На фоне всероссийского самобичевания (мол, и автомобили у нас - вчерашний день, и по электронике мы отстали навсегда) появление современных отечественных разработок не может не радовать. Тем более, если они имеют отношение и к автомобилю, и к электронике. О сканерах, созданных московской фирмой «Электротест», рассказывает ее коммерческий директор Андрей БОРТКЕВИЧ.
Сканеры Electrotest предназначены для профессиональной диагностики электронных систем управления двигателем автомобиля. Такая диагностика - задача нелегкая. Без сканеров даже опытные специалисты тратят на нее много часов, а иногда и дней.
А потерянное время - это потерянная зарплата. Но дело не только в этом. Ошибочный диагноз часто порождает конфликты. Например, мастер подозревает неисправность какого-то датчика и говорит клиенту: купите новый, заменим, и все будет в порядке. Клиент покупает, а воз и ныне там - ошибочка вышла. А датчик, между прочим, стоит 100 долларов. Кто должен за него платить? А ведь бывает, что в результате неверных действий сгорает контроллер... У диагностов, вооруженных сканером, таких промашек не бывает. Конечно, прибор не заменяет человека, зато поднимает диагностику на качественно новый уровень
Бытует мнение, что светодиод может решить многие проблемы диагностирования: надо только перемкнуть определенные контакты в диагностическом разъеме и посчитать число миганий. Да, такая функция предусматривалась в системах управления, генерирующих так называемые «медленные коды». Но с начала 90-х годов подобные системы уже не устанавливают. А с современными быстрыми кодами справится только сканер.
Что же «умеют» сканеры Electrotest? Во-первых, считывать коды неисправностей из памяти электронных блоков управления (ЭБУ) и выводить их на дисплей в текстовом виде. При этом прибор подсказывает направление поиска. Достаточно нажать кнопку «ОК», и на дисплее появится комментарий неисправности: оборвана цепь, короткое замыкание, высокое напряжение, механическое повреждение и так далее.
Во-вторых, стирать коды неисправностей, очищая тем самым память самодиагностики ЭБУ. Это позволяет вернуть работу ЭБУ с аварийной программы на основную. Без этой операции автомобиль не будет нормально работать, даже если неисправность устранена.
В-третьих, проверять подключённые к ЭБУ исполнительные элементы (реле, форсунки, соленоиды, регулятор холостого хода и так далее) - эта возможность предусмотрена большинством фирм - производителей автомобилей.
В-четвертых, выводить на дисплей показания датчиков и параметров работающего двигателя - угол опережения зажигания, расход воздуха, температуру охлаждающей жидкости, длительность импульсов открытия форсунок, угол открытия дроссельной заслонки, сигнал датчика кислорода и многое другое, вплоть до давления турбонаддува. На разных машинах это производится по-разному, но суть одна: прибор активизирует соответствующую программу бортового компьютера и «извлекает» нужный показатель, причем сразу в вольтах, миллисекундах, градусах, атмосферах. Число таких показателей на разных автомобилях колеблется от 20 до 30. Не правда ли, это же почти мотор-тестер?
И, наконец, в-пятых, сбрасывать сервисные индикаторы (на некоторых моделях).
На большинстве современных автомобилей за сроками замены масла, тормозной жидкости, тосола следит бортовой компьютер. Проехал клиент, к примеру, половину срока - загорается индикатор, проехал еще сколько-то, загорается второй. Когда срок истек, появляется надпись: «Замените масло». Клиент приезжает на сервис, меняет масло. Но в памяти компьютера остаются данные, что масло свой ресурс выработало. Чтобы их стереть, необходимо специальное приспособление «сервисный ключ». Его подключают к бортовому компьютеру и стирают информацию о необходимости замены масла. Но «сервисный ключ» стоит определенных денег. В то время как сканер может прекрасно выполнять его функции.
