на главную
Журнал "АБС Авто"
|архив|

С бензина - на сжиженый
нефтяной газ
(продолжаем тему "Газ - топливо автомобильное",
см. "АБС-авто" №2 и №3 за 1999 г.)
ВЛАДИСЛАВ ЛУКШО,
кандидат технических наук,
директор  НТЦ "Газовые двигатели" ГНЦ РФ НАМИ

Сегодня мы познакомимся с монтажом и основами эксплуатации комплекта газобаллонной аппаратуры ГБА-УГС-001 для сжиженного нефтяного газа (СНГ). Этот комплект устанавливается на легковые автомобили ВАЗ, АЗЛК, ГАЗ, ИЖ, УАЗ, микроавтобусы РАФ и УАЗ, легкие грузовики «Газель», грузовые автомобили ЗИЛ и ГАЗ.

Напомним, что комплект газобаллонной аппаратуры (ГБА), о котором мы рассказываем, сохранит возможность полноценной работы двигателя на бензине - то есть автомобиль становится двухтопливным. А эксплуатационные показатели автомобиля, оснащенного ГБА, в сравнении с базовым бензиновым «собратом» будут следующими:

- контрольный расход газа (в литрах на 100 км) при скоростях движения 40...60 км/час - на 5-10% больше, чем расход бензина;

- допустимая масса перевозимого груза на 55 кг меньше, чем у базового автомобиля;

- несколько снизится мощность, и, соответственно максимальная скорость движения на горизонтальном участке будет приблизительно на 7% меньше, чем при движении на бензине;

- запас хода при работе автомобиля на газе - от 350 до 500 км (в зависимости от емкости установленного газового баллона).

Как работает и из чего состоит комплект ГБА

Сжиженный нефтяной газ хранится в газовом баллоне (1), рассчитанном на рабочее давление 1,6 МПа (16 ат). Баллон с блоком арматуры и системой вентиляции устанавливается в легковых автомобилях в багажном отделении, а в грузовиках «Газель» - на раме.

Блок арматуры (2) имеет заправочный штуцер с установленным в нем обратным клапаном, указатель уровня заполнения баллона и ряд других обязательных элементов. Что касается системы вентиляции, то она полностью исключает попадание газа в салон автомобиля при нарушении герметичности элементов арматуры.

От блока арматуры газ поступает по газопроводу в подкапотное пространство к электромагнитному газовому клапану-фильтру (8) и затем - к редуктору-испарителю (9). Дальнейший путь газа - из редуктора через тройник (дозатор) (6) в смеситель (4). Для отключения бензина при работе на газе между бензонасосом и карбюратором установлен электромагнитный бензиновый клапан (7).

Для подогрева и испарения газа редуктор-испаритель подключен рукавами к системе охлаждения двигателя.

При установке комплекта на автомобили, оснащенные системами впрыска бензина, в газовой аппаратуре применяется экономайзер, обеспечивающий обогащение газовоздушной смеси при полной нагрузке.

Управление электромагнитными клапанами и другими электрическими элементами ГБА осуществляется электронным блоком либо механическим переключателем.

Заправка баллона на легковых автомобилях производится через выносное заправочное устройство - ВЗУ. Внутри присоединительного штуцера имеется обратный клапан, препятствующий выбросу газа из системы при отсоединении заправочного устройства газонаполнительной станции.

А теперь вернемся к газовому смесителю - о его конструкции хотелось бы поговорить более подробно. Газовый смеситель может быть выполнен в виде:

- проставки, которая устанавливается между корпусом дроссельных заслонок и поплавковой камерой (карбюраторы ДААЗ-2101, ...03, ...05, ...07, ...40, К-126Г, К-151) вместо термоизоляционной прокладки;

- штуцеров-форсунок, которые вворачиваются в корпус карбюратора, а потому требуют его доработки (карбюраторы ДААЗ-2108, ...41);

- надставки, которая устанавливается либо под воздушный фильтр, либо внутри него.

Предпочтительнее применение смесителей нижнего расположения (проставки или штуцеров) - они не оказывают влияния на показатели двигателя при работе на бензине и обеспечивают эффективную подачу газа.

