на главную
Журнал "АБС Авто"
|архив|

ЗЕРКАЛО ПРОГРЕЛОСЬ, МОЖНО ЕХАТЬ!

АЛЕКСЕЙ БУРМИСТРОВ

Зеркало иномарки - сложный прибор, включающий в себя систему подогрева, защиту от ослепления. Его удобно и просто регулировать. К сожалению, отечественные автомобили, даже дорогие модели, комплектуются примитивными зеркалами. И, если вы заботитесь об удобстве и безопасности, конечно, установите другие зеркала. В России зеркала с подогревом выпускает Петербургское НПК "Политех".

Система обогрева обеспечивает таяние снега и льда на поверхности зеркала при любом морозе. Обогрев сохраняет поверхность чистой в дождь и туман, уничтожает брызги влаги, попавшие при движении по мокрой дороге. Для решения этой задачи в конструкцию зеркал вводится специальный резистивный элемент, он питается от бортовой сети. Температура поверхности превышает температуру окружающей среды на 50-70 градусов.

Чтобы ускорить время прогрева и снизить расход электроэнергии, нагревательный элемент устанавливают в непосредственном контакте с отражающей поверхностью.

Есть три способа обогрева зеркал.

Простейший - вставить внутрь зеркала проволоку из резистивного сплава. Однако проволочную спираль необходимо изолировать, что приводит к росту теплового сопротивления, значит, снижает эффективность и равномерность прогрева.

Второй тип нагревателя по конструкции похож на первый. Но здесь резистивный элемент выполнен методом трафаретной печати проводящими пастами на тонкой полимерной пленке. Соответственно, толщина проводников и интервал между ними меньше. Это позволяет избежать недостатков первого типа нагревателя. Проблема лишь в том, что печатные проводники изготавливают из серебра, и такой обогреватель весьма дорог.

Общей чертой таких систем обогрева является то, что нагревательный элемент вводится в конструкцию зеркала, как дополнительное устройство.

Оригинальную и эффективную систему обогрева разработали специалисты НПК "Политех". Конструкция и технология изготовления таких зеркал защищена двумя патентами. Особенность их системы обогрева в том, что нагревательный элемент формируется непосредственно на обратной стороне стекла отражателя, в виде сплошного покрытия, нанесенного методом вакуумного напыления. Такой элемент может выполнять функцию зеркального слоя, при этом реализуются дополнительные свойства зеркал, в частности, антиослепляющее действие. Резистивное свойство материала нагревательного элемента (покрытия) в сочетании в его полным контактированием с поверхностью стекла обеспечивает быстрый и равномерный обогрев зеркала при низком потреблении электроэнергии (всего 15-20 Вт).

Антиослепляющее покрытие. От него напрямую зависит безопасность. Различают механические, электрооптические и спектральные способы защиты от ослепления. Механические предполагают изменение коэффициента отражения зеркала. Пример - переключение положения "день-ночь" в зеркалах с клиновидным отражателем.

В электрооптических зеркалах используются элементы с переменной прозрачностью Между двумя слоями стекла помещают жидкокристаллический материал, измеритель освещенности и электросхему управления. Если измеритель фиксирует ослепляющий фактор, схема управления подает на жидкокристаллический слой разность потенциалов. Ориентация кристаллов меняется, увеличивается прозрачность слоя. В результате часть света, попавшего на зеркало, проходит сквозь слой, и общая яркость изображения снижается. К этому типу относятся и зеркала на основе фотохромных стекол.

Оба описанных способа защиты стоят дорого. Первый из-за сложности изготовления стеклянного клина, наличия механических узлов и деталей. Второй - из-за высокой стоимости используемых материалов.

Спектральные средства защиты основаны на особенностях нашего зрения и заключаются в особом подборе спектра зеркала.

У человека два типа зрения: дневное и ночное, каждое из которых независимо. Ночное зрение смещено в коротковолновую область спектра. Подбирая спектральную характеристику коэффициента отражения зеркала, можно добиться того, что при ослеплении одного типа зрения другой остается в работе.

Желтое зеркало отражает длинноволновую (красную и желтую) часть спектра, но подавляет отражение в коротковолновой (голубой) области. Если ослепляющий фактор отсутствует, изображение воспринимается обоими типами зрения. Таким образом, ночной тип зрения оказывается защищенным. "Голубые" зеркала защищают световой механизм зрения. Принцип их действия аналогичен описанному выше. «Голубые» зеркала в настоящее время получили большее распространение.

Однако ночной механизм зрения обладает более высокой чувствительностью, поскольку приспособлен различать предметы в условиях низкой освещенности. Поэтому при движении в темное время суток именно этот механизм дает наибольшую информацию о расположении и форме предметов в поле зрения водителя.

