Рассказать о подделках автомобильных фильтров мы решили после того, как познакомились с одним любопытным документом. Нет, отнюдь не секретным. Можно даже предположить, широко тиражируемым, поскольку в редакцию он попал вместе с пакетом рекламных проспектов ОАО «Автоагрегат», больше известного у нас как Ливенский автоагрегатный завод (ЛААЗ). Адресован документ в первую очередь российским автомобилистам и содержит рекомендации, помогающие отличить оригинальные заводские филь-тры от подделок с ливенским логотипом. По форме изложения это типичная инструкция, по сути - недвусмысленное заявление о непримиримой борьбе за свое законное место на российском рынке. Серьезная заявка, не правда ли? Видно, допекли «пираты» нашего производителя.
Наверное со стороны покажется, что «ливенский ход» с этой бумагой был далеко не лучшим. Но, во-первых, говоря шахматным языком, завод попросту попал в цугцванг, когда все ходы вынужденные. А во-вторых, кто сказал, что на этом партия закончилась?
Правильно, в благой идее довести рекомендации завода до сведения потребителей скрывался подводный камень: эта инструкция наверняка попала и в руки «пиратов». Для них свежая информация, да еще из первых рук, - просто подарок. Теперь они могут быть уверены, что сделают свою халтуру совсем неотличимой от оригинала. Но вот ведь обида какая - не получится. Копировщики, как и все догоняющие, работают в условиях постоянного дефицита времени. Обычно они делают свои «перепечатки» сразу под несколько фирм, причем на одном и том же оборудовании. Так что перестройка их «печатного станка» под любую мелочь требует времени. На это и рассчет у заводчан. Покуда «пираты» дорабатывают свои изделия, они готовят новые защитные решения. Например, уже в ближайшие месяцы на масляных фильтрах, выходящих с конвейера завода, появится объемный логотип, который будут делать в штампе на завершающей стадии вытяжки корпуса. Не за горами и внедрение лазерной гравировки (правда, подробности пока держатся в секрете).
К сожалению, эта гонка за лидером может длиться практически бесконечно. Но «Автоагрегат» сдаваться не собирается, он и впредь будет вместо привычной работы тратить силы на изобретение очередных тонких способов защиты своей продукции. Ведь, когда дискредитируется имя завода, когда день ото дня растет материальный ущерб, наносимый подделками, иного выхода нет, поскольку государство не особенно вмешивается в такие дела.
Между тем, вычислить нелегальных копировщиков и прижать их - задача не Бог весть какая сложная. Во всяком случае, заводским пинкертонам удалось собрать сведения почти обо всех «черных» дельцах. Кто же они?
Место постоянного проживания - обычно Турция, Арабские Эмираты, Корея, Польша.
Следя за техническими новинками, хорошо знают производство, в которое вложили изрядные средства. Имеют оборудование для вытяжки корпусов фильтров, сварки и закатки фланцев, изготовления бумажных штор и клапанов. Российские сертификаты соответствия покупают в организациях, на это не уполномоченных. Иногда ввозят в страну не готовые фильтры, а полуфабрикаты, что существенно дешевле, и дорабатывают их где-то на территории России.
Их интерес к продукции «Автоагрегата» определяется, во-первых, колоссальным парком примерно однотипных автомобилей, а во-вторых - практически полной бесконтрольностью торговли.
В частности, из ассортимента ливенского завода «пираты» облюбовали масляные фильтры 2101-1012005-20 и 2105-1012005. Первые ставятся на автомобили ВАЗ-2101-07, 2121, УАЗ, РАФ, Alfa Romeo, FIAT, Skoda и другие. Вторые - на «Самару», «Оку», «Таврию» и ряд иномарок, в частности на Renault, Ford, Rover, Lancia. Впрочем, разница между моделями фильтров невелика, она в основном в габаритах. Это позволяет использовать фильтры 2105-1012005 и на классических «жигулях».
