Господи, до чего же у нас короткое лето... Не успели понежиться на солнышке, а уже пошли дожди... А скоро и белые мухи полетят... И опять начнется старая история - выйти в темноту, в холод. Не открыть, а буквально вскрыть промерзший автомобиль, втиснуться в холодный салон и, повернув ключ в замке зажигания, удостовериться, что аккумулятор на таком холоде уже не помощник. Остается с досадой хлопнуть дверцей и выбрать одну из альтернатив - такси, попутку, общественный транспорт...
Но всех этих неприятностей легко избежать, если оборудовать автомобиль предпусковым подогревателем. Сегодня наибольшее распространение получили электрические, топливные подогреватели и так называемые аккумуляторы тепла.
К первой группе относятся изделия известной норвежской фирмы Defa. Основным элементом является электронагреватель закрытого типа, внутри которого смонтирована спираль накаливания. Одновременно эта спираль играет роль предохранителя, защищая двигатель от перегрева. Для монтажа элемента на блоке двигателя используются технологические отверстия либо лючки системы охлаждения. При выборе типа нагревающего элемента учитываются объем системы охлаждения, расстояние между стенками водяной рубашки, толщина и материал стенок блока цилиндров. Обогрев двигателя происходит за счет конвективного теплообмена и термосифонной циркуляции жидкости в системе охлаждения.
Если конструкция блока двигателя не позволяет использовать данный тип подогревателя, то Defa предлагает подогреватели со специальными фланцами, контактные или блоковые шланговые, врезаемые в систему охлаждения. Для обогрева двигателей воздушного охлаждения предназначены специальные подогреватели, устанавливаемые непосредственно в масляный картер двигателя. Они же могут быть использованы и на двигателях с водяным охлаждением для подогрева масла. Всего за 40 лет производства Defa освоила 8 серий подогревателей двигателей, насчитывающих более 200 модификаций и рассчитанных на работу более чем с 700 типами двигателей.
Время прогрева двигателя зависит от температуры окружающего воздуха. Как показала практика, примерно через 3 часа после подключения подогревателя к сети переменного тока 220 В температура двигателя становится в среднем на 500 С выше температуры окружающего воздуха. После достижения топливного равновесия температура двигателя не поднимается, а тепловая энергия рассеивается в воздух. Подогреватель двигателя может находиться в подключенном состоянии очень долго без опасения, что сам подогреватель или двигатель повредятся от перегрева. Последующий нагрев не дает значительного эффекта и приводит только к ненужным затратам электроэнергии.
Для обогрева салона Defa предлагает две модели подогревателей мощностью 1400 и 2000 Вт. Внутрисалонные обогреватели имеют небольшие габариты (75х146х165 мм или 90х200х200 мм соответственно), элегантные корпуса могут быть легко установлены практически в любом месте салона, не портя его дизайн. Особенностью салонных обогревателей Defa стало применение так называемого РТС- элемента (РТС - положительный температурный коэффициент). Его использование позволяет автоматически регулировать мощность обогревателя в зависимости от температуры всасываемого воздуха. По мере повышения температуры воздуха в салоне мощность нагрева постепенно уменьшается. Таким образом, салон эффективно прогревается при максимальном использовании электроэнергии. Для обеспечения безопасности внутрисалонные обогреватели имеют обычный и термобиметаллический предохранители. Последний отключает обогреватель, если температура в салоне достигает 25-300С. Повторное включение возможно примерно через 30 минут после остывания.
