Как и обещали в прошлом номере нашего журнала, сегодня мы начинаем рассказ о лучших покрасочных центрах России.
Итак, знакомьтесь: фирма "Автолак"; директор Михайлов Анатолий Феликсович, в прошлом профессиональный маляр, выпускник автомеханического института. История фирмы началась 17 марта 1994 года, когда четыре молодых человека, поняв, что работа в собственных гаражах не имеет перспектив, арендовали помещение площадью приблизительно 120 кв. метров в бывшей котельной и, продав собственные машины и даже мотоцикл, купили окрасочную камеру, изготовленную по образцу венгерской камеры HUNGAROTERM на одном из оборонных предприятий. С самого начала и по сегодняшний день в кузовной ремонт и покраску принимались любые автомобили независимо от марки и года выпуска. Дела пошли успешно, и уже два года спустя площадь была удвоена, а в 1997 достроена и реконструирована. Сегодня производственная зона площадью около 550 кв. метров практически лишена внутренних перегородок, на большей части высота помещения не превышает 3,5 метра. Здесь размещены мойка автомобилей, отделенная от общего зала раздвижной полиэтиленовой ширмой, и две малярно-сушильные камеры. Одна из них (о которой мы упомянули выше) снабжена теперь газовой горелкой и используется в основном для грунтовки. Вторая, голландской фирмы C.W.N. - с полной очисткой как входящего, так и выходящего воздуха. Стационарно установлены один двухстоечный подъемник фирмы Ravaglioli, используемый главным образом для арматурных работ; два полных кузовных стенда BLACKHAWK; основания обоих утоплены в бетонный пол. Остальные элементы оборудования - сварочные MIG- и TIG-полуавтоматы, инструментальные тележки, посты для механического шлифования с пылеудалением - могут свободно перекатываться по всей площади зала. Последние подключаются к пневмосети, запитанной от винтового компрессора производительностью 1200 л/мин и резервного поршневого производительностью 900 л/мин. Мощная приточно-вытяжная вентиляция обеспечивает возможность проведения различных работ в любом месте помещения. С 1995 года "Автолак" связал свою судьбу с покрасочной системой Sikkens и до сих пор не раскаивается в сделанном выборе. Специалисты фирмы Akzo Nobel немало сделали для отработки технологического цикла, да и сейчас оказывают помощь при внедрении новых материалов и технологий.
Лакокрасочные работы начинаются еще тогда, когда машины находятся в кузовном ремонте, и начинаются они с анализа цвета и состояния старого покрытия: выявляются следы прежних ремонтов, по характеру взаимодействия с растворителем определяется степень полимеризации верхнего слоя. При определении цвета, особенно в сложных случаях, когда имеют дело с перекрашенной неизвестно где машиной, используется спектрофотометр. Он дает неплохие результаты в работе с однослойными акриловыми эмалями и может оказать существенную помощь в более сложных случаях. После этого определяется дальнейшая стратегия ремонта.
При ремонте самых дорогих машин синтетическая шпаклевка практически не применяется. Зачищенную до металла ремонтную деталь залуживают с помощью специальных паст, а затем восстанавливают форму нанесением свинцового припоя. Трудоемкость при такой технологии весьма велика, - но и качество отменное.
Точно так же обрабатываются сварочные швы, особенно в местах, где кузовные детали обладают некоторой подвижностью. Поверх припоя наносится эпоксидный грунт, SURFACER EP, обладающий хорошей адгезией как ко всем металлам, так и к последующим грунтам. После этого деталь шпаклюется чрезвычайно тонким слоем двухкомпонентной шпаклевки. Когда поверхность окончательно сформируется, на всю зону ремонта опять наносится слой эпоксидного грунта, шлифуемого шкуркой Р400. С помощью грунта-выравнивателя убираются дефекты поверхностей, имеющие глубину, меньшую 200 мкм. Для их выявления используется сухая черная краска фирмы 3М и длинные ручные шлифки.
Технология требует многократного нанесения слоев грунта. Понятно, что использовать для этого покрасочную камеру не резон. Поэтому отдельные места грунтуют непосредственно в общем зале, места работ отделяются от остального пространства с помощью передвижных матерчатых занавесов. Применение HS грунта (с высоким сухим остатком) и HVLP покрасочных пистолетов с диаметром сопла 2-2,5 мм позволяет производить эту работу практически без загрязнения соседних рабочих мест.
При работе с не очень дорогими машинами на ремонтном участке старая краска удаляется полностью. Затем, в зависимости от состояния металла, кузов либо грунтуется эпоксидным грунтом, либо сразу шпаклюется; отшпаклеванные места затираются с применением сухой проявочной краски. При этом не исключено появление зон обнаженного металла. По окончании шпаклевочных работ ремонтный участок покрывается антикоррозийным грунтом, а затем наполняющим выравнивателем, который за счет большого количества открытых пор обеспечивает великолепное сцепление с последующим слоем краски. При такой технике доля ручных работ по обработке поверхности не превышает 30-40%. В случае экстренного ремонта часто применяется допустимый для материалов Sikkens способ нанесения "мокрый по мокрому". В любом случае окончательная шлифовка проводится круглыми шлифовальными машинками с эксцентриситетом не более четырех миллиметров шкуркой Р600. Наиболее сложными местами являются зоны контакта грунтов и шпаклевок со старым лакокрасочным покрытием. Сразу оговоримся, что избежать оконтуривания и просадок лака в этих местах можно только в случае заводского покрытия, - да и то не всякого, а лишь такого, которое устойчиво к действию растворителей и отвердителей, используемых для ремонтных материалов.
