на главную
Журнал "АБС Авто"
|архив|

Лакокрасочные материалы
продолжаем серию «Ремонт лакокрасочного покрытия»

АЛЕКСАНДР ЗВОНАРЕВ

Лакокрасочными материалами называют композиции, способные обеспечить формирование на металлах, дереве и других материалах сплошных покрытий с заданным комплексом свойств (механическая прочность, сцепление с подложкой, стойкость к климатическим факторам, кислотам, солям и прочее). В зависимости от состава, лакокрасочные материалы разделяют на лаки, краски, эмали, грунтовки и шпатлевки. Классификация, маркировка, особенности этих материалов - тема вроде бы скучная, удел химиков, а не автомобилистов. Но это не так. Браться за дело, не зная азы - значит обрекать себя на неудачу. Ремонтнику любого ранга надо не понаслышке знать, с чем он имеет дело.

Покровные материалы

Покровные материалы предназначены для получения защитно-декоративной пленки на ремонтируемой поверхности.

Наиболее просты по составу лаки, которые представляют собой растворы пленкообразующих веществ в органических растворителях или воде. После высыхания лаки образуют твердую, прозрачную и однородную пленку. Для придания определенного цветового оттенка в них иногда вводят химически растворимые пигменты.

Более сложный состав имеют краски. Как правило, это смесь пигментов с олифами, маслами или латексами. После высыхания краски образуют непрозрачную и однородную пленку.

Основу эмалей составляют синтетические пленкообразующие вещества. Получаемая покровная пленка однородна, непрозрачна, обладает высокой механической прочностью и может иметь различные глянец и фактуру. Стоит заметить, что в технической документации красками чаще всего называют строительно-отделочные материалы. Но поскольку принципиальной разницы между красками и эмалями нет, термин «краска» стал общеупотребительным.

В состав любой эмали обычно входит три-четыре компонента: растворимый и нерастворимый красящие пигменты, связующее вещество (основа), растворитель (или разбавитель) и разного рода присадки.

Нерастворимые пигменты-наполнители - это, в первую очередь, красящие вещества (чаще всего, соли различных металлов), обеспечивающие непрозрачность и определенный декоративный вид покрытия. Важное значение имеют также и размеры пигментных частиц: чем выше степень перетирания пигмента (меньше размеры частиц), тем выше укрывистость эмали, декоративные (оптические) свойства и механическая прочность.

В двухкомпонентных эмалях типа «металлик» или «перламутр» в качестве пигмента-наполнителя базового покрытия используют хлопья металла, частички слюды или оксидированную рыбью чешую.

Другой компонент эмали - основа, связующее вещество. Он удерживает пигментные частицы, сцепляя их как друг с другом, так и с окрашиваемой подложкой. Как правило, связующие вещества готовятся из модифицированных (например, меламиноформальдегидной смолой) полимеров и смол, в которые вводятся растительные масла (кокосовое, тунговое). Именно основа определяет характер сушки и тип эмали.

Основное назначение растворителя (разбавителя) - понизить вязкость связующего вещества. Но не только. Зачастую растворитель (а это, как правило, продукт перегонки нефти) содержит вещества, оказывающие заметное влияние и на процесс сушки эмали, и на качество самого покрытия. Поэтому важно использовать в работе только те растворители, что рекомендованы заводом-изготовителем эмали.

Как правило, еще на стадии производства в автоэмали вводят различные присадки (добавки). Их назначение - улучшить физико-химические свойства композиции. В частности, присадки могут увеличить стойкость покровного слоя к агрессивным средам, предотвратить коробление или вспучивание пленки во время сушки.

Грунтовки

Для создания промежуточных слоев лакокрасочного покрытия (между подложкой и покровной эмалевой или лаковой пленкой) применяют грунтовки - смесь пигментов с жидкими пленкообразующими веществами. После высыхания грунтовки образуют однородные твердые непрозрачные покрытия, главная особенность которых - высокая адгезия (прилипание). Помимо хороших адгезионных способностей все грунтовки обладают и антикоррозионными свойствами.

