Вот уже четыре месяца, как официально заработала наша станция. Позади пусконаладочные работы и период освоения техники. Изо дня в день растут объемы выполняемых работ. А значит, становятся более жесткими условия эксплуатации оборудования. Уже проявились «детские болезни», и можно сделать первые выводы об эффективности и качестве техники. Теперь стало окончательно ясно, что не пропали даром многие дни, потраченные на изучение каталогов и прайс-листов различных фирм, знакомство с образцами, изучение их конструктивных особенностей. Нам удалось выбрать лучшее оборудование, оптимально соответствующее задачам именно нашей станции.
И теперь мы можем рассказать о его эксплуатации уже на основании собственного опыта.
Недавний профилактический осмотр показал, что все четыре итальянских подъемника (один - четырехстоечный с гидравлическим приводом и три - двухстоечных с нижним цепным приводом) находятся в отличном состоянии: износ ходовых винтов и гаек практически незаметен, деформации станин нет. Цепи, правда, слегка растянулись, - но это неизбежно в начальный период эксплуатации. По совету специалистов при установке двух подъемников мы заглубили цепной привод в бетонный пол. Третий подъемник установили обычным образом, так, что станина выступает примерно на 50 мм над уровнем пола.
И сразу убедились, что ровная площадка под поднятой машиной - это колоссальное удобство, которое до конца способен оценить только работающий там мастер. Можно легко закатить машину с неработающим двигателем, установить стойку трансмиссионного домкрата, прокатить инструментальную тележку. В конце концов, даже простая возможность не спотыкаться двадцать раз на день о станину, уже стоит усилий, затраченных на выдалбливание углублений в бетонном полу. Но самое важное, - несмотря на мрачные прогнозы скептиков, состояние элементов цепного привода у заглубленных подъемников оказалось ничуть не хуже, чем у установленного традиционным способом.
Четырехстоечный подъемник за все время эксплуатации не создал ни одной проблемы, наглядно демонстрируя преимущества гидравлического привода перед цепным. Естественно, безотказная работа - следствие грамотной эксплуатации. Правильная установка машины (центр тяжести должен находиться между стоек, а нагрузка на лапы одинакова) - залог безаварийной работы. При долгой работе с поднятой машиной рекомендуется раз в 2-3 часа поднимать или опускать ее хотя бы на сантиметр, т.к. в противном случае могут возникнуть усталостные деформации в ходовой части. И вообще: оставлять поднятую машину на подъемнике на всю ночь или, тем более на несколько дней, категорически запрещается. Даже если на автомобиле нет подвески, подъемник следует обязательно разгрузить, используя стандартные подставки. Тем самым вы обеспечиваете ему долгую жизнь. При малейших признаках неисправности, особенно при появлении скрипов или повышенной вибрации, необходимо прекратить работу и срочно разобраться, в чем дело. Не устраненная вовремя мелкая неисправность (например, ослабление анкерного болта) может привести к тяжелой аварии.
Для проведения многих работ, казалось бы, требующих установки на подъемник, мы используем малое гидравлическое оборудование: опрокидыватель, подкатные домкраты с высотой подъема 0,5м и 1м в сочетании с надежными страховочными упорами. Мобильные, надежные, приспособленные к работе под открытым небом, эти «палочки-выручалочки» позволяют оперативно устранить многие повреждения подвески и, конечно, существенно повысить эффективность использования территории станции.
Вообще, все наше гидравлическое оборудование - кузовные стяжки-растяжки, домкраты, насосы - зарекомендовало себя с самой лучшей стороны, чего нельзя сказать о различных соединителях и удлинителях, входящих в наборы для кузовного ремонта. Металл слабоват. Два - три падения на бетонный пол - и концевые гнезда нуждаются в небольшом ремонте. Зато самодельные соединители, сделанные из стали ХВГ, выдерживают любые «издевательства».
При выборе сварочного оборудования мы руководствовались двумя принципами: брать самые мощные образцы и комплектовать их всеми необходимыми аксессуарами. Казалось бы, зачем могут понадобиться в кузовном ремонте трехфазные полуавтоматы, развивающие ток до 190 ампер (способные сваривать строительные швеллеры). Оказывается, нужны. Их способность поддерживать горение дуги даже при больших расстояниях между «горелкой» и деталью позволяет получать швы отличного качества в самых неудобных местах: внутри лонжеронов, стоек. Это резко повышает качество блочного ремонта, особенно при установке на ремонтируемый автомобиль целого узла, состоящего из нескольких элементов, вырезанного из другого аварийного кузова. Получается огромная экономия сил и средств. А такая мелочь, как машинка для заточки электродов аппарата контактной сварки, обеспечивает практически заводские качество и вид сварочного шва.
Не упускать мелочи очень важно. Правы были мастера древнего Египта, высекшие на каменной cтеле свою заповедь: «Малый недосмотр губит совершенство».