И в заключение этого раздела - об электронном блоке управления, совмещенном с переключателем вида топлива. Переход с бензина на газ и с газа на бензин осуществляется из кабины водителя без остановки двигателя.

Электронный блок управления выпускается в нескольких модификациях, отличающихся различным набором функций. Наиболее полная модификация имеет переключатели видов топлива, управление газовыми и бензиновыми клапанами, в том числе в процессе запуска, управление углом опережения зажигания. При этом при переходе с одного топлива на другое угол меняется автоматически.

Электрический блок имеет функцию управления клапаном паровой фазы блока арматуры, включая и выключая его автоматически при достижении определенной температуры охлаждающей жидкости. Блок имеет индикацию уровня газа в баллоне.

Возможен и упрощенный вариант комплектации оборудования, когда взамен электрического блока устанавливается кнопочный переключатель видов топлива (5), в комплексе с пневмоконтролем (3). Этот вариант комплектации и показан на фотографии.

Монтаж: подготовительные работы

Думаем, стоит напомнить читателям: монтаж, ремонт и техническое обслуживание газобаллонной аппаратуры надо проводить на специализированном предприятии, имеющем соответствующие лицензии и сертификаты. Только тогда вы избежите неприятностей как эксплуатационных, так и организационно-юридических - например, при прохождении техосмотра в ГИБДД.

Как готовится автомобиль к переоборудованию на газовое топливо?

Прежде всего машина должна быть технически исправной. Перед началом работы следует тщательно вымыть автомобиль, установить его на рабочую площадку, где будет проводиться переоборудование, слить бензин из трубопроводов системы питания, слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения.

Комплект ГБА перед установкой тщательно осматривается мастером, в частности, проверяется комплектность по упаковочной ведомости. Не рекомендуется устанавливать элементы газобаллонного оборудования разных производителей, не предусмотренные документацией завода-поставщика.

На табличке газового баллона обязательно должна быть указана дата его выпуска - и если баллон пролежал на складе более двух лет, на машину его можно ставить только после повторного освидетельствования.

Если же все в порядке, можно приступать к переоборудованию. Для каждой модели автомобиля имеется монтажная схема, и установка ГБА ведется строго по ее рекомендациям.

Монтаж: основные работы

Работы в багажном отделении (при переоборудовании легкового автомобиля) включают в себя закрепление газового баллона на кронштейнах, подключение системы вентиляции и установку заправочного устройства.

Перед установкой баллона на его горловине закрепляется блок арматуры с колпаком системы вентиляции - при этом фланцы системы вентиляции устанавливаются так, чтобы обеспечить беспрепятственный приток свежего воздуха и выход газа (если он имеет место) в атмосферу.

Заправочное устройство в зависимости от модели автомобиля монтируется либо на бампере, либо на задней части кузова.

При работе в моторном отсеке прежде всего следует подготовить место для установки редуктора-испарителя и газового клапана. Для этого в указанных в монтажной схеме местах сверлят отверстия, после чего устанавливают соответствующие узлы.

В бензиновую магистраль между бензонасосом и карбюратором устанавливают электромагнитный бензиновый клапан. Желательно его монтировать как можно ближе к карбюратору - это даст возможность быстро переводить работу двигателя с бензина на газ.

Смеситель устанавливают строго по монтажной схеме - для каждой конструкции смесителя она своя, поэтому универсальные рекомендации давать затруднительно.

Электронный блок (или переключатель) монтируется в кабине водителя в любом месте, удобном для управления переключателями и визуального контроля за индикаторами. Исключение составляет блок марки УГК - он ставится в подкапотном пространстве.

Что касается монтажа трубопроводов, то он ведется обязательно с компенсационными петлями.

В комплект ГБА входят также резиновые рукава. Они устанавливаются на газовой магистрали низкого давления (редуктор - тройник подвода газа - смеситель газовый), на бензиновой магистрали между электромагнитным бензиновым клапаном и карбюратором и на магистрали обогрева редуктора для подвода охлаждающей жидкости от системы охлаждения двигателя.

