Если возникли проблемы с пуском двигателя на «Самаре» или «Оке», не спешите менять стартер или аккумулятор. Стоимость первого около 1000 рублей, а аккумулятора - от 700 (отечественного) до 2000 рублей (импортного). А причиной дефекта, чаще всего является копеечная деталь - бронзовая втулка (фото 1), в которой врщается передний конец якоря стартера (фото 2).
Существующие руководства по ремонту автомобилей ВАЗ предлагают заменить втулку в сборе с картером КПП и сцепления - деталью стоимостью 1200 рублей. Но если бы проблемы на этом кончались! Чаще всего в продажу поступают картеры вообще без втулок. К тому же появились картеры новой модификации, предназначенные для ВАЗ-2110, которые не подходят на «самары», выпущенные до 1996 года. Вам в этой ситуации наверняка предложат купить весь корпус КПП, но уже за 2500 рублей, и еще набор недостающих деталей для «коробки» новой модификации (плюс 100 рублей). Хорошо, если сами сможете перебрать коробку, на что далеко не каждый решится. А если прибавить плату за переборку, то вплотную подходим к стоимости новой КПП 4500-5000 рублей.
Напрашивается вполне логичный вопрос: почему нельзя заменить только втулку?
Оказывается, проблем и здесь хватает. Но они решаются с гораздо меньшими затратами. Технология замены подобных втулок заключается в удалении изношенной детали, запрессовке новой и расточке или развертке ее под необходимый размер. При запрессовке втулки в новый корпус предстоит проделать то же самое, кроме удаления старой втулки. Указанной технологией можно воспользоваться, только сняв корпус с автомобиля и имея необходимое оборудование и оснастку. На автосервисах, как правило, такими вещами не занимаются, а ограничиваются заменой изношенных деталей. Безобидная втулка превращается в «золотую».
Но можно самостоятельно, имея элементарные инструменты и материалы, справиться с проблемой, сняв только стартер. Повозиться, конечно, придется, но овчинка стоит выделки.
Увидеть эту втулку на автомобиле при снятом стартере можно лишь при помощи зеркала и подсветки. Но это - не единственная трудность. Втулка находится в глухом отверстии, удалить ее надо так, чтобы не повредить посадочное место в корпусе. Для этого в изношенной втулке необходимо нарезать резьбу. Вращать метчик воротком не удается, поэтому нужно использовать рожковый ключ (фото 3). В нарезанную резьбу остается ввернуть болт до упора в корпус. После чего болт начинает работать, как обычный съемник. На практике чаще все получается еще проще: при нарезании резьбы стенки втулки становятся тоньше, посадка ее ослабевает, и втулка начинает вращаться вместе с метчиком и легко выходит из отверстия. Опыт показал, что для этого можно воспользоваться метчиком М14х1,25 (именно такая резьба на автомобильных свечах зажигания). Главное - не повредить посадочное отверстие в корпусе муфты сцепления. Новую втулку необходимо заказать и изготовить на токарном станке по размерам вала якоря и отверстия в картере КПП. Следует предупредить, что втулки, которые продаются в магазинах, для предлагаемой технологии могут не подойти, поскольку не учитывают износы. Изготовленная втулка не должна иметь люфта на валу якоря и проворачиваться на нем без особых усилий. Наружный диаметр должен обеспечить свободное (но без зазора) сопряжение втулки в корпусе.
Для фиксации подобных втулок в отечественной промышленности используется анаэробный полимер АН-6К, который в розничную продажу не поступает. Зато в продаже имеются импортные полимеры фирмы Loctite № 603 или 648 стоимостью около 6 долл. США за 5 мл. Для подобных целей может быть также использован набор для холодной сварки «Десан» стоимостью 55-60 руб. Перед вклеиванием не забудьте очистить посадочное место втулки от старой смазки и обезжирить его. Затем, удалив излишки полимера, оставить сопряжение до полной полимеризации: анаэробный полимер требует около 8 часов, «Десан» - сутки при температуре 18-20°С. При понижении температуры время отверждения увеличивается, при повышении - сокращается.
|