Итак, после многотрудных расчетов дело подошло к своему логическому завершению. Компрессор и ресивер приобретены. Казалось бы, все - протягивай шланги, включай агрегат и работай. Многие так и делают. И губят технику. Чтобы не рисковать, желательно привлечь к монтажу опытных людей, наладивших за свою жизнь не одну пневмосеть. Правда, стоят их услуги недешево. Тем же, кто вынужден делать ставку на собственные силы, должны пригодиться наши практические советы, которые, по меньшей мере, предостерегут от грубых ошибок.
Совет первый: забудьте о кустарщине. Качество всего дополнительного оборудования, а также запорной и регулирующей арматуры обязано быть безупречным. Только так можно обеспечить работоспособность и долговечность пневмоинструмента и компрессора. Самодельные фильтры-влагоотделители, водопроводные краны на магистралях, а также «времянки» из шлангов здесь неуместны. Не следует ставить проволочные бандажи в местах стыковки и вообще проявлять мелочную экономию. Она неминуемо оборачивается лишними расходами и потерями. Проверено жизнью.
Совет второй. Сжатый воздух для инструментов-потребителей надо очищать от твердых частиц, масла и атмосферной влаги. Соответствующее оборудование сегодня продается в достатке.
Когда объемный расход всех потребителей воздуха не превосходит 1,6 куб.м/мин, подойдут самые простые очищающие устройства - механические фильтры-влагоотделители. Обычно они представляют собой металлические цилиндры со вставленными в них фильтрующими элементами. Сменные делают из материалов, улавливающих твердые частицы размером от 3 мкм. Последовательное размещение нескольких фильтров непосредственно за ресивером позволяет добиться практически 100-процентной очистки воздуха от твердых частиц, влаги и масла. Фильтры такого типа снабжены цветовым индикатором состояния, подающим сигнал о замене элемента при его загрязнении.
На крупных станциях технического обслуживания с большим числом потребителей сжатого воздуха применяют более серьезные аппараты, например охлаждающие сушилки. Здесь воздух подвергается предварительному охлаждению до температуры ниже «точки росы» (при неизменном давлении в пневмолинии). Затем он поступает в сепаратор циклонного типа, где очищается от влаги, масла и твердых частиц. Охладителем служит фреоновая установка с автоматической системой поддержания параметров среды. Пропускная способность сушилок этого типа от 0,5 до 16,5 куб.м/мин при максимальном давлении в системе 1,6 МПа.
Качественную очистку воздуха от атмосферной влаги обеспечивают и промышленные абсорбционные сушилки, где в качестве абсорбента используют окись алюминия. Хотя такие аппараты и называют промышленными, их пропускная способность не очень велика - всего до 2,2 куб.м/мин. Впрочем, для автомастерской этого вполне достаточно. Из-за довольно высокой стоимости подобные сушилки применяют главным образом при окраске кузовов.
Совет третий. Окончательная подготовка воздуха должна производиться как можно ближе к потребителю. Известно, что долговечность и работоспособность пневмоинструмента зависят от того, насколько хорошо и регулярно смазываются его рабочие части. Для этой цели используют довольно простое устройство, называемое лубрикатором. Дозирующее устройство создает внутри него мелкодисперсное облако специального масла, которое смешивается с потоком сжатого воздуха («подмасливает» его). Воздух равномерно обтекает детали пневмоинструмента и смазывает их во время работы. Естественно, что лубрикатор должен находиться близко к потребителю, иначе распыленное масло станет оседать на стенках магистрали, не доходя до механизма.
При проведении малярных работ, напротив, воздух должен быть полностью избавлен не только от влаги, но и от масла. Оптимальное решение - небольшой фильтр-влагоотделитель, закрепляемый на поясе маляра. Даже если в магистрали каким-то образом и образуется конденсат (а это возможно, например, при изменении температуры в помещении), он будет полностью задержан этим портативным устройством. Иногда такие фильтры-влагоотделители комбинируются с редуктором, что позволяет маляру регулировать давление непосредственно в процессе работы.
Совет четвертый. Все элементы, составляющие пневмолинию, должны быть сделаны из материалов, стойких к коррозии. Так, для прокладки магистралей лучше всего использовать оцинкованные водопроводные трубы, а для их соединения - специальные муфты, сгоны, тройники, запорную и регулировочную арматуру, которые выпускаются фирмами - изготовителями компрессорного оборудования. Все резьбовые соединения желательно обработать специальными герметиками, содержащими тефлон, либо обматывать при сборке тефлоновой лентой. Можно порекомендовать и жидкие уплотнители фирмы «Локтайт».
Совет пятый. В магистралях пневмолинии не рекомендуется устанавливать оборудование с большим гидравлическим сопротивлением. Да и сами магистрали по возможности надо избавлять от помех для потока воздуха.
В частности, лучше не врезать угольники, а гнуть трубы с радиусом изгиба не менее 10 диаметров трубы. Кроме того, не следует использовать в пневмосети сантехнические элементы (например, водопроводные вентили), имеющие огромное гидравлическое сопротивление. Это утверждение наглядно иллюстрируется представленным здесь графиком.
Совет шестой. Пневмомагистрали, проложенные к потребителям, должны по возможности образовать общий замкнутый контур. Выводы для потребителей распределяют согласно их рабочему давлению: чем оно выше - тем ближе к компрессору. Каждое потребительское ответвление следует оборудовать редуктором с манометром (в продаже можно встретить редукторы, совмещенные с фильтром-влагоотделителем и лубрикатором), а также запорным вентилем.
Кроме того, запорные вентили должны быть и на отдельных отрезках пневмомагистрали с тем, чтобы иметь возможность производить местный ремонт без отключения всех потребителей.
Обязательны в пневмосети и места для удаления конденсата. Желательно объединить их общей дренажной линией, подключенной к аппарату разделения смеси (такие устройства продаются).
Совет седьмой. Для удобства работы следует пользоваться быстросъемными штуцерами и переходниками, в изобилии выпускаемыми фирмами - изготовителями компрессорного оборудования. Несомненный интерес представляют и пневмошланги: легкие, прочные, они нередко продаются вместе со специальной катушкой, позволяющей регулировать их свободную длину.
На этом тема «Воздух в гараже» завершена в том смысле, что закончен разговор о базовом оснащении. Но дальше предстоит перейти к вопросам о пневмоинструментах, оборудовании для окрасочных работ и шиномонтажа, подъемных пневмомеханизмах и другом оборудовании, где источником энергии и рабочим телом является сжатый воздух. Они - в ближайших номерах.
|