Знакомьтесь: фирма ТИИР
Предприятие, о котором пойдет речь, найти несложно: въезжая в Ярославль по Московскому проспекту, обязательно увидите справа надпись «ТИИР».
В советское время это был институт, и назывался он ВНИИАТИ. Среди прочего там разрабатывали накладки сцеплений и тормозов, проводили испытания, готовили документацию. Занимались и производством - выпускали, в частности, фрикционные изделия для правительственных «чаек» и ЗИЛов. Согласитесь, неплохая рекомендация: что-что, а безопасность правительства у нас всегда была на высоте. А какая безопасность без надежных тормозов?
Но главным делом оставалась все же наука. В те годы основная часть исследований финансировалась, конечно, государством. С началом перестройки поддержка сверху стала ослабевать, истощаться и со временем прекратилась совсем. Так закончили свою деятельность многие наши НИИ.
К счастью, во ВНИИАТИ работали реалисты. Они быстро сообразили: рассчитывать можно только на собственные силы. Что мог предложить рынку ВНИИАТИ? Прежде всего - новые разработки. Так появилось ОАО «НИИАТИ фирма ТИИР», продолжив тем самым славную историю заслуженного института. Кстати, в 1996 году бывшее государственное учреждение, а ныне акционерное общество, отметило 50-летний юбилей.
Сегодняшним водителям эта марка хорошо известна - многие видели на отечественных машинах тормозные колодки с надписью «ТИИР». А вот продавцы запчастей, как оптовики, так и рыночные зазывалы, знают ее гораздо меньше. Почему? Об этом - в следующем разделе.
Утром - конвейер, вечером - запчасти
Когда фирма осталась без государственной поддержки, она ринулась завоевывать конвейеры автозаводов. Это был резонный шаг, ведь ВНИИАТИ там прекрасно знали. Но знали там и других, не менее известных, производителей фрикционных изделий. И хитрые автозаводцы стали выбирать...
А ТИИР вступил в конкурентную борьбу. Вот тут-то наука и сказала свое слово. Не вдаваясь в технологические подробности, заметим, что разработки фирмы оказались на уровне лучших зарубежных. Чтобы не быть голословными, давайте вспомним, что это такое - «лучшие зарубежные образцы».
Мировое сообщество давно было озабочено безопасностью автотранспорта. Плодом этих забот стало всем известное Женевское Соглашение от 1958 года. Правда, тогдашнего СССР оно касалось постольку-поскольку. Но по мере интеграции России в мировую экономику приходилось учитывать определенные требования. Применительно к тормозам они изложены в Правилах ЕЭК ООН №13, №78 и №90.
В первых двух говорится о тормозных системах при их постановке на производство (фактически, при сборке машин на конвейере). А вот «девяностые» Правила содержат требования к тормозным накладкам, поставляемым в запчасти.
Поправки к Правилам ЕЭК ООН, принятые в последние годы, потребовали исключения асбеста из рецептуры фрикционных изделий. Можно по-разному относиться к этому нововведению, и наш журнал имеет тут свое мнение (см. «АБС-авто», 1998, № 11). Но факт остается фактом - автозаводцы, мечтающие о расширении экспорта и видящие во снах своих валютные реки, стали требовать от поставщиков безасбестовую продукцию.
Для фирмы ТИИР переход на новые изделия закончился не только исключением асбеста, но и созданием продукции принципиально иного уровня. Так, ресурс безасбестовых тормозных накладок легковых автомобилей повысился в 1,2-1,5 раза в сравнении с асбестовыми. Новые изделия не уступают зарубежным аналогам, а в ряде случаев и превосходят их.
Впрочем, к зарубежным аналогам мы еще вернемся, а сейчас рассмотрим последнюю разработку фирмы - материал ТИИР-250 для дисковых тормозов микроавтобусов ГАЗ-32213.
В условиях работы маршрутного такси в Москве (режим, согласитесь, более чем жесткий) он обеспечивает средний ресурс накладки 32 тыс. км, а тормозного диска - 190-210 тыс. км. Для сравнения: накладки дисковых тормозов Ferodo обеспечивают в тех же условиях ресурс 16 тыс. км.
