Говоря об антикоррозионной обработке автомобиля, основное внимание обычно уделяют материалам. Бесспорно, их свойства и характеристики очень важны, но профессионалам сервисных служб, берущихся за решение такой задачи, необходимо также знать, какое оборудование требуется для нанесения этих препаратов. Ведь кистью или аэрозольным баллончиком индивидуального пользования много не наработаешь. Да и клиентов всегда волнует извечный вопрос: куда лучше обратиться, где сработают «фирменно», а не кустарно. Словом, технологическая оснастка - это в конечном счете не менее актуальная проблема, чем сами антикоррозионные материалы.
Познакомиться с нынешним положением в этом деле нам помогли в антикорозионном центре «Ноксудол». Эта торговая марка шведской фирмы Auson вряд ли нуждается в представлении: о препаратах с таким названием и о самой фирме не раз писалось на страницах нашего журнала. Но в данном случае наш выбор определялся тем фактом, что в техцентрах «Ноксудол» не только обрабатывают машины клиентов или торгуют своими препаратами, но и предлагают полную гамму профессиональной технологической оснастки (кстати, производит ее шведская фирма Assalub и частично германская Sata) вместе с необходимой информационной поддержкой. Причем все оборудование самого безупречного качества и происхождения: шведы, первопроходцы современных методов антикоррозионной защиты, очень дорожат своими лидерскими позициями.
Оснастку, как и саму технологию нанесения покрытий на кузов, прежде всего надо разделить на две группы: для защиты металла в скрытых полостях и для обработки наружных, открытых панелей.
Посмотрим, что же входит в профессиональный набор. Начнем с потребностей специализированных автосервисов, для которых нанесение антикоррозионной защиты - одно из основных направлений деятельности. На таких станциях обычно проходят обработку четыре и более машин в день.
Для защиты скрытых полостей используется комплект, в который входит насос, пистолет-распылитель со шлангом длиной 8 м, редукторы с манометром и специальные сменные насадки.
Насос монтируется на стандартной металлической бочке емкостью 200 литров. При работе с внутренними полостями применяются насосы низкого давления, так называемые 1:3. Они соответственно увеличивают первоначальное давление воздуха в три раза, что достаточно для работы с маловязким материалом.
Шланг двойной - для подачи материала и сжатого воздуха. Назначение насадок для пистолета - сформировать правильную подачу материала. Струя при участии воздуха превращается в своеобразный факел, обеспечивающий нужную тонкость и дальность распыла. Другая функция насадок - обеспечить доступ к самым удаленным точкам скрытых полостей кузова. Всего их четы-ре - наружная, внутренняя гибкая, внутренняя длиной 1 м с углом распыла 360 градусов и такая же с углом распыла 180 градусов. Такой набор - одна из отличительных черт профессиональной оснастки.
На обработку полостей одной машины уходит 4-5 литров материала, поэтому 200-литровой бочки хватает на 40-50 машин. Расход в значительной степени зависит, конечно, от квалификации мастера. Что касается цены, то комплект для обработки скрытых полостей стоит 1646 долларов.
При обработке открытых поверхностей, прежде всего днища, применяют насосы высокого давления 1:26. Это связано с относительно высокой вязкостью используемого материала. Как и в предыдущем случае, насос монтируется на 200-литровую емкость.
В комплект входят также пистолет-распылитель, шланг длиной 8 м, редуктор с манометром и одна насадка. Она создает своеобразный веер материала, которым работают, как кистью. Воздух служит только для привода насоса и в формировании веера не участвует. Поэтому такой способ называют еще безвоздушным распылением.
При обработке днища и других открытых участков требуется примерно 5-6 литров препарата, поэтому фирменной 200-литровой емкости хватает на 30-40 машин. Комплект для обработки днища насосом высокого давления стоит 2141 долл.
Неспециализированным станциям, которые обрабатывают 1-2 машины в день, подойдет оснастка для нанесения материалов из фирменного 1-литрового баллона. Имеются также установки с двумя 20-литровыми баллонами (для внутренней и наружной обработки). В них применяются насосы 1:1 и безвоздушный метод распыления. Стоимость комплектов для малых сервисов в зависимости от емкости и количества насадок 69, 294, 427 или 1377 долларов.
Что еще может понадобиться профессионалам? Для обработки недоступных точек (а таковые имеются, например, в дверях) фирменная технология предусматривает сверление отверстий диаметром 10 мм. После нанесения материала отверстия закрываются резиновыми заглушками. На картах обработки кузова эти места отмечаются специальными «звездочками». Для выполнения этой операции существуют специальные сверла с выбрасывателем стружки. Сверло украинского производства стоит 13, а шведского - 60 долларов. Комплект заглушек из 1000 штук стоит 37 долларов.
Никаких электроподключений для описанного оборудования не требуется - энергоносителем является сжатый воздух, поэтому мастерская должна быть оборудована компрессором.
Для обеспечения процесса обработки необходимо, конечно, иметь мойку, оборудование для сушки и подъемник. Но их выбор строго не регламентируется. Что касается компрессора, то он должен обеспечивать давление 6-8 атмосфер (приблизительно 0,6-0,8 МПа) и подавать не менее 0,6 куб.м воздуха в минуту.
Специалисты считают, что прибыль от обработки одной машины (без учета накладных расходов) составляет 100 долларов. Так что читатель сам может прикинуть сроки окупаемости оборудования в соответствии со своими планами и возможностями.
В заключение отметим, что если материалы наносятся фирменным профессиональным оборудованием, срок действия антикоррозионных покрытий «Ноксудол» составляет 6 лет.
|