Как известно, уже при температуре воздуха -180С аккумуляторная батарея теряет до 60% емкости. И как бы хорош ни был аккумулятор, учитывая большое количество потребителей электроэнергии на современном автомобиле, он не успевает за время коротких поездок по городу полностью восстановить свою емкость. Defa нашла выход из этой ситуации. Достаточно установить на автомобиль специальное зарядное устройство, имеющее очень маленькие габариты и массу всего 240 г. Оно выполнено в полностью водозащитном корпусе и имеет защиту от короткого замыкания и переполюсовки питания. Отличительной чертой этого устройства является «умение» самостоятельно определять глубину разряда аккумулятора и автоматически в процессе заряда регулировать зарядный ток. При достижении напряжения 14,4 В зарядное устройство переходит в режим подзарядки. В режиме подзарядки сила тока падает до 0,8 А, а напряжение - до 13,7 В. Работа зарядного устройства контролируется встроенным светодиодом и начинается сразу после подключения системы к сети 220 В. Зарядное устройство может работать и в теплое время года. Таким образом, аккумулятор постоянно поддерживается в рабочем заряженном состоянии, что значительно увеличивает его срок службы.
- При чем тут зарядное устройство, если мы говорим о подогревателях?! - скажет озадаченный читатель. А все дело в том, что такое зарядное устройство включено в схему управления электроподогревателем.
«Заведует» работой всего комплекса миниатюрный блок управления. Габариты прибора позволяют легко разместить его в любом месте панели и даже на противосолнечном козырьке. Блок позволяет запрограммировать 2 времени включения начала движения автомобиля, например в 7 и 19 часов. При этом можно задать время прогрева автомобиля в ручном (1, 2 или 3 часа) или автоматическом режимах. При установке автоматического режима система Defa в зависимости от температуры воздуха сама определяет необходимое время для прогрева автомобиля. Кроме того, на дисплей блока управления может выводиться информация о напряжении на клеммах аккумуляторной батареи, о температуре наружного воздуха, предупреждение о гололеде.
Для подключения к электрической сети используется патентованная розетка Mini Plug. Ее конструкция полностью влаго- и грязезащищена, исключает неправильное подключение силового кабеля. Малые габариты и аккуратный дизайн без труда позволяют разместить ее за облицовкой радиатора или врезать в бампер.
Все элементы системы Defa соединяются бронированными кабелями через штекерные разъемы Plug In, обеспечивающие надежный контакт и исключающие ошибки при монтаже.
К достоинствам этой системы можно отнести надежность, безопасность и относительную дешевизну. Кроме того, ее можно устанавливать на автомобиль отдельными блоками - «кубиками», что позволяет постепенно наращивать возможности. Например, для начала достаточно установить только обогреватель двигателя и соединительные кабели подключения к электрической сети. Ну а подогреватель салона, зарядное устройство, блок управления устанавливать позже по своему желанию.
Наибольшую известность среди топливных отопителей у нас получили изделия немецкой фирмы Webasto. Ее продукция устанавливается на автомобили более 60-ти лет и хорошо известна во многих странах мира.
В производственной программе фирмы присутствуют модели отопителей, рассчитанные на работу как на бензине, так и на дизельном топливе, с бортовой сетью 12 или 24 В. Таким образом, отопители Webasto перекрывают практически весь известный модельный ряд автотехники. И хотя в основе изделий Webasto лежит тот же принцип действия, что и в отопителе хорошо знакомого «Запорожца» (сжигается бензин), сравнивать ее с изделием украинских умельцев все равно, что сравнивать тот же ЗАЗ с Rolls-Roys. Вроде бы и колеса круглые, и кузов металлический, а какая-то разница все-таки есть. Но вернемся непосредственно к отопителям. Топливные отопители можно разделить на 2 большие группы: водяные и воздушные. В первом случае отопитель врезается в систему охлаждения двигателя. Для обеспечения движения охлаждающей жидкости используется, как правило, циркуляционный насос. Подогретая жидкость поступает и в двигатель, и в отопитель салона. За час работы в зависимости от мощности агрегат пропускает «через себя» от 500 до 700 л охлаждающей жидкости (существуют модели, способные прокачать за час 6000 л жидкости, но у нас они практически не встречаются), потребляя при этом от 250 г до 1 литра бензина. Водяные отопители при температуре воздуха -200С способны прогреть двигатель до 550С и салон автомобиля до 200 С за 40-45 мин работы.