Конечно, безасбестовыми технологиями дело не ограничилось. Если посмотреть общую картину, то сегодня фирма ТИИР разработала, согласовала с заказчиками и запустила в производство более 150 наименований накладок дисковых и барабанных тормозов, накладок сцеплений и прокладок для уплотнения различных соединений. Вся продукция, естественно, сертифицирована.
Усилия эти не пропали зря. На сегодняшний день «Газель» комплектуется тормозными накладками ТИИР на 100%, «Волга» ГАЗ-3110 - на 100%, ЗИЛовский «Бычок» - на 100%, «Ока» - на 100%, «Орбита» - на 100%. ВАЗовские модели, включая «десятку», поделены между фирмой ТИИР и коллегами-конкурентами. Еще ярославцы работают с КамАЗом, АО «Москвич», автоагрегатным заводом в Кинешме, Минским тракторным, поставляют накладки сцепления для нового дизеля ЯМЗ-840.
Этот список можно продолжить, но давайте вернемся к запчастям, или, как говорят специалисты, к обеспечению вторичного рынка.
Возьмем, например, Москву. Общественному транспорту - метрополитену, троллейбусам, автобусам, трамваям - требуется периодическая замена тормозных колодок. ТИИР готов предложить столице безасбестовые изделия, благо в ассортименте они есть. Кстати, троллейбусный завод в Энгельсе берет ярославские колодки для конвейера. Быть может, московскому правительству стоит обратить внимание на этот факт?
Помимо забот о муниципальном транспорте, ТИИР намерен расширить поставки запчастей в мелкооптовую и розничную сеть. И даже открыть в Ярославле фирменный магазин с достаточно низкими ценами.
Так что теперь продавцы будут предлагать автомобилистам запчасти с маркой «ТИИР». Хочется надеяться, что выиграют от этого все. Только смотрите, не купите подделку!
Подделывать, конечно, будут...
Так уж сложилось - говоря о запчастях, невозможно обойти вопросы их фальсификации. А подделка тормозной накладки - это страшно. Но взывать к совести «пиратов» бесполезно, тем более, что для них имеются лазейки в стандартах...
Судите сами - тормозные накладки, выпускаемые в России, можно условно разделить на две группы. А именно: на накладки, идущие на комплектацию и одновременно в запчасти, и на накладки, поступаюшие только в запчасти.
Если в первом случае автозаводы-заказчики ставят надежный заслон некачественной продукции, то для второй группы такого заслона нет. ГОСТ 2.114-95 разрешает постановку продукции на производство без приемочной комиссии (!), при этом согласованием технических условий может заняться любой ларечник. А при «инициативной разработке» (термин из ГОСТа) не требуется и этого: производитель сам разрабатывает ТУ, сам их утверждает, производит продукцию и поставляет ее на реализацию. Словом, сам себе режиссер...
Конечно, необходимо иметь еще сертификат соответствия. А поскольку для подделок его получить практически невозможно, их производители идут на различные ухищрения. Вот несколько фактов, собранных фирмой ТИИР.
В Ярославле были сняты с продажи некачественные тормозные колодки для автомобилей ВАЗ с поддельным сертификатом. В Нижнем Новгороде, наоборот, сертификат был настоящий, а тормозные колодки для автомобиля «Газель» - поддельные, с товарным знаком фирмы ТИИР. В С.-Петербурге некомпетентная организация выдала протокол испытаний на тормозные изделия, якобы обеспечивающие невероятное замедление - 4g. В действительности же их эффективность оказалась ниже требуемой в 1,8 раза. А тормозные накладки из Кирова оказались вообще антифрикционными (!) после нагрева до температуры 100°С.
Автолюбителю, конечно, тяжело разобраться во всех этих премудростях. Но застраховаться от подделок можно, если попросить у продавца копию сертификата, заверенную подписью и печатью. На изделиях должен стоять штамп с номером детали, шифром материала, наименованием завода-изготовителя или его товарного знака. Необходимо убедиться, что вся эта информация соответствует сертификату.