Фальсификаты этих марок действительно очень походят на настоящую ливенскую продукцию, но совершенно неработоспособны. Масло они почти не очищают, а корпус может оказаться негерметичным, раздуваясь даже при рабочем давлении в масляной системе. В результате поддельные фильтры служат в лучшем случае две-три тысячи километров вместо положенных двадцати. Хотя, зная как «печатают» подделки, можно удивляться и этому. Впрочем, судите сами.
Основную функцию фильтра - очистку масла - обеспечивает изготовленная из специальной бумаги штора. В пиратских изделиях штора большей частью не работает так, как положено, хотя причины для этого могут быть разные.
Прежде всего - некачественная бумага. Она должна иметь поры строго определенного размера и расположения. Формируют их полимеризацией, которая идет в печах при температуре 160-190°С и с большими энергозатратами, составляющими до 15% себестоимости фильтра. «Экономисты» копировщики часто нарушают эту технологию, а то и вовсе обходятся без нее. Штора при этом обычно расслаивается на волокна и забивает масляные каналы в двигателе.
Случается, что в подделках используют и хорошую бумагу, даже от ведущих мировых производителей. Но тогда пускают в ход другую «экономию» - уменьшают количество бумаги в шторе, нередко в два, а то и в три(!) раза. Площадь фильтрующей поверхности резко сокращается, а халтурщик срывает изрядный куш (полноценная штора из добротной бумаги - это 30-50% стоимости фильтра).
Возможен, наконец, и такой дефект, как деформация неправильно обрезанной и гофрированной шторы при установке ее в корпус.
Теперь обратимся к другому важному элементу масляных фильтров - клапанам.
В ливенских «жигулевских» фильтрах их два - антидренажный (противосливной) и перепускной. Напоминаем об этом потому, что существуют фильтры и трехклапанные, и вообще без клапанов, если это обусловлено конструкцией двигателя.
Некондиционный антидренажный клапан заставляет двигатель работать без смазки в течение 5-7 секунд при каждом пуске, а дефектный перепускной не пропускает масло к фильтрующей шторе. В поддельных фильтрах, увы, эти дефекты - не редкость.
Еще одна неприятность, подстерегающая автомобилиста в подделке, - негерметичный или плохо сделанный корпус. Подтекание, как правило, наблюдается в соединении с фланцем (на заводе его называют усилителем), а слабый корпус может деформироваться (раздуваться) при естественном гидравлическом ударе в момент пуска двигателя.
На самом заводе «Автоагрегат» такие «ляпы» невозможны. Здесь контролируют качество на всех этапах изготовления и обеспечивают его современной технологией. Итальянское и японское оборудование, фильтровальная бумага Ahlstrom-Bosso (Италия) и клеи фирмы Kleiberit (Германия) давно стали здесь обычной практикой. Все фильтры (100%) проходят контроль на герметичность закатки торца и работу клапанов. Выборочно изделия проверяют на раздувание при трехкратном превышении рабочего давления, а также на гидроудар (100 тыс. циклов) и открытие перепускного клапана при загрязнении. Кстати сказать, лаборатория оборудована японской аппаратурой и работает под контролем ВАЗа.
Разумеется, ничего подобного у «пиратов» нет и быть не может. Контроль для них - просто напрасная трата сил и денег. А между тем, по мнению заводских специалистов, современные копировщики вполне могли бы выпускать настоящую продукцию, зарегистрировать свой товарный знак и честно участвовать в конкурентной борьбе. Ведь большую часть пути становления они уже прошли, порой проявляя чудеса изобретательности. Но пока все остается так, как есть. Поэтому на заводе с грустью говорят о замороженных резервах - как производственных, так и кадровых (в городе 12 тыс. безработных). Меж тем рынки работают без выходныхѕ
Все, о чем мы говорили до сих пор - это некая обрисовка общей ситуации. Полагаем, пора перейти к частностям и рассмотреть внешние признаки, по которым можно определить подделку.
