За системой охлаждения надо следить
«Кипящие» автомобили в городских «пробках», согласитесь, не редкость. А летом, в жару, тем более.
Причин здесь несколько, и все они связаны между собой. Например, купленная на дорожном «развальчике» охлаждающая жидкость может оказаться некачественной. Ведь основа большинства антифризов, в том числе и всем известного тосола, - водный раствор этиленгликоля. Если производители охлаждающей жидкости не вводят в ее состав необходимые присадки (антикоррозионные, антипенные), если водитель доливает в систему водопроводную воду (или вообще ездит «на воде»), то в блоке, радиаторе, патрубках появляются отложения, раковины, начинаются другие нежелательные процессы. Надо сказать, что такое бывает и при использовании качественного антифриза, если не соблюдать сроки его замены.
В итоге система загрязняется, трубки радиатора забиваются, теплоотвод ухудшается. Помочь может периодическая промывка системы охлаждения. Но дело это при традиционном подходе довольно хлопотное. Пробки сливных отверстий или краники не всегда доступны, к тому же часто закисают от воздействия грязи и соли. Для работы требуются яма или подъемник, емкости для слива отработанного горячего (не забудем про возможные ожоги рук!) антифриза и промывочного состава. Да и охлаждающая жидкость при традиционном методе заменяется процентов на 80, не более. Словом, простая, в общем-то, операция в результате отнимает довольно много времени и сил, а результат получается не слишком эффективным.
Не потому ли многие автомобилисты системой охлаждения не занимаются вовсе: проходят годы и годы, наматываются десятки тысяч километров, а водитель лишь доливает по необходимости антифриз или воду. А потом оказывается, что без основательного вмешательства (например, замены радиатора) систему уже не реанимировать.
Но хватит о грустном - нам есть, чем порадовать читателей.
Цивилизованное решение проблемы
Сегодня московская фирма ООО «Монолит» предлагает оригинальную установку бельгийской компании Winn\'s, которая позволяет промыть систему и закачать в нее свежий тосол (или любой другой антифриз) за 30 минут. А экспресс-замена охлаждающей жидкости займет всего 5-10 минут! Надо сказать, что подобное оборудование появилось на нашем рынке впервые.
Сначала несколько слов об устройстве установки (она показана на фотографии). Внутри корпуса размещен бак емкостью 44 литра, в который заливается вода для промывки системы или охлаждающая жидкость для ее заполнения. Такой емкости хватит для обслуживания не только легковушки, но и большого грузовика. В корпусе размещен также электродвигатель с роторным насосом для закачки жидкостей в систему охлаждения автомобиля. Питается установка от сети 12 В. Вот, собственно, и все об устройстве. Остальные пояснения мы дадим при описании работы установки.
Наблюдаем установку в действии
Поставим следующую задачу: требуется слить старый антифриз, промыть систему водой с добавлением чистящей присадки Winn\'s cooling system flush, повторно промыть систему чистой водой и закачать в нее свежий антифриз. Дальнейшее изложение будет достаточно динамичным, чтобы читатель почувствовал: все действия производятся легко, быстро, точно. Итак - вперед!
Из расширительного бачка откачивается охлаждающая жидкость, чтобы максимально понизить ее уровень в системе.
Установка подкатывается к прогретому автомобилю и при заглушенном двигателе подсоединяется к клеммам аккумуляторной батареи. Специальным зажимом-струбциной перекрывается верхний патрубок радиатора (большой контур системы), после чего патрубок отсоединяется от верхнего бачка.
В распоряжении механика имеются специальные адаптеры и шланги для быстрого подсоединения к верхнему патрубку - таким образом, спецоснастка включается в большой круг системы охлаждения. Зажим с верхнего патрубка снимается.
Здесь требуется небольшое пояснение. Шланги с адаптерами можно соединить и замкнуть систему, а можно разъединить и подключить к установке и сливному шлангу. В процессе работы это делается несколько раз, причем благодаря адаптерам практически мгновенно.