Иногда возникают так называемые «блуждающие» неисправности. Например, клиент говорит, что вчера машина как-то странно вела себя на скорости 70 км/час. Сегодня все нормально, но кто поручится, что эта неисправность не повторится завтра? Сканер такие ошибки показывает на дисплее мигающими надписями. С помощью других приборов их опознать просто невозможно.
Давайте посмотрим, чем отличаются разработки Electrotest от импортных аналогов. Начнем с того, что в этих сканерах не используются традиционные картриджи. Читатель вправе спросить: как же тогда наращивать его возможности - без картриджей? Ведь жизнь не стоит на месте. А если фирма-производитель автомобиля меняет, к примеру, программу бортового компьютера?
Фирма «Электротест» решила эту задачу так. В первой модификации сканера вся необходимая информация записывалась в ПЗУ (постоянное запоминающее устройство). Таким образом, заказчик получал прибор с программным обеспечением для диагностики, например, автомобилей «Ауди» (Audi) или «Фольксваген» (Volkswagen) определенных моделей. Когда ему требовалось освоить на своем сервисе очередную модель или новую марку, например «Опель» (Opel), он обращался на фирму или к ее дилерам, и ПЗУ «прошивалось» новой версией программного обеспечения. Это было дешевле, чем покупка картриджей, но хлопотно для пользователей. Попутно заметим, что сканеры первой версии имели двухстрочный дисплей и один разъем. Через него осуществлялись и питание, и обмен информацией с автомобилем.
Сегодня появилась вторая модификация сканера. Этот прибор имеет два разъема. Для чего нужен второй разъем? Дело в том, что теперь в комплект поставки входит кабель-адаптер, подключаемый к LPT-порту обычного IBM-совместимого компьютера (кстати, в офисах к LPT подключают принтер). Таким образом, сканер соединяется с компьютером через стандартный интерфейс, а новая программа с необходимым пользователю расширением на другие автомобили загружается с дискеты.
Так что для увеличения круга диагностируемых машин достаточно приобрести дискету с нужной программой. Кстати, она защищена от пиратского тиражирования. К программе на дискете прилагается дополнительный шнур для подключения сканера к автомобилю - ведь все машины имеют разные диагностические разъемы.
Связь с компьютером позволит, например, завести «досье» на автомобили, которые обслуживаются на данном сервисе. Это ускорит поиск неисправностей и даже позволит их предупреждать. А в случае увольнения диагноста, который долгое время «вел» эту автомашину, информация о ней не потеряется - компьютер надежно сохранит все результаты его работы. Подобные «досье» можно сделать в стандартной базе данных Access. Представляете, как приятно клиенту, на автомобиль которого заведена персональная «история болезни»!
В отличие от первой версии у нового сканера четырехстрочный дисплей. При этом улучшилась наглядность и повысилась информативность сообщений. Надписи на дисплее пока что выдаются на английском языке. Но уже к концу этого года прибор «заговорит» по-русски.
Сегодня сканером Electrotest можно диагностировать автомобили VW, Audi, Skoda, Seat, Opel, BWM, Toyota, Lexus, Saab-900 - полный список моделей по годам выпуска можно узнать на фирме. В ближайшее время выйдут расширения для ВАЗ, ГАЗ, Ford (D), Volvo, Renault, Peugeot. Через несколько месяцев планируется расширение для Mercedes-Benz.
Что касается цены, то сканер Electrotest намного дешевле зарубежных аналогов. Причем чем полнее список обслуживаемых автомобилей, тем меньше его стоимость в расчете на одну машину. Цена на прибор везде одинакова - и на фирме, и у дилеров. Это стало возможным за счет торговых скидок, которые предоставляются для быстрого продвижения продукции.
И в заключение о гарантиях. На сканер она составляет один год, на кабели - полгода. Обновление версий программного обеспечения на приобретенные виды автомобилей производится бесплатно в течение одного года. Замена ранее купленной программы на русскоязычную версию также производится бесплатно.
|