Шланги и рукава прокладываются таким образом, чтобы не затруднять доступа к двигателю для обслуживания агрегатов. Соединения рукавов и шлангов с трубками должны быть герметичными и не допускать просачивания бензина, охлаждающей жидкости и подсоса воздуха.

И в заключение раздела - об электропроводке. Она выводится в подкапотное пространство через технологическое отверстие в стенке моторного отсека. Не допускается прокладка электропроводов по трубопроводам газа и бензина и вблизи выпускного коллектора.

После окончания монтажа производится опрессовка газовой системы.

Некоторые советы водителю

Подчеркнем еще раз: для безотказной работы газобаллонного оборудования необходимы регулярные осмотры, обслуживание и своевременный ремонт. Ремонт, конечно, следует проводить на специализированных станциях, а вот осмотры и обслуживание - это прямая забота водителя.

Следует обращать внимание на герметичность всех соединений, трубопроводов, клапанов, газового редуктора и надежность крепления газового баллона. Кстати, эксплуатация автомобиля с истекшим сроком испытания газового баллона не допускается.

Расходный вентиль на баллоне следует открывать полностью - иначе газ при прохождении через него будет тормозиться. А закрывать вентиль следует только в двух случаях: при длительной стоянке автомобиля и при неисправностях газовой системы. После закрытия расходного вентиля необходимо выработать газ из системы и затем, после остановки двигателя, отключить электромагнитный клапан.

Нельзя допускать засорения фильтрующих элементов - ведь механические примеси могут повредить клапанные механизмы, тогда газ будет попадать в двигатель и в подкапотное пространство.

Через 10-15 тыс. км следует заменить или промыть в бензине фильтрующий элемент газового фильтра. Через 100-120 тыс.км пробега необходимо заменить резинотехнические изделия в газовой системе.

А вот ситуации, которых нельзя допускать ни при каких условиях. Это работа двигателя при неисправной газовой аппаратуре, парковка автомобиля с неисправной газовой аппаратурой в закрытом помещении, выпуск газа из системы в закрытом помещении, какой-либо ремонт при наличии газа в системе питания, проверка герметичности соединений открытым пламенем.

Если все же требуется проверить герметичность, то значительные утечки определяются на слух или по обмерзанию соединений, а небольшие - при смачивании соединений мыльной пеной.

Кстати, об обмерзании. Это явление возникает потому, что пропан-бутановый газ, выходя на воздух в виде жидкости, интенсивно испаряется и отнимает тепло от окружающей среды. Поэтому попадание струи сжиженного газа на тело человека может вызвать обморожение.

 

Комплект газобаллонного оборудования

 

Монтаж основных агрегатов ГБА

 

Подготовка карбюратора к установке смесителя

 

Расположение агрегатов ГБА в моторном отсеке

оглавление этого номера


Структура сайта
|каталог авторемонтного оборудования и материалов| |новинки рынка| |наши рекомендации| |заказ-заявки| |распродажа| |реестр фирм| |правительственная программа| |партнеры|
|подписка| |анонс нового номера| |архив| |для рекламодателей| |сотрудники|
|ремонт и эксплуатация авто| |автосервисы| |путеводитель по автоинтернету| |библиография статей| |СМИ авто|
|новости| |выставки, семинары и тд.| |ищем партнёров в России| |предложения о сотрудничестве| |конференция|
|диагностика| |ремонт подвески| |ремонт двигателя| |кузовной ремонт| |покраска| |как нас найти| |отвечают мастера| |установка дополнительного оборудования|
|инструмент| |автохимия| |масла| |антикоры| |доп.оборудование Webasto| |сопутствующие товары| |материалы для шиноремонта| |для корпоративных клиентов| |отвечают продавцы| |как нас найти|
|условия продажи| |бланки запросов| |прайс-лист| |мелкооптовые заказы| |отвечают менеджеры| |как нас найти|
|новые авто| |авто с пробегом| |оформление заказа| |страхование| |как нас найти|
|мото| |аксеcсуарика| |интернет-ресурсы| |мотоконференция|
Материалы сервера могут быть использованы только с письменного разрешения ООО "ИТЦ АвтоБС"©