Автомобиль - одно из совершенных творений рук человека. И как же бывает обидно, когда единственная ошибка водителя или глупая случайность превращают это чудо в груду искореженного металла...
Несущий кузов современного автомобиля, - пожалуй, самая дорогая его часть. Естественно, и ремонт этой «детали» - удовольствие не из дешевых. Хорошо еще, если последствия аварии невелики и при ремонте можно обойтись малой кровью: выправить вмятины, в крайнем случае заменить одну-две видовые панели. Считайте тогда, что вам крупно повезло.
Ну а если повреждения серьезнее? Деформирован пол, лонжероны или другие несущие элементы? Тогда все гораздо сложнее. Необходимо прежде восстановить первоначальную геометрию кузова - и только после этого заменять его фрагменты. В противном случае, без восстановления геометрии, неизбежна некоторая кособокость, влияющая не только на внешний вид, но и на безопасность, что гораздо серьезнее.
К кузову автомобиля предъявляется множество противоречивых требований. Во-первых, в нем и на нем закреплены все элементы самого автомобиля. Это означает, что он должен выдерживать все мыслимые нагрузки, возникающие в процессе эксплуатации. В то же время, в аварийной ситуации кузов должен вести себя по правилу: сам погибай, а хозяина выручай. Энергия удара должна гаситься деформацией кузова, но так, чтобы пассажирская зона повреждалась в наименьшей степени. Ну и наконец, кузов - это «одежка» автомобиля, по которой встречают. И она, естественно, должна производить хорошее впечатление.
Расчет кузова с учетом всех этих требований - неимоверно сложная задача. Использование современных ЭВМ и математической теории расчета конечных элементов позволяет создать кузов определенного автомобиля, как сложную объемную конструкцию с очень жесткими допусками по всем размерам. Эти допуски в современном автомобиле действительно впечатляют. Например, при общей длине автомобиля около четырех метров допуск на расстояние между осями передней и задней подвески составляет всего 0,05-0,1 мм. При ремонте поврежденного автомобиля все базовые размеры необходимо выдержать с такой же точностью. А таких размеров производитель кузова задает не один десяток. Если же учесть тот факт, что в мире выпускаются тысячи типоразмеров кузовов автомобилей, то можно представить и серьезность самой проблемы кузовного ремонта.
Но все не так безнадежно, как может показаться на первый взгляд. На помощь нам пришли производители авторемонтного оборудования, которые постарались максимально подбодрить нас, владельцев, и облегчить жизнь мастеров-жестянщиков. Они предлагают целую серию специальных механизмов для кузовного ремонта. Это стенды для правки деформированных кузовов. Иногда их по аналогии с кораблестроением называют стапелями, но это, на наш взгляд, не совсем верно. Поскольку, по той же аналогии, стапель предназначен прежде всего для изготовления нового корпусного изделия, а не для устранения различных его деформаций.
Мы досконально познакомились с конструкцией и функциональными особенностями всех стендов, представленных на российском рынке, и пришли к вполне определенному выводу: все стенды хороши. Но... каждый по-своему. Что мы и попытаемся сейчас показать. А уж практические выводы каждый сделает для себя сам.
Вообще, каждый стенд разработан и изготовлен под собственную идеологию кузовного ремонта. Но есть нечто общее, что объединяет все идеологии. Это - абсолютно единодушное мнение всех разработчиков о том, что исправляет повреждения кузова не стенд, а человек. Разница же в том, какие возможности предоставляет ему стенд.
Начнем с самой простой и дешевой продукции, предлагаемой отечественной фирмой «Евросив». На выбор предлагается две модели: попроще и более сложная, в некотором роде универсальная. Однако с их помощью вполне успешно решается довольно широкий круг задач кузовного ремонта.
Основное преимущество стендов фирмы «Евросив» - цена. Наиболее сложный стенд стоит 63 тысячи рублей.
Согласитесь, сумма не слишком обременительная даже для небольшой мастерской, каковых в нашем Отечестве великое множество. Очень часто отечественную продукцию покупают даже крупные автосервисы, уже имеющие у себя самые «навороченные» импортные стенды. Они исходят из принципа целесообразности. Во-первых, соотношение «цена/комплекс решаемых задач» очень неплохое, а, во-вторых, простые задачи (а их бывает много) удобнее решать с помощью простого оборудования.
Самый простой стенд СИВ-01С - это рама с фиксированной базой для закрепления кузова в четырех точках. Так как элементом крепления являются тиски, то основное назначение стенда - ремонт кузовов, имеющих отбортовки. Однако предусмотрена возможность установки переходников-адаптеров для закрепления кузовов, не имеющих отбортовки. В комплекте поставляется один гидравлический силовой элемент, но при необходимости можно установить несколько. При этом можно производить одновременную растяжку в различных направлениях. Наличие шкива на станине гидроцилиндра дает возможность изменять направление приложения силы и значительно расширяет возможности оборудования. Несмотря на то, что привод гидроцилиндра осуществляется от ножного насоса, растягивающее усилие на плунжере вполне достойное - не менее пяти тонн. Если не ставить задачу ремонтировать тяжелую технику, то для ремонта всех легковых автомобилей этого усилия вполне достаточно. Стенд комплектуется различными захватами, что позволяет осуществлять вытяжку фронтальных и боковых повреждений. Кроме того, можно править отдельные панельные детали, снятые с поврежденного автомобиля.
Измерение расстояний между контрольными точками при правке кузова осуществляется специальной линейкой, а значения этих размеров для кузовов многих автомобилей приводятся в прилагаемом каталоге.