Воздушные отопители предназначены только для обогрева салонов, кабин автотранспорта. Они абсолютно бесшумны в работе и не имеют постороннего запаха. У наиболее часто встречающихся воздушных отопителей пропускная способность составляет от 70 до 218 м3 воздуха за час работы.
Для управления отопителями Webasto предлагает как механические, так и электронные таймеры. Некоторые модели обогревателей оснащаются дистанционной системой управления Telestart. Она способна управлять работой отопителя на расстоянии до 600-1000 метров. Пожалуй, у отопителей Webasto есть только один недостаток - относительно высокая цена. Но что делать, за немецкое качество надо платить.
Не так давно на нашем рынке появилась новинка - аккумулятор тепла канадской фирмы Centaur. Он представляет собой герметично запаянный цилиндр со смонтированными на нем помпой и температурными датчиками. Аккумулятор тепла врезается в систему охлаждения автомобиля. Его емкость составляет примерно 50% объема охлаждающей жидкости системы охлаждения. Конструкция аккумулятора позволяет сохранить температуру находящейся в нем жидкости на уровне 800С при наружнoй температуре -250С до трех суток. Перед запуском двигателя помпа закачивает горячую жидкость в блок двигателя, а часть холодной жидкости поступает в аккумулятор. Тем самым обеспечивается быстрый разогрев двигателя. При -250С уже через 1,5-2 мин температура двигателя поднимается до 200 С Є -220С. К достоинствам аккумуляторов тепла можно отнести их полную независимость от каких-либо источников энергии. Но, к сожалению, из-за слишком плотной «упаковки» агрегатов под капотом современного автомобиля там порой трудно разместить еще и это устройство.
Много хлопот доставляет владельцам зимняя эксплуатация автомобилей с дизельными двигателями. Образующиеся на морозе в топливе кристаллы парафина очень быстро забивают сетку топливного фильтра, делая запуск двигателя затрудненным, а зачастую и невозможным. Сегодня можно приобрести самые разнообразные присадки, устраняющие парафинообразование, но, знаете ли, все это - химия, химия, химия... Если же установить на фильтр подогреватель топлива фирмы Novitec (Германия), то достаточно повернуть тумблер включения, устанавливаемый в салоне автомобиля, и до весны о перебоях в системе питания можно забыть.
Что же, кроме дополнительного комфорта, дают своим владельцам предпусковые подогреватели? Прежде всего они сберегают здоровье и повышают безопасность. Уже не придется ежиться на холодном кресле, согревая его своим теплом и зарабатывая профессиональные болячки. Не придется отвлекаться на протирку запотевающего стекла. Водителям-дальнобойщикам не нужно нарушать закон - ведь длительная стоянка с работающим двигателем повсеместно запрещена. А эксплуатация грузовых автомобилей, не оснащенных обогревателем кабины, запрещена во всей Европе.
Кроме того, применение предпусковых обогревателей приносит большую материальную выгоду. Давно известно, что один «холодный» пуск двигателя равносилен по износу деталей летнему пробегу в 200-300 км. За зиму приходится совершать до 300-500 таких запусков. Посчитайте, насколько долговечнее станет мотор! Но, кроме повышенного износа двигателя, «холодный» запуск ведет и к повышенному расходу топлива. Испытания, проведенные в Технологическом институте Осло (Teknologisk Institutt in Oslo), а также VTT в Финляндии и Svenska bilprovning в Швеции, показали, что при использовании предпускового подогревателя двигателя на легковых автомобилях расход топлива сокращается на 0,1-0,5 литра в расчете на один пуск. Значит, за один зимний сезон можно сэкономить от 90 до 150 литров топлива.
Эксплуатация автомобиля в стране, где «девять месяцев зима, а остальное - лето», всегда сопряжена с дополнительными трудностями. Но современная техника позволяет если не полностью избежать, то в значительной мере облегчить их.
|