Начнем с формальной стороны дела. Каждый продавец должен иметь на свой товар соответствующие документы. Так, при продаже ливенских фильтров 2101-1012005-20 на них должен быть сертификат соответствия № POCC RU4. B08785, выданный официальным органом по сертификации ГНЦ НАМИ на срок с 18.03.98 по 01.04.2000 г. А на фильтры 2105-1012005 - сертификат № POCC RU4. MT14.B08786 со сроком действия с 18.03.98 по 01.04. 2000 г.
Теперь о том, что можно увидеть на самом фильтре. Если смотреть на него со стороны торцевой крышки (усилителя), то можно отметить несколько признаков, моментов, характеризующих настоящее изделие.
Во-первых, с 20 апреля 1998 года усилитель изготавливается из металла, обработанного методом горячего цинкования. «Цинковый» цвет и блеск хорошо видно.
Во-вторых, точки контактной сварки расположены на усилителе между уплотнительным резиновым кольцом и краем торца. На фальсифицированных изделиях их чаще можно обнаружить под самим резиновым уплотнением.
В-третьих, на подлинных изделиях точек сварки восемь, на подделках чаще всего шесть.
В-четвертых, в ливенских фильтрах восемь впускных отверстий, а в поддельных их число колеблется от четырех до восьми (чаще бывает шесть).
В-пятых, на усилителях подлинных фильтров отсутствуют какие-либо выдавленные значки - А, Z, 3, треугольник, пятиугольник, шестиугольник и так далее. На подделках они встречаются довольно часто.
Наконец, в-шестых: закаточный шов на торце ливенских изделий окрашивается вместе с корпусом. В поддельных фильтрах корпус частенько красят отдельно, после чего закатывают крышку.
Что касается логотипа и надписей на корпусе, то их «пираты» научились делать почти ювелирно. Однако и здесь есть свои тонкости.
Например, ЛААЗ не наносит на свои фильтры никаких надписей на иностранных языках кроме «made in Russia». Не существует настоящих ливенских фильтров и с надписями made in Germany, made in Korea, made in Italy, made in USSR и так далее. Да, последняя надпись тоже вне закона, ибо последняя партия ливенских фильтров, сделанная в СССР, была продана вскоре после его распада.
К сожалению, упаковка ничего не говорит о производителе. Иные продавцы, реализовав партию настоящих фильтров, набивают в ливенские коробки подделки и продолжают торговать. Известны случаи, когда в коробку укладывали сверху несколько штук настоящих «ливен» на случай выборочной проверки. И это далеко не полный перечень хитрых приемов.
Есть и еще один признак, о котором полезно знать. На заводе каждый фильтр заворачивают в парафинированную бумагу, а подделки, как правило, пакуют в полиэтилен или в обычную бумагу.
Вообще же, вероятность купить фальсификат очень высока. По нашим данным, российский рынок просто наводнен подделками. Причем не только ливенского завода. Подделывают и «Пуролатор», и «Чемпион», и другие именитые марки. Что при этом получается, видно из прилагаемой к статье таблицы.
Во всех случаях стоит пользоваться услугами только официальных дилеров соответствующих фирм. Что касается ливенской продукции, то реквизиты официальных региональных дилеров завода можно узнать по телефонам (08677) 3-24-90 и 3-32-39.
В заключение, хотелось бы упомянуть о следующем. В майском номере «АБС» мы писали, что в Ливнах монтируется линия для выпуска панельных воздушных фильтров. Рады сообщить, что сегодня эта линия заработала. Итальянское оборудование выпускает панельные фильтры для вазовских инжекторных «восьмерок» , «девяток», «десяток», а также некоторых иномарок.
И еще. В апрельском номере нашего журнала было ошибочно указано, что в Ливнах не делают топливных фильтров тонкой очистки для карбюраторных моторов. Это не так. Выпускают. Приносим свои извинения. Возможно, скоро придется писать и об их подделках.
|