Существуют пять основных типов грунтовок. Вариаций же на их тему - бесчисленное множество.

Грунтовки-модификаторы иногда еще называют реактивными красками. Они содержат вещества, способные восстанавливать тронутый ржавчиной металл подложки. Из-за высокой токсичности предпочтительно наносить их на обрабатываемую поверхность кистью. После высыхания образуют прочную пленку, обладающую хорошими адгезионными и антикоррозионными свойствами.

Грунтовки противокоррозионные. В англоязычных странах их иногда называют праймер-кондиционерами (от английского primer - грунт). Они не только выполняют основные функции грунтовок, но и, взаимодействуя с металлом подложки, надежно защищают его от коррозии. Могут наноситься на ремонтируемую поверхность как кистью, так и распылением.

Если ремонтируемая поверхность имеет незначительные дефекты (царапины, выбоины), то очищенная и загрунтованная подложка покрывается грунт-шпатлевкой (primer-surfacer). Ее наносят достаточно толстым слоем и затем шлифуют наждачной бумагой.

Чистый металл без механических дефектов может быть загрунтован и универсальными грунтовками (их также называют праймер-силерами). Они не только защищают металл от коррозии, но и обеспечивают хорошее прилегание покровного слоя. А нанесенные на тщательно отшлифованное старое покрытие универсальные грунтовки отлично изолируют его от нового красочного слоя, не допуская межслоевой миграции пигмента. В отличии от грунт-шпатлевок, универсальные грунтовки не заполняют царапин и трещин, поэтому наносятся на поверхность тонким слоем и, как правило, не шлифуются.

В переводе с английского силер (sealer) означает «защитное покрытие». Иногда его называют наполнителем, защитной или промежуточной грунтовкой. Используют только в сочетании с другими грунтами или наносят непосредственно на отшлифованное старое лакокрасочное покрытие или старый грунт. Промежуточные грунтовки не только улучшают прилегание нового красочного покрытия, но и выполняют еще три функции. Во-первых, изолируют старое покрытие от нового. Во-вторых, не дают растворителю (разбавителю) из нового красочного слоя просачиваться в старое покрытие и тем предотвращают разбухания и вспучивания последнего. Особенно это важно в местах, где на старом слое лакокрасочного покрытия остались царапины от шлифовальной бумаги. Наконец, в-третьих, промежуточные грунтовки обеспечивают равномерность нанесения краски на материалы, обладающие разной степенью пористости. Иногда промежуточные грунтовки делают цветонаполненными, что позволяет резко уменьшить расход покровного материала.

Особая статья - это грунтовки для пластмассовых декоративных частей автомобилей.

Шпатлевки

К лакокрасочным материалам относятся и шпатлевки. Они представляют собой смесь пигментов и наполнителей с пленкообразующим веществом. По консистенции это, как правило, пасты, реже - вязкие жидкости. Предназначены шпатлевки для выравнивания ремонтных поверхностей. Они должны обладать малой усадкой, а после высыхания образовывать твердую поверхность и хорошо шлифоваться. Защитными свойствами они не обладают и поэтому после обработки их нужно немедленно покрыть грунтом или основным покровным материалом.

Основу шпатлевок могут составлять нитроцеллюлозные лаки, а также эпоксидные или ненасыщенные полиэфирные смолы. Различают три основных типа шпатлевок.

Грубые или наполняющие. В их состав входят стекловолокна, металлические хлопья и другие армирующие наполнители. Предназначены для ремонта проржавевших частей кузова или элементов с ослабленной несущей функцией. Могут наноситься даже на незагрунтованные подложки.

Универсальные. Могут использоваться и как наполняющие, и как тонкие, отделочные шпатлевки. Предназначены для заделки небольших неровностей, глубоких царапин, а также сколов на поверхности старого покрытия. Обладают высокой пластичностью и хорошо шлифуются. Как правило, наносятся на загрунтованную поверхность или непосредственно на зашлифованный и обезжиренный старый красочный слой.

Тонкие. Обычно применяются при исправлении мелких дефектов поверхности, в частности, небольших царапин, оставшихся после шлифовки. Тонкие шпатлевки пластичны и хорошо шлифуются мелкими абразивами.