Повышенная четкость. Многие водители замечали, что даже несколько капель дождя, попавшие на зеркало, делают отражаемые в нем предметы плохо различимыми (размытыми). Почему так происходит? Дело в том, что обычно отражающий слой наносят на внутреннюю сторону стекла и покрывают защитным слоем. Это делается для того, чтобы предохранить отражающий слой от воздействия внешних факторов. В результате водитель видит удвоенное количество капель: на внешней поверхности стекла зеркала и отображенное от отражающего слоя. Но даже и на чистом, сухом зеркале, кроме основного отражения имеется слабый второй контур, как следствие отражения от внешней поверхности стекла. Технология вакуумного напыления позволяет получить отражающий слой, имеющий отличные адгезионные и когезионные свойства, то есть хорошо «приклеивающиеся» к подложке (стеклу) и, имеющий высокие значения прочности и твердости. В результате появилась возможность наносить отражающий слой на наружную поверхность стекла, что исключает появление двойного отражения.

Узнать, каким отражателем укомплектовано зеркало просто: достаточно прикоснуться, например, кончиком шариковой ручки к стеклу и посмотреть есть ли промежуток между отражаемым и отраженным шариком. Если нет, значит, отражающий слой нанесен со стороны смотрящего, то есть на наружной поверхности стекла.

Управление зеркалом. На автомобилях иностранного производства положение зеркала регулируется с помощью электропривода. Правда, это относится к автомобилям среднего и высшего класса. На более дешевых автомобилях такие зеркала предлагаются, как опции. В базовой комплектации такие машины идут с зеркалами, регулируемыми из салона вручную, с помощью тросового механизма.

Автомобили, сходящие с конвейеров российских заводов, к сожалению, имеют зеркала с рычажным механизмом управления. Но на рынке автозапчастей и аксессуаров предлагаются зеркала с тросовым механизмом управления, как зарубежного производства, адаптированные к российским автомобилям, так и отечественного, спроектированные специально для конкретных моделей. В продаже имеются зеркала на модели ВАЗа (ВАЗ-2104, 2105, 2107, ВАЗ-2108, 2109, 2113 ("Нива"), а также на "Волгу" (ГАЗ- 3102, 31029, 3110).

Чтобы разобраться, почему на иномарках тросовый механизм управления зеркалом заменил рычажный, надо ответить на вопрос: "Каким требованиям должно отвечать зеркало"? Во-первых, оно должно "правильно отражать", о чем было сказано выше. Во-вторых, оно не должно портить аэродинамических характеристик и нарушать общий дизайн автомобиля. И, в-третьих, оно обязано быть эргономичным, то есть обеспечивать хороший обзор с места водителя, иметь удобную и "послушную" регулировку. Если выполнение первого требования никак не связано с конструкцией механизма регулировки зеркалом, то выполнение остальных в значительной степени зависит от нее.

Рычажный механизм управления зеркалом состоит из системы рычагов и жестких тяг, соединенных шарнирами. В силу особенностей такой конструкции в ограниченном пространстве, которое имеется для размещения в нем механизма управления, трудно создать его оптимальную кинематику. Поэтому приходится принимать компромиссное решение. В результате такое зеркало не всем водителям удобно регулировать: или далеко, в неудобном месте, расположен рычажок управления и приходится прилагать к нему значительные усилия для достижения крайних положений регулировки, или жертвовать безопасностью, сужая диапазон регулировок положения зеркала. Кроме того, большое количество шарниров в механизме делает проблематичным жесткое позиционирование зеркала из-за люфтов, возникающих в процессе эксплуатации. Этих недостатков, характерных для рычажной схемы управления зеркалом, удалось избежать, применив для регулировки систему тросиковых гибких тяг. Такие тяги (тяги Боде) известны давно. Например, в автомобилях "Жигули" с помощью тяги Боде регулируется положение воздушной заслонки карбюратора. Механизм управления зеркалом, использующий систему гибких тяг, состоит из двух сферических шарниров: в узле управления зеркалом и его поворотной части, соединенных между собой тремя гибкими тягами. Шарнир поворотной части выполнен самоподжимающимся, в узле управления внутренний шар поджимается к наружному с помощью пружины. Такая конструкция в сочетании с правильным подбором материалов для изготовления шарниров и тяг, делает регулировку точной и плавной в широком диапазоне положений зеркала. При этом узел управления можно расположить в удобном для водителя месте.

Зеркала с электроприводом. Любителям особого комфорта можем порекомендовать зеркала с электроприводом. Здесь регулировка осуществляется джойстиком, расположенным в непосредственной близости от водителя.

Электропривод обеспечивает дистанционную регулировку положения, что особенно удобно для правого зеркала, к рычагу регулировки которого приходится тянуться через весь салон. Органы управления располагаются вблизи водительского места, отражающий элемент приводится в движение спаренными электродвигателями, обеспечивающими поворот по двум осям. Единственный его недостаток - высокая стоимость.

В России зеркала с электроприводом выпускаются в малых количествах и используются, как правило, тюнинговыми фирмами.

фото
фото
Отражающий элемент с пленочным нагревателем - вид сзади (снизу) и отражающая поверхность (сверху).