Как ТИИР иномарки «подковал»
Колодки на иномарках тоже изнашиваются. Где найти замену? Отечественные производители пока не могут полностью насытить рынок. Получается, что водителям остается покупать либо дорогие импортные изделия, либо дешевые подделки. Но не все же у нас богачи или самоубийцы. Вывод предельно ясен: в нынешних условиях потребителю нужна качественная недорогая отечественная продукция. Ниша на рынке? Еще какая!
Мы рады сообщить, что ТИИР разработал тормозные накладки барабанных тормозов почти для всех моделей иномарок. В настоящее время эти изделия проходят сертификацию.
Что касается дисковых тормозов, то на фирме разработаны, освоены и сертифицированы накладки тормозных колодок для автомобилей «Опель» (Opel), «Фольксваген», (Volkswagen), «Ауди», (Audi), БМВ (BMW), «Мерседес» (Mercedes), «Вольво» (Volvo) и некоторых других популярных моделей. По мере изготовления пресс-форм номенклатура будет расширяться - к концу года список охватит более 50 моделей.
Скоростные характеристики иномарок, конечно, отличаются от динамики наших автомобилей. Поэтому для зарубежных машин ярославцы применили термостойкий фрикционный материал - помимо надежности, он обеспечивает и долговечность тормозных узлов.
Как же испытывались новые изделия? Напомним, что для накладок, идущих в запчасти (а мы рассматриваем именно такую ситуацию), законом являются Правила №90 ЕЭК ООН. Подчеркнем, что норматив по эффективности торможения (в абсолютном выражении) в них отсутствует. Зато вводится относительный показатель: разница между характеристиками «родной» накладки и накладки для запчастей должна быть в пределах ±15%.
В лаборатории фирмы ТИИР такие испытания проводились не раз. Подробно рассказать о них в журнальной статье, конечно, невозможно, но кое-какие результаты посмотреть стоит.
На представленных графиках сравниваются «конвейерные» накладки известных производителей с накладками фирмы
ТИИР. На первом показана стабильность тормозного момента в зависимости от давления. Эта кривая подтверждает: характеристики отечественных накладок в требуемые ±15% укладываются.
На втором графике показано изменение эффективности торможения (коэффициента трения) на фоне роста температуры при циклическом торможении (напомним, что существуют методики пересчета коэффициента трения в замедление, то есть ускорение со знаком «минус»). Можно видеть, что характеристика накладки ТИИР более стабильна, чем «конвейерный» образец.
Не производством единым...
Как вы уже поняли, исследованиям на предприятии уделяют особое внимание. В научном центре фирмы трудятся 130 человек. И они не только разрабатывают рецептуры и испытывают новые образцы, но и общаются с зарубежными коллегами.
Есть такая наука - трибология (от греческого «трибос» - трение). Раз в три года фирма ТИИР организует и проводит международные симпозиумы по трибологии фрикционных материалов. Последний симпозиум, третий по счету, состоялся в Ярославле в сентябре 1997. Помимо российских специалистов, в нем участвовали трибологи из Австрии, Германии, Италии, Польши, Румынии, США, Франции, Швейцарии, Южной Кореи, Японии и стран СНГ. Для сведения, следующий такой симпозиум будет проводиться в 2000 году.
А еще фирма ТИИР занимается вопросами стандартизации, сертификации, созданием новых видов испытательного оборудования. На ее базе созданы аккредитованный Испытательный центр и Технический комитет по стандартизации асбестовых и безасбестовых технических изделий ТК-73.
В заключение нашего рассказа хотелось бы отметить следующее. Очень отрадно познакомиться с предприятием, чья деятельность никак не укладывается в расхожие представления о нашей экономике. И зарплату там платят, и прирост производства имеют по 40% в год (это не опечатка) - и все это при европейском качестве продукции. Значит, живем?
|