К недостаткам данного стенда можно отнести сложность установки поврежденного кузова на раму. Чтобы упростить эту задачу, саму раму установили на колеса, дав возможность передвигаться по полу мастерской. Это, а также известная сноровка отечественных мастеров, облегчает процесс установки.
Стоит стенд около 28 тыс. рублей. Учитывая цены даже несложного кузовного ремонта, «отбить» такие деньги можно очень быстро.
Развитием модельного ряда является стенд той же фирмы «Эксперт-2000» (СИВ-10). Более прочная и жесткая рама этого стенда так же устанавливается на колесах, а привод гидравлических растяжек может осуществляться как от ручного, так и от пневмогидравлического насоса. Сами растяжки могут поворачиваться в вертикальной плоскости. Основное отличие от предыдущей модели заключается в наличии синхронно поворачиваемых рычагов с регулируемыми по ширине зажимами для закрепления кузова и возможность закрепления силовых устройств в разных местах на раме. Такая конструкция узлов крепления кузова, кстати, не имеющая зарубежных аналогов наличие подкатного трапа и закатной тележки, позволяет легко установить кузов на стенд за 15-20 минут без применения подъемного устройства.
Как и в предыдущем варианте, основной способ закрепления кузова - за отбортовку порогов, но наличие адаптеров позволяет ремонтировать и кузова другой конструкции.
Измерение размеров между контрольными точками осуществляется линейкой, но по желанию потребителя стенд может быть оснащен и независимой лазерной измерительной системой. Однако расходы на дооборудование (3800 долл. США) превышают цену самого стенда.
Рассказать о стендах для правки кузовов зарубежных производителей значительно сложнее. На рынке представлена продукция итальянских, финских, шведских и американских фирм со звучными и хорошо известными именами: Car-o-liner, Spanesi, Celette, Autorobot, Blackhawhawk, Chiеff.
По известности в нашей стране безусловным лидером является продукция Car-o-liner. Шведские стенды успешно использовались в элитных гаражах еще при советской власти. Некоторые специалисты даже особо выделяют эту технику, ставя ее на тот пьедестал, который занимает «Роллс-Ройс» среди автомобилей. Нельзя не упомянуть стенды финского производства. Тем более, что их конструктивное оформление оказало влияние на российских разработчиков.
Фирма Autorobot выпускает целую гамму стендов, от простейшего до самого современного, многофункционального. Эта гамма носит название Autorobot Super Satellite System и представляет набор модулей, совместимых друг с другом, как детали детского конструктора. Можно начать с покупки рамы и силового устройства, а затем постепенно наращивать систему до самого высокого уровня. Можно даже собрать систему для одновременного ремонта нескольких аварийных кузовов. Все зависит от ваших желаний и возможностей.
Основой системы является рама с четырьмя захватами для крепления кузова. Конструкция захватов такова, что позволяет одинаково надежно закреплять кузова любых размеров как за сварную отбортовку, так и за любые другие технологические узлы крепления кузова. Процесс установки кузова на раму очень несложен и при наличии подъемника занимает не более 15 мин. Рама имеет колеса и может легко перемещаться, позволяя эффективно использовать рабочую площадь помещения. Сам силовой механизм - это стрела из алюминиевого сплава, оснащенная гидроцилиндром. Конструктивно стрела имеет три шарнира, что позволяет производить выправку в любом направлении. Гидроцилиндры развивают усилие до 10 тонн.
В комплект входит подъемник, который позволяет регулировать рабочую высоту. Кроме того, он может использоваться автономно, для других работ, что особенно удобно в небольших мастерских.
Ну и наконец, система может быть оснащена отдельным выправочным механизмом с тремя стрелами, каждая из которых способна работать как на растяжение, так и на сжатие. Это дает возможность осуществлять комбинированную многоточечную правку кузова.
На базе модулей Super Satellite System фирма изготавливает универсальные стенды для правки Autorobot Micro и многофункциональный стенд Autorobot 4, позволяющий править сложнейшие повреждения кузова от днища до крыши.
Особо следует отметить комплектацию всех стендов специальными приспособлениями, позволяющими закреплять цепь силового устройства на любом участке кузова. Тут есть все: крючки и крючья, специальные зажимы, струбцины, ленты. Предусмотрены все возможные варианты. Оснастка конструктивно проработана и выполнена из высокопрочной легированной стали.
Выправлять аварийный кузов, не проводя измерения расстояний между контрольными точками, невозможно. Сам по себе стенд - лишь слепой механизм. Поэтому все производители оснащают свою продукцию измерительными системами разных конструкций.
Фирма Autorobot оборудует свои системы электронным измерительным устройством, позволяющим промерять весь кузов автомобиля. Поворотные измерительные головки дают возможность доступа к самым труднодоступным точкам замера под любым углом. Не исключается возможность промера точек, находящихся в скрытых полостях или даже за препятствием.
Результаты измерений выводятся на дисплей ПК и стандартный принтер. Наличие распечатки измерений во время всего комплекса работ дает возможность проследить историю ремонта и устранить возможные споры между мастерами и клиентом.
Особой гордостью фирмы является созданная ею база данных более чем на 2000 кузовов различных автомобилей: она записана на СД-диск и периодически пополняется. Для достижения точных результатов при ремонте в каждую карту введены координаты до 60 различных точек кузова.
Стоимость стендов Autorobot зависит от комплектации и составляет от 7000 до 40000 долл. США, а стоимость универсальной измерительной системы - 17000 долл. США.
На этом наш рассказ о стендах для правки кузовов не заканчивается. В следующих номерах мы расскажем о продукции итальянских, шведских и американских производителей, а также постараемся показать конкретные примеры проведения восстановительных кузовных работ.
|