К тонким шпатлевкам относят и однокомпонентные композиции для так называемого ремонта в последнюю минуту.

Маркировка лакокрасочных материалов

При маркировке лакокрасочных материалов отечественного производства применяются буквенно-цифровая кодировка. Например, такая: МЛ-197 (белая 233), ГФ-021 или ПЭ-0089.

Буквы означают тип пленкообразующего вещества (его химическую природу). Чаще всего встречаются следующие:

АС - алкидно-акриловая,

АУ - алкидно-уретановая,

БТ - битумная,

ГФ - глифталевая,

НЦ - нитроцеллюлозная,

КО - кремнийорганическая,

МЛ - меламиноалкидная,

МС - масляно- и алкидностирольная,

ПФ - пентафталевая,

ПЭ - полиэфирная ненасыщенн,

ХВ - перхлорвиниловая и поливинилхлоридная,

ЭП - эпоксидная,

ЭФ - эпоксидоэфирная,

УР - уретановая.

В маркировке лаков и эмалей первая цифра, следующая за буквенным обозначением, характеризует условия эксплуатации лакокрасочного покрытия. Из обозначений эмалей, имеющих непосредственное отношение к автомобилям, можно упомянуть следующие:

1 - покрытия, стойкие к воздействию атмосферных условий различных климатических зон (все покровные лаки и эмали);

2 - покрытия, эксплуатируемые под навесом и внутри неотапливаемых помещений в различных климатических условиях (обычно применяются для окраски неответственных частей внутри автомобилей);

7 - покрытия, стойкие к воздействию кислот, щелочей и других жидких химических реагентов, а также их паров (применяются, например, для окраски тормозных цилиндров);

8 - покрытия, стойкие к воздействию высоких температур (ими окрашивают впускные и выпускные коллекторы двигателей, приемные трубы глушителя).

Для грунтовок вместо обозначения условий эксплуатации пишется цифра 0, а для шпатлевок - 00.

Последние цифры в маркировке означают порядковый номер, присвоенный данному лакокрасочному материалу.

Теперь мы можем расшифровать маркировки из вышеупомянутого примера. МЛ-197 (белая 233) - меламиноалкидная эмаль, атмосферостойкая, порядковый номер - 97, белая, номер образца (эталона) цвета - 233. ГФ-021 - грунтовка глифталевая, порядковый номер 21. И, наконец, ПЭ-0089 - шпатлевка полиэфирная ненасыщенная, порядковый номер 89.

У всех зарубежных фирм-производителей лакокрасочных материалов своя маркировка. Причем каждая композиция имеет не только каталожный номер фирмы, но и свое название. Так что без консультации с продавцом здесь не обойтись.

Что приготовил нам рынок

Сегодня на российском рынке широко представлены лакокрасочные материалы как отечественного, так и зарубежного производства.

Из отечественных покровных ремонтных материалов по-прежнему имеется большой выбор нитроцеллюлозных эмалей НЦ-11 и НЦ-132, пентафталевых типа ПФ-115 и ПФ-1217, уже привычной нам «синтетики» МЛ-197 и МЛ-1226 (эмалей на меламиноалкидной основе). Есть и новые, менее известные алкидные системы - например, «Одихел» или «Гепард». Однако выбор цветовых оттенков, прямо скажем, скудноват.

Обширна ниша рынка, занятая импортными красочными материалами. По-прежнему везут к нам свою продукцию производители из стран бывшего соцлагеря. В основном это материалы из Словении - «Хелиос» (Helios) и «Мобихел» (Mobihel). Правда, не они сейчас главные на рынке: основная доля импорта поступает из таких стран, как Германия, США, Голландия и Финляндия. В основном это продукция фирм, мало нуждающихся в представлении. По объемам поставок ведущие места среди них занимают «Шпис Хеккер» (Spies Hecker), БАСФ (BASF), «Дюпон» (Du Pont), «Штандокс» (Standox), «Сиккенс» (Sikkens), а также наши старые знакомые «Садолин» (Sadolin) и «Тиккурила» (Tikkurila).