К оборудованию по очистке воздуха для покраски и к покрасочному инструменту мы обратимся в следующих статьях.
В последние годы все чаще акцент переносится с просто кузовного ремонта на изготовление новых оригинальных кузовов. Так, например, сейчас в работе находится машина BMW 850 CSI выпуска 1997 года, которая "одевается" под "Волгу" ГАЗ-21. Мечтою является постановка таких работ на поток с тем, чтобы каждый владелец мог здесь "сшить" (как, скажем, костюм) кузов автомобиля по собственному вкусу и желанию... Впрочем, рассказывать об "Автолаке" можно еще долго, и мы неоднократно будем обращаться к его опыту в последующих статьях.
Новинкой, представленной на последнем автосалоне, было спортивное купе Owod от "Обухов Автоцентра". Переливающийся всеми цветами радуги кузов автомобиля привлекал внимание каждого посетителя, поэтому следующий адрес - Измайловский пр. "Обухов Автоцентр" в отличие от "Автолака" строился от фундамента до последней детали по единому проекту, учитывающему последние достижения инженерной мысли: расположение оборудования, покрытия стен, полов до мелочей. Кроме разработки эксклюзивных автомобилей на протяжении всех лет своего существования центр занимался ремонтом и модификацией только одной марки Volvo.
Но нас пока будет интересовать организация процесса покраски. Как и в "Автолаке", он начинается еще тогда, когда машина находится на стапеле. Съемные элементы сразу отправляются в покрасочный цех, а деформированные исправляются и шпаклюются уже на той ранней стадии, когда еще не закончены работы по устранению деформации кузова. Причем этим занимаются сами жестянщики. И в этом, наверное, есть разумное зерно, поскольку жестянщику виднее, что в конкретном случае лучше: положить чуть больше слой шпаклевки или подвергнуть элемент дополнительной рихтовке. Таким образом, из кузовного цеха выходит автомобиль с полностью восстановленной формой навесных элементов. Обработка поверхностей заканчивается шкуркой Р120. Есть отдельные помещения для хранения материалов и размещения полного набора оборудования, необходимого для приготовления и колеровки красок CENTARI фирмы Du Pont. Вообще технология Du Pont использовалась с момента открытия центра и не вызвала никаких нареканий шведских специалистов, проводивших авторизацию центра.
Как и на многих центрах, имеющих дело с одной маркой автомобиля, технологическая дисциплина соблюдается неукоснительно вне зависимости от типа автомобиля и его возраста. Ремонтируемый участок обдирается до металла, который затем обязательно обрабатывается фосфатирующим составом 5717 S. После тщательной промывки сначала водой, а затем специальной комбинацией растворителей 3608 S металл шпаклюют. Интересно отметить, что алюминиевые детали кузова также перед началом работ обрабатывают антикоррозийным составом 5717 S, что резко повышает адгезию. Следующий слой в этом случае выполняется эпоксидной грунтовкой 830 R, и только после этого деталь шпаклюется. Любопытно, что в работе практически не используют шпаклевки с наполнителем из стекловолокна. Шпаклевки 760 R и 770 R обладают столь высоким качеством, что допускают нанесение слоями толщиной до 10 мм без последующего растрескивания, но тут важна очень точная дозировка отвердителя. Для этого используются шприц-дозаторы и материалы в специальной упаковке. Для обработки применяют плоско- и круглошлифовальные машинки Festo с консольным пневмоприводом.
При ремонте и шпаклевании деталей из пластмасс используют двухкомпонентные материалы фирмы 3М, в частности, FPRM 5900 и грунты с добавками пластификатора. Задранные детали, проблески металла, сварочные швы покрываются антикоррозийным грунтов 820, а уже затем HS заполняющим грунтом 1020.
Наверное, здесь уместно сказать о некоторой специфике материалов фирмы Du Pont, их универсальности. Например, преобразователь коррозии 5712 является одновременно усилителем адгезии для алюминиевых поверхностей. Грунт 800М применяется при ремонте любых пластмассовых деталей, включая таковые из полиэтилена и полипропилена. Грунт 1020 допустимо применять и в качестве наполнителя с толщиной слоя нанесения 250 мкм, выравнивателя - 100 мкм и в качестве нешлифуемого грунта - 30 мкм, используемого в методике нанесения "мокрым по мокрому". Последний способ очень удобен при окраске новых фирменных кузовных деталей, которые уже на заводе покрываются эпоксидными грунтами. Для существенного сокращения трудоемкости и времени окончательно загрунтованная деталь затирается сначала шкуркой Р400, а затем вручную доводится шлифовочными материалами Р1200.
Для проявки мельчайших неровностей используются глянцевые покрытия акриловой краской; после прошкуривания как подслой для обычного двухслойного металлика. Система Du Pont позволяет из одних и тех же пигментов, используя различные полимерные связующие, приготовить как обыкновенную МS краску, CENTARI 500; 600, так и HS краску. На "Обухов Автоцентре" используют только HS краску CENTARI 5000, 6000. Искусство маляров позволяет и при использовании относительно густой краски за счет регулировки давления воздуха и расстояния от сопла до поверхности добиваться фактуры поверхности (шагрени), неотличимой от заводской. После покраски практически сразу после выхода из камеры вновь покрашенные детали и расположенные рядом полируются по технологии 3М.
|