на главную
Журнал "АБС Авто"
|архив|

Производство бензина... в топливном баке

ЮРИЙ БУЦКИЙ,
кандидат технических наук

Скажите, читатель, вам жалко городскую землю? Например, занятую под АЗС? Ведь там мог быть сквер с деревьями и скамейками...

Конечно, жалко, но заправки-то нужны...

А если так: АЗС будет предлагать три сорта бензина, но не из трех заправочных емкостей (громадных подземных баков), а из двух? Согласитесь, неплохой компромисс - и потребитель доволен, и окружающая среда страдает меньше.

Именно так рассуждали зарубежные специалисты, создавшие в свое время заправочные колонки серии SU. Эти агрегаты способны из одного раздаточного пистолета «выдавать» три сорта бензина: АИ-92, АИ-95 и АИ-98. Можно иметь и два пистолета (АИ-92/95 и отдельно АИ-98), можно и три, но идея от этого не меняется: колонка подключена к двум емкостям - с «девяносто вторым» бензином и с «девяносто восьмым», а топливо марки АИ-95 получают их дозированным смешением.

За рубежом такая технология применяется очень широко. И не только на АЗС, но и на перевалочных базах: приходит в порт танкер, сливает бензины «Регуляр» и «Супер», а с базы уходят сорта «Регуляр», «Премиум» и «Супер». Командует раздачей компьютер, емкости чистые - все довольны.

В нашей стране на уровне баз и НПЗ такое пока не делается. А вот на АЗС - пожалуйста, опыт уже есть. Новинка приглянулась российским коммерсантам. Еще бы: она сулила быстрый оборот дорогого «девяносто восьмого» и удачно вписывалась в городские экологические программы. Поэтому в 1996 году в Москве былы пущены в эксплуатацию сначала две, а потом еще четыре АЗС, оснащенных раздаточными колонками SU-900. Конечно, эти АЗС могли торговать и дизельным топливом, и низкооктановым бензином А-76, но суть оставалась прежней: количество емкостей было на единицу меньше, чем число предлагаемых марок топлива.

Сразу отметим, что колонки серии SU получили российский сертификат и были допущены к эксплуатации. Ну а «девяносто пятый», какого он получался качества при смешивании бензинового «коктейля»? Этим вопросом специально занимался Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти (ВНИИНП). В течение полутора лет ученые вели наблюдение за процессом, брали пробы и пришли к выводу: получаемый бензин АИ-95 полностью соответствует всем необходимым требованиям. Правда, есть оговорка: норма отпуска при этом должна быть не менее десяти литров, иначе в пистолете будет находиться так называемый «мертвый остаток». Ну и, конечно, исходные сорта 92 и 98 должны быть хорошего качества.

Словом, вырисовывалась очень привлекательная схема топливного снабжения крупных городов.

Сеть таких АЗС могла бы расширяться, но тут вмешался наш бессмертный чиновник. Однажды на одну из заправок приехала налоговая полиция и заявила: «Вы производите бензин! А следовательно, должны платить соответствующий налог!» - «Позвольте, - удивились коммерсанты, - мы ничего не производим, мы только продаем...» - «Производите! - заиграл желваками полицейский, - получаете две товарные марки, а продаете три, значит, производите!»

Оставим историкам все перипетии сражения. Лишь констатируем: поле битвы осталось за фискалами. Читатель, вы, конечно, понимаете, что в этом слове нет ничего обидного - оно происходит от слова «фиск» - казна, которую надо пополнять. Поэтому не удивительно, что 23 июня 1999 года родилось Решение Госстандарта России № 226Р «О производстве нефтепродуктов в местах хранения и реализации в связи с запросом Госстандарта России Министерством РФ по налогам и сборам и Федеральной службой налоговой полиции РФ».

Давайте расшифруем название документа. Налоговики спросили Госстандарт РФ: «Уважаемые! Смешение торговых марок бензина - это производство или нет?» И Госстандарт ответил им Решением № 226Р. Признавая, что «...указанные процессы различными юридическими лицами и экспертами трактуются неоднозначно», Госстандарт тем не менее сообщает (цитируем): «Межведомственная комиссия <...> приняла решение считать производством любые виды смешения, проводимые с товарными нефтепродуктами разных марок и другими компонентами в местах их хранения и реализации для получения продукции, пригодной для использования потребителем».