Отечественная промышленность наконец-таки порадовала автомобилистов новинками - в продаже появились так называемые грунтовки-модификаторы (преобразователи ржавчины) ЭП-0199, ЭП-0259, «Унигрэм», «Гремируст», а также универсальные грунтовки ГФ-021 (серая), ГФ-0119, ГФ-0163. Последняя, как полагают специалисты, по свойствам практически не уступает лучшим зарубежным аналогам.

Что касается шпатлевок - здесь все без перемен. По-прежнему в ходу отечественная нитрошпатлевка НЦ-008, но предпочтение отдается полиэфирным двухкомпонентным шпатлевкам из Словении и Финляндии: покупателей главным образом устраивает их цена. Меньшим спросом пользуется более дорогая продукция известных западных фирм. А вот отечественная полиэфирная шпатлевка находит своего покупателя только в небольших городах России.

Чтобы подобрать необходимые лакокрасочные материалы для ремонта автомобиля, прежде всего следует определиться в главном: какой вы хотите видеть свою машину и с какой целью затеваете ремонтную окраску? Только после этого, оценив свои финансовые возможности, можно приступать непосредственно к выбору материалов. И в первую очередь - красочного покрытия. При этом нужно учесть следующие моменты.

Лучшими декоративными свойствами (блеск, розлив) обладают импортные двухкомпонентные красочные материалы на акриловой и полиуретановой основе. Эти же эмали самые коррозионостойкие и прочные, в то же время они и самые дорогие.

Время сушки акриловых и полиуретановых эмалей при температуре 50-60°С от 30 до 40 минут. Допускают они и «воздушную» сушку (при 20°С). В этом случае монтажная твердость достигается через 5-6 часов. Окончательно же эмаль затвердевает через двое суток.

Хорошими декоративными свойствами (высокий глянец, однако с чуть худшим, чем у акриловых материалов, розливом и даже с допустимой «шагренью») обладают эмали на меламиноалкидной основе. Причем в равной степени как отечественные, так и импортные. Вообще говоря, все меламиноалкидные эмали имеют один, но существенный недостаток: наилучший результат достигается только при горячей сушке.

Стоит отметить, что обе эти группы окрасочных покрытий обладают хорошими или отличными антикоррозионными свойствами. К недостаткам же можно отнести высокие требования, предъявляемые к оборудованию мастерской (необходима окрасочная камера, потолочные фильтры, обязательна хорошая подготовка воздуха, подаваемого в краскораспылитель и т.д.).

Алкидные эмали обладают хорошими декоративными свойствами (на уровне меламиноалкидных). Они недороги, быстро сохнут «на отлип» при комнатной температуре. Основной недостаток алкидных покрытий с точки зрения ремонтника - трудность исправления дефектов окраски до полного отвердения пленки. Для эмалей, высыхающих за счет окисления, этот период колеблется от нескольких суток до двух недель. Немного меньший срок требуется для полной просушки алкидных красок, модифицированных меламиноформальдегидной смолой .

Однако для автовладельца гораздо важнее, что алкидные эмали не обладают достаточной коррозионной стойкостью и твердостью. Что, в конечном счете, сказывается на сроке их службы.

Среди ремонтных эмалей худшими показателями по декоративным свойствам, прочности и коррозионной стойкости имеют нитроцеллюлозные. Всерьез они могут рассматриваться только как вариант временного прикрытия царапин или сколов. Но не более того.

Все вспомогательные лакокрасочные материалы (грунты, шпатлевки) подбираются непосредственно под свойства покровной эмали. Например, для отечественных меламиноалкидных эмалей типа МЛ-12, МЛ-197 хорошо подходят грунтовка ГФ-0163 и шпатлевка ПЭ-0089 (или тонкая шпатлевка ПЭ-0010).

Что касается импортных эмалей и лаков на акрилоуретановой основе, то к ним подбирают весь комплекс лакокрасочных материалов, строго следуя рекомендациям фирмы-изготовителя. Ведь современная высококачественная окраска автомобилей - это технологический комплекс, где все элементы должны быть взаимоувязаны. Именно поэтому ведущие зарубежные производители предлагают полный набор сочетаемых по своим характеристикам ремонтных материалов.

