просто и технологично. Остальные необходимые условия для походной жизни создают специальные команды, обслуживающие ралли.

Обычно в ралли участвуют несколько сотен единиц спортивной и вспомогательной техники, более 3 тысяч гонщиков, обслуживающего персонала, журналистов. Помимо наземной техники, каждый марафон имеет свой воздушный флот - около полутора-двух десятков транспортных и пассажирских самолетов, а также вертолетов. Пик напряженной активной деятельности на бивуаке начинается с наступлением сумерек, когда к финишу, оставив под колесами 500-1000 км очередного этапа гонки, начинают пробиваться первые гонщики. В эти минуты обширное бивуачное пространство превращается в бурлящий людской муравейник.

Вспыхивают огни десятков походных электростанций, нескончаемый стрекот электро- и пневмоинструментов, всполохи сварочных и газорезных аппаратов, шлейфы искр шлифовальных машин наполняют ночные часы особыми красками и звуками напряженной работы. Хронометры ралли отсчитывают время Большого Ремонта. Через час-два вместо привычных силуэтов грузовиков, но более всего легковых автомобилей, джипов, мотоциклов - остаются только остовы. Все остальное - груда узлов и комплектующих. За несколько коротких ночных часов все это будет вычищено, отремонтировано, смазано и собрано вновь!

Сервисная служба каждой команды не регламентируется ни по количеству механиков, ни по набору вспомогательной техники. Тут все зависит от финансовых возможностей. Спортивные конюшни ведущих фирм, например, "Мицубиси", "Ситроена", "Мерседеса", "Тойоты", могут себе позволить содержать во время гонок несколько десятков специалистов, обеспеченных "до зубов" всем необходимым. Все это, по сути, представляет из себя полнокомплектную походную станцию технического обслуживания на колесах, с помощью которой можно с размахом проводить любые виды технического обслуживания и ремонта.

Сервис камазовской команды куда скромнее. В лучшем случае - грузовик технической помощи и не более 10 человек с учетом механиков в экипажах и летающих механиков. Вся надежда - на врожденную смекалку, профессиональное мастерство и физическую выносливость. Вот уж, поистине, берем не числом, а уменьем.

Сразу после прибытия первого боевого грузовика группа летающих механиков у еще не успевшей остыть машины проводит совместно с экипажем традиционный технический консилиум, на котором скрупулезно обсуждается общее состояние грузовика после этапа, наличие сбоев в работе узлов и агрегатов, намечается план профилактических и ремонтных работ.

Особое внимание уделяется трансмиссии, ходовой части, системам, обеспечивающим качественную работу двигателя. Каждый из камазовских механиков - специалист универсальный. С одной стороны, он может дотошно работать по узкой технической теме, с другой - "подковать блоху" в любом виде технического обслуживания и ремонта. Такое сочетание профессиональных знаний и навыков позволяет достигать максимальной интенсивности работ без потери необходимого качества. Но ночные работы требуют не только особой профессиональной подготовки. Резкий перепад дневной и ночной температур, накапливающаяся от этапа к этапу усталость, постоянное нервное напряжение требуют и особой физической выносливости, и особой психологической устойчивости.

Слишком большая ответственность лежит на этих ночных изнурительных вахтах без права на отдых, бессилие, без права на малейшую ошибку, когда на кон поставлен престиж всей команды.