Постараемся взглянуть глазами постороннего человека на сервис, работа которого известна мне, как его директору, досконально. Автосервис журнала "АБС-авто", расположенный в десяти минутах ходьбы от станции метро "Беговая", открылся чуть более года назад, когда многие известные сервисы столкнулись с существенными трудностями. Именно наш "демократизм", стремление удовлетворить запросы каждого заказчика позволили смягчить действие неблагоприятных факторов и последовательно, из месяца в месяц, увеличивать объем оказываемых услуг.
Мы выполняем все работы по обслуживанию и ремонту автомобилей любых марок, в том числе двигателей: диагностику и наладку систем впрыска. Малярное отделение представляет собой зал площадью 130 квадратных метров, где установлена семиметровая покрасочная камера фирмы Saima, оборудованная самодельным рекуператором тепла, позволяющим снизить расход топлива и повысить стабильность температуры воздуха в камере.
Индивидуальная пневмосеть содержит вертикальный компрессор фирмы Fini производительностью 0,85 м3/мин, криогенный осушитель воздуха и трехступенчатую систему воздушных фильтров, последний из которых задерживает частицы диаметром больше 0,01 ммк, что исключает попадание в сеть даже масляного тумана. Для механизированной подготовки поверхности используются плоско- и круглошлифовальные машинки с принудительной системой пылеудаления фирмы Festo.
В малярном отделении проводятся все работы, от подготовки поверхности до финишной полировки, кроме оцинковывания ремонтных участков и сварочных швов с помощью профессионального аппарата «Цинкор», о котором мы уже рассказывали в журнале. Процедура эта непростая, к тому же удорожающая последующую покраску, но для оцинкованных кузовов она предпочтительнее облуживания.
Миксер для приготовления красок фирмы Du Pont, оборудование для цветоподбора расположены в отдельном помещении, в котором находится и оборудование, которое обычно не встретишь на сервисе: металлографический микроскоп МИМ8 и другие приборы, позволяющие изучать качество различных лакокрасочных покрытий.
Мы уже рассказывали подробно о технологии применения материалов Du Pont и стандартных приемах работы с ними, например, безводная технология подготовки поверхности. Вода применяется только для мытья автомобилей или деталей, поступающих на малярные участки. Дело в том, что все современные полиэфирные шпатлевки гигроскопичны. Хотя некоторые из них, по словам производителей, и допускают мокрое шлифование, удалить воду из них чрезвычайно сложно.
Несколько лучше дело обстоит с акриловыми грунтами. Полностью полимеризованный такой грунт слабо восприимчив к влаге. И многие производители допускают его влажную обработку. Однако надо иметь в виду, что полная полимеризация - процесс достаточно длительный. Он отнюдь не заканчивается даже через два часа высокотемпературной сушки. Отсутствие воды решает многие проблемы гораздо дешевле и надежнее. Главным нашим отличием от фирменных центров является то, что мы используем различные технологии покраски при работе с различными машинами, подходим к делу более гибко.
Вообще-то следует отметить, что в любой покрасочной системе существуют несколько стандартов покраски одного и того же элемента. Например, в системе Sikkens, как правило, используются четыре. Для простоты их можно назвать: "стандарт", "стандарт-плюс", "люкс", "люкс-плюс". На нашей станции таких стандартов восемь, и отличаются они как технологией нанесения, так и используемыми материалами и, естественно, ценой. Кстати, общей чертой в высших градациях качества в любой системе является применение эпоксидных грунтов, а также специальных адгезионных и коррозионно-защитных праймеров. Их использование обязательно при любой покраске. Это позволяет гарантированно избежать дефектов при работе с оцинкованными и алюминиевыми кузовами, резко увеличить стойкость покрытия по сколам, возникающим под действием механических ударов в процессе эксплуатации. Даже при самых дешевых типах покраски на российских автомобилях эпоксидный грунт применяется нами для обработки торцов и закраин кузовных элементов. Дело в том, что все современные лакокрасочные материалы для повышения декоративных качеств (уменьшения шагрени) имеют достаточно высокий коэффициент поверхностного натяжения. Неизбежным следствием этого является растягивание краски с соответствующим уменьшением ее толщины тем больше, чем меньше радиус кривизны поверхности. Именно поэтому торцы дверей часто ржавеют быстрее, чем остальная поверхность.
Особенностью работы нашей станции является и то, что мы испытываем в работе материалы различных покрасочных систем (на различных автомобилях, естественно). И, пожалуй, самое главное. Для того чтобы получить полное профессиональное представление о материалах, о которых будет рассказываться в статьях цикла, нам просто позарез нужно было с ними поработать.
Этим летом мы оценили материалы Sikkens. Не скрою, поначалу наличие шести различных отвердителей, трех растворителей, да еще и специальных добавок, ускорителей и заменителей для одного и того же семейства лаков серии MS показалось нам просто блажью. Однако именно эта широта выбора компонентов позволила добиваться великолепного розлива лака и отсутствия перепыла при температуре +45.
Осенью после московского "Автосалона" мы начали тесное знакомство с покрасочной системой немецкой фирмы MIPA. В первую очередь нас привлекла существенно более низкая цена, чем на другие аналогичные материалы, произведенные в Германии. К настоящему времени мы накопили значительный опыт применения нескольких материалов этой фирмы, в частности, эпоксидного и акрилового грунтов, МS- и HS-лаков и некоторых других. Это, безусловно, продукты традиционного немецкого качества, и работа со многими из них не составит труда для людей, уже имевших дело с немецкими красками.