Такой подход к проблеме можно оценить по достоинству только столкнувшись с системами, предлагаемыми какой-нибудь именитой фирмой. Скажем, немецкая компания «Шпис Хеккер» поставляет на российский рынок весь комплекс ремонтных материалов - начиная от специальных жидкостей для обезжиривания поверхности и кончая покровными материалами.

Выбор широк - один только набор шпатлевок «Шпис Хеккер» включает восемь наименований. Есть среди них армированные стекловолокном и универсальные, есть тонкие и жидкие, а также специальные для пластмассовых изделий. В основном, это продукты двухкомпонентные, относящиеся к полиэфирной системе. Но есть и однокомпонентные, изготовленные на основе специальной комбинации акриловых смол.

Особый раздел продуктов компании - это грунты и грунты-наполнители. Среди них грунтовая реактивная краска (аналог наших грунтов-модификаторов) и противокоррозионный грунт, относящиеся к поливинилбутиленовой системе. Имеется в программе и универсальный однокомпонентный грунт для деталей из искусственных материалов (в частности, для пластмассовых навесных деталей кузова автомобиля). Высших оценок заслуживают наполнители (силеры): одно- и двухкомпонентные, предназначенные для работы «мокрый по мокрому», специально для пластмассовых изделий, алюминия, цветонаполненные - всего и не перечислишь.

Для крупных автосервисов компания «Шпис Хеккер» предлагает также свою технологию приготовления окрасочных материалов (на акриловой основе) с подгонкой цвета по образцам. Базовый комплект включает более ста компонентов и позволяет приготовить красочные материалы почти 45 тысяч цветовых оттенков, включая и модные двухслойные системы типа «металлик» и «перламутр».

Было бы странно, если бы вся эта гамма лакокрасочных продуктов фирмы не подкреплялась необходимым набором компонентов и расходных материалов. И такие «специи» в программе «Шпис Хеккер» есть. Прежде всего, это отвердители (меняющие скорость сушки от нормальной до сверхбыстрой) для двухкомпонентных материалов акриловой и полиэфирной систем, специальные структурные добавки, влияющие на блеск и фактуру двухкомпонентных покровных акриловых лаков, растворители и разбавители, а также средства для обезжиривания ремонтных поверхностей. И это далеко не полный перечень продукции компании.

В заключение нашей статьи остается только поблагодарить читателя, терпеливо и до конца прочитавшего эту техническую информацию. Как уже упоминалось, она послужит основой для дальнейших, более практичных материалов.

оглавление этого номера

Структура сайта
|каталог авторемонтного оборудования и материалов| |новинки рынка| |наши рекомендации| |заказ-заявки| |распродажа| |реестр фирм| |правительственная программа| |партнеры|
|подписка| |анонс нового номера| |архив| |для рекламодателей| |сотрудники|
|ремонт и эксплуатация авто| |автосервисы| |путеводитель по автоинтернету| |библиография статей| |СМИ авто|
|новости| |выставки, семинары и тд.| |ищем партнёров в России| |предложения о сотрудничестве| |конференция|
|диагностика| |ремонт подвески| |ремонт двигателя| |кузовной ремонт| |покраска| |как нас найти| |отвечают мастера| |установка дополнительного оборудования|
|инструмент| |автохимия| |масла| |антикоры| |доп.оборудование Webasto| |сопутствующие товары| |материалы для шиноремонта| |для корпоративных клиентов| |отвечают продавцы| |как нас найти|
|условия продажи| |бланки запросов| |прайс-лист| |мелкооптовые заказы| |отвечают менеджеры| |как нас найти|
|новые авто| |авто с пробегом| |оформление заказа| |страхование| |как нас найти|
|мото| |аксеcсуарика| |интернет-ресурсы| |мотоконференция|
Материалы сервера могут быть использованы только с письменного разрешения ООО "ИТЦ АвтоБС"©