Иными словами, смешение - это производство со всеми вытекающими отсюда налогами. Не будем говорить о том, что смешиваемый бензин уже обложен всеми возможными налогами и сборами, в том числе акцизными - интересно другое. Рассмотрим возможные последствия формального (подчеркиваем - формального!) применения Решения № 226Р.

Например, на АЗС продавали неэтилированный бензин марки А-76 по ГОСТу 2084-77 (этот ГОСТ до сих пор действует на всей территории СНГ). И вот на заправку привезли бензин АИ-80 по ТУ 38.001165-97 или «Нормаль-80» по ГОСТ Р 51105-97 (оба документа действуют в России). И «семьдесят шестой», и «восьмидесятый» - это практически один и тот же бензин, с октановым числом 76 по моторному методу и 80 по исследовательскому. Поэтому на АЗС он сливается в одну и ту же емкость, по принципу «товар на товар». Но торговые-то марки разные! Что, прикажете и это облагать налогом?

Еще пример. Для улучшения экологических показателей специалисты ВНИИ НП рекомендуют вводить в бензин специальные чистящие присадки. На НПЗ это делать нельзя - на пути к потребителю бензин проходит через грязные (еще с советских времен!) перевалочные емкости и цистерны. Естественно, активные присадки будут эту грязь «собирать». Представляете, что за бензин придет к потребителю? Можно было бы вводить эти присадки на АЗС - там хранилища относительно чистые. Но теперь такие действия попадают под категорию «производство», ибо присадку можно считать компонентом, который смешивается с товарным нефтепродуктом (см. текст Решения). Какой коммерсант захочет платить за это налог? Значит, прощай экологическая перспектива?

И еще. Конструкция колонок такова, что смешение начинается в шланге пистолета, а заканчивается непосредственно в баке автомобиля. Не обложить ли заодно налогом на производство и водителя-мироеда?

Конечно, в своих комментариях мы довели ситуацию до абсурда. Что ж, в арсенале журналистики есть и такой прием - несуразность выводов высвечивает несостоятельность исходной посылки. А если серьезно - все, что имеет отношение к моторным топливам, будь то технологические новинки, экологические или юридические инициативы, в конечном итоге сводится к экономике.

В последние месяцы цены на бензин растут, как на дрожжах. Как повлияет на содержимое нашего кошелька чиновничий «шедевр» №226Р «О производстве нефтепродуктов в местах хранения и реализации»? Как вы думаете, читатель?_____________

От редакции.

Благодарим члена экспертного совета журнала, заведующего лабораторией ВНИИНП, доктора технических наук Вячеслава Емельянова за помощь в подготовке материала.

Когда верстался номер.

Как нам стало известно, Госстандарт РФ приостановил действие Решения № 226Р до октября 1999 года. Будем следить за развитием событий.

 

Число емкостей на единицу меньше числа отпускаемых марок

 

Современная аппаратура гарантирует точность смешения и дозирования


Структура сайта
|каталог авторемонтного оборудования и материалов| |новинки рынка| |наши рекомендации| |заказ-заявки| |распродажа| |реестр фирм| |правительственная программа| |партнеры|
|подписка| |анонс нового номера| |архив| |для рекламодателей| |сотрудники|
|ремонт и эксплуатация авто| |автосервисы| |путеводитель по автоинтернету| |библиография статей| |СМИ авто|
|новости| |выставки, семинары и тд.| |ищем партнёров в России| |предложения о сотрудничестве| |конференция|
|диагностика| |ремонт подвески| |ремонт двигателя| |кузовной ремонт| |покраска| |как нас найти| |отвечают мастера| |установка дополнительного оборудования|
|инструмент| |автохимия| |масла| |антикоры| |доп.оборудование Webasto| |сопутствующие товары| |материалы для шиноремонта| |для корпоративных клиентов| |отвечают продавцы| |как нас найти|
|условия продажи| |бланки запросов| |прайс-лист| |мелкооптовые заказы| |отвечают менеджеры| |как нас найти|
|новые авто| |авто с пробегом| |оформление заказа| |страхование| |как нас найти|
|мото| |аксеcсуарика| |интернет-ресурсы| |мотоконференция|
Материалы сервера могут быть использованы только с письменного разрешения ООО "ИТЦ АвтоБС"©