Например, перед запуском участка шиномонтажа и балансировки колес мы на электронных весах проверили балансировочные грузики различных производителей. Оказалось, разброс веса больших грузовиков достигает трех граммов при массе самого маленького из набора всего 5 грамм! Неудивительно, что в некоторых мастерских «привередливым» клиентам вешают на обод до четырех грузиков. Разбраковка по весам позволила существенно ускорить работу и резко повысить качество балансировки.
Или другой пример. Всем известно, что качественная покраска - дело дорогое. Сушильно-малярная камера, миксер для приготовления красок, компрессоры, покрасочные пистолеты, - все это стоит немалых денег. Тем более досадно, когда именно мелочь не позволяет получить желаемое качество. Случается, что на покрашенных деталях появляется множество мелких дефектов округлой формы. Даже опытные маляры порой искренне уверены, что это мусор. На самом же деле подобные дефекты вызывают мельчайшие капельки воды, содержащейся в сжатом воздухе повышенной влажности. Устранение дефектов полировкой приводит к возникновению микроскопических отверстий, резко понижающих коррозионную стойкость покрытия. Наш опыт показал, что при температуре окружающего воздуха выше 10°С только применение криогенного осушителя способно надежно избавить от описанных дефектов. Конечно, 1000 долларов США - немалые деньги, особенно сегодня. Но ведь это всего 2-3% от стоимости оборудования малярного цеха. Да и гарантия качества дорогого стоит.
Кроме качества, необходимо заботиться и о росте производительности труда. Хорошо известно, что при повышении загрузки самым узким местом в покраске становится участок подготовки. Недавно мы и его решили оснастить «по полной программе». Конечно, тут надо оговориться, что наша станция находится в привилегированном положении. Поставка нам оборудования рассматривается многими фирмами как своеообразная рекламная акция. Именно поэтому мы можем себе позволить сравнительные испытания различных устройств, натурное изучение образцов перед тем, как сделать окончательный выбор. Вот и в данном случае мы попробовали немало вариантов, последовательно переходя от самых дешевых шлифовальных машинок ко все более дорогим. В результате мы все-таки остановились на инструменте фирмы Festo. Это действительно профессиональный инструмент, допускающий безотказную работу по 8 часов в день в течение многих лет. Формально гарантия на отдельные образцы дается на три года. Но мы лично видели инструмент, безотказно работающий в условиях мастерской с 1972 года. В этих машинках сконцентрировано все лучшее: пониженный уровень вибрации и шума, великолепный пылеотсос, продуманная эргономика. И все это позволяет мастеру пользоваться ими 8 часов подряд без угрозы для здоровья.
Как известно, машина «Фесто» имеет либо пневматический, либо электрический привод. Чтобы облегчить проблему выбора, фирма «Фесто Тултехник» любезно согласилась предоставить нам плоскошлифовальные и круглошлифовальные машинки обеих систем для сравнительных испытаний.
Тут надо отметить,что качество поверхности и в том, и в другом случае практически одинаково. Пыль из рабочей зоны также удаляется при любом варианте. Но в системе с пневмоприводом это происходит через специальный триаксиальный шланг, который, кроме подвода сжатого воздуха и удаления пыли, удаляет также и использованный сжатый воздух, неизбежно содержащий мельчайшие капельки масла. Поверхность получается абсолютно чистой. Пневматические машинки несколько легче, вибрация при их работе ниже.
Они очень нам понравились. Но мы остановили свой выбор все же на электрических устройствах. И только потому, что пневмосеть у нас смонтирована не во всех боксах. А по необходимости шлифовальную технику приходится иногда использовать не только на участке покраски.
Электрические машинки «Фесто» привлекли тем, что их мощный встроенный отсасывающий вентилятор позволяет подсоединять пылеудаляющий шланг длиной до 10 метров. Значит, их можно применять, например, в кузовном цехе без ухудшения условий труда.
Оборудование «Фесто» допускает использование шлифовальных материалов самых различных фирм, т.к. расположение отверстий в шлифовальных платах стандартное. Можно применять даже шкурки, не имеющие вентиляционных отверстий, - просто перед употреблением нужно заложить их в аппарат, отдаленно напоминающий увеличенный дырокол. Кстати, мы хотим в будущем сравнить эффективность шкурок различных производителей, чтобы выяснить, какие же из них являются наиболее подходящими для сухой шлифовки. Задача эта тоже очень важная, поскольку стоимость расходных материалов составляет немалую часть в себестоимости работ по подготовке кузова к покраске.
И в заключение позволю себе сделать несколько замечаний общего характера. Просматривая списочный состав оборудования станции, можно отметить, что кроме некоторых видов электроинструментов, да еще газовых баллонов, все остальное - импортное. Неужели российской промышленности не под силу изготовить аналогичное, а может, даже лучшее? Ведь если внимательно изучить конструкцию, легко заметить, что никаких вершин научно-технической мысли в нее не вложено. Добротно - да, красиво - да, качественно - да, но прозрачно и основано на технических решениях, известных уже десятки лет. И так бы хотелось пользоваться чем-то своим, не худшим.
|