Мы уже внедрили различные технологии покраски, которые отвечают требованиям как обладателей коллекционных автомобилей, так и владельцев «жигулей». То, что избранный нами путь верен, подтверждает и успех других «демократичных» сервисов.
Представим еще один из них - сервисный автомобильный центр «Красногорск». Построенный в 1994 году на базе гаража на 15 мест общей площадью 800 м2, сервис выполняет техническое обслуживание и ремонт любых автомобилей.
Но его специализацией является восстановление автомобилей после аварии. Покрасочный участок занимает площадь порядка 150 м2, имеется шведская покрасочная камера фирмы Pivab размерами 7х4 с высотой 2,55 м. Пневмосеть построена на основе двух поршневых компрессоров Бежецкого завода производительностью 1 м3/мин каждый с ресиверами объемом около 1 м3.
Пневмосеть разведена по всему сервису; воздух, подаваемый в малярное отделение, проходит через криогенный осушитель и дополнительно фильтруется двухступенчатым фильтром фирмы SATA. Всю историю этого сервиса можно разделить на два этапа: до кризиса и после. Несмотря на то, что миксер для приготовления краски Sikkens был куплен в самом начале существования сервиса, покрасочная система Sikkens как сумма материалов и технологических приемов последовательно не применялась. Использовалась «мокрая» технология с большим количеством ручных операций. Но общий контроль качества осуществлялся строго, что обеспечивало репутацию средней станции, работающей на достаточно хорошем уровне.
Кризис, безусловно, обострил конкуренцию, заставил снизить цены, и работа по-старому стала невозможна. Резкие изменения к лучшему произошли с приходом новых руководителей, которые в полной мере использовали рекомендации специальной программы фирмы «АкзоНобель» по повышению эффективности и прибыльности производства. Внедрение сухой механической шлифовки, осуществляемой с помощью пневмошлифовальных машин трех типов, резко повысило производительность труда.
А использование технологических карт Sikkens при подготовке поверхностей свело к нулю брак. Применение всей гаммы материалов Sikkens от тонких доводочных шпатлевок до самых современных грунтов позволило все предпокрасочные работы, включая грунтование, проводить вне камеры. Введение двух систем качества - «стандарт» и «люкс» - позволило с высокой экономической эффективностью ремонтировать как иномарки, так и российские машины.
Остановимся только на технологии, применяемой при ремонте автомобилей ВАЗ-21010. Таких машин на станции много. Устанавливаемая на автомобиль новая деталь шлифуется шкуркой Р120, затем покрывается одним тонким слоем коррозионно-защитного грунта Washhprimer CR и через 15 минут естественной сушки покрывается с помощью покрасочного пистолета фирмы Sharpe грунтом выравнивателем Autocryl Filler 3+1. Эти операции производились на наших глазах вне покрасочной камеры. При этом перепыл во время нанесения практически не образуется, хотя средства индивидуальной защиты органов дыхания, конечно же, нужны. Через 3-4 часа естественной сушки деталь последовательно шлифуется шкурками Р220, Р320, Р400, Р500. Целиком подготовленная деталь окрашивается в камере двухслойной системой «база + прозрачный лак».
Применение грунта Washhprimer CR не обязательно при работе по системе качества «Стандарт»,так как и без него покрытие обладает достаточной стойкостью.
Некоторые сложности в покраске возникают при работе с «волгами» и некоторыми другими автомобилями, для которых новые элементы поставляются без заводского грунта - "в белом металле". Как правило, детали покрыты жировой пленкой, не удаляемой обычными растворителями.
О высоком качестве работ станции говорит тот факт, что здесь появляется все больше и больше машин, ремонт которых оплачивают страховые компании.
В заключение статьи мы очень кратко расскажем о работе сервиса, который занимает всего два сдвоенных гаражных бокса. В одном из них расположен кузовной участок, в другом - малярный. Здесь работают настоящие российские умельцы. Достаточно сказать, что большая часть деталей профессионального, фирменного кузовного стенда, включая специальные крепления для автомобилей "Мерседес", изготовлена самостоятельно. Есть даже самодельный стапель-кондуктор для растяжки рам джипов. Специализацией этого сервиса является ремонт так называемых «отказных» машин последних лет выпуска, то есть машин, ремонт которых на фирменном сервисе стоит чуть ли не дороже новой автомашины. Вот, скажем, пример такого автомобиля: «джип» после двух переворотов и последующего столкновения с мачтой уличного освещения.
Но самое главное, что качество ремонта здесь таково, что еще не было случая, чтобы новому или старому владельцу автомобиля, отремонтированного здесь, при последующем обслуживании на лучших сервисах Москвы указали на какой-то дефект его машины. На весьма скромных площадях разместились покрасочная камера, пневмосеть и миксер для приготовления красок Sikkens. Покрасочная система применяется здесь в полной мере по технологии "люкс" без малейших отклонений. Интересно отметить, что маляры - люди в возрасте до 25 лет, и еще полтора года назад они не знали, как говорится, в какой руке держать покрасочный пистолет. Это, пожалуй, самый яркий пример того, как энтузиазм людей, помноженный на системный подход, творит чудеса. О том, что мы конкретно подразумеваем под магическими словами - "лакокрасочная система" и "системный подход", мы расскажем в следующем материале.
|