А теперь вернемся к нашему рассказу.
Машина заводится, отопитель салона включается на «максимум». Контур замкнут, механик смотрит на прозрачный шланг чтобы определить, когда откроется термостат. Быстро набирается рабочая температура, и вот (внимание!) - в шланге показался антифриз. Значит, термостат открылся и жидкость пошла по большому кругу.
Механик разрывает контур, подсоединяет отводящий шланг для слива старой охлаждающей жидкости в специальную емкость, подсоединяет подводящий шланг для закачки воды из установки и включает режим подачи. Установка создает необходимое давление и автоматически поддерживает его в процессе закачки.
Что при этом происходит в системе охлаждения? Тривиальное вытеснение старой охлаждающей жидкости чистой водой, подаваемой под давлением через верхний патрубок. После закачки воды установка подает звуковой сигнал: пора, дескать, меня отсоединять и замыкать контур.
Механик восстанавливает большой круг системы охлаждения, соединяя адаптеры (замыкает контур). Напомним: в системе сейчас чистая вода. Двигатель глушится, в расширительный бачок заливается концентрированная жидкость Winn\'s cooling system flush для промывки системы.
Двигатель заводится и 20 минут работает на холостых оборотах. В это время чистящая присадка снимает отложения, шлаки, вымывает грязь.
По истечении этого срока двигатель снова глушится и система промывается чистой водой, как описано выше. Кстати, полезно прогнать через систему воду под давлением из установки при неработающем двигателе, чтобы проверить, не появились ли протечки в местах присоединения различных патрубков - ведь все отложения смываются «химией». Если течь есть, ее можно устранить, прогоняя через систему воду со специальным герметиком. Если же все в порядке, в контур включаются слив и подача, только установка закачивает уже не воду для промывки, а новый тосол или другой антифриз.
Вот, собственно, и все. Адаптеры отключаются, верхний патрубок подсоединяется к радиатору - автомобиль готов к эксплуатации.
И в заключение этого раздела заметим, что механик работал в двойных перчатках: металлические адаптеры для быстрого соединения и разъединения контура довольно сильно нагреваются. Но их конструкция настолько рациональна, что перчатки работе нисколько не мешают.
Подведем итоги
Таким образом, с помощью установки Winn\'s мы быстро и качественно промыли систему охлаждения и заменили охлаждающую жидкость. Подчеркнем еще раз особенности этого процесса.
Во-первых, благодаря последовательному вытеснению под давлением заменено 95-98% старой жидкости, а не 80%, как при традиционной замене.
Во-вторых, мы неоднократно наблюдали открытие термостата на нашей машине и удостоверились в его работоспособности.
В-третьих, мы убедились в отсутствии протечек после промывки с «химией», а если бы таковые возникли, имели возможность легко их ликвидировать.
В-четвертых, мы не открывали сливные отверстия, не рисковали обжечь руки, не пользовались ямой или подъемниками, оставили после всех операций чистую сухую площадку.
При этом на все операции ушло действительно около 30 минут. Согласитесь, преимуществ перед традиционным методом замены антифриза не так уж мало. При правильной организации дела установка, о которой мы рассказали, может оказаться весьма полезной на сервисах, тем более, что вся оснастка (зажимы, шланги с адаптерами и прочее) входит в ее комплектацию.
Сервисникам, желающим приобрести данную установку, сообщим: фирма «Монолит» осуществляет ее гарантийное обслуживание в течение шести месяцев, обучение персонала, демонстрацию работы. Кроме этого, фирма предлагает химические препараты для промывки системы и антифризы.
Ну а водителям, приезжающим на сервис, следует помнить: если систему охлаждения периодически промывать и менять охлаждающую жидкость с помощью установки Winn\'s, то их машина никогда не закипит в «пробках», а зимой в ней будет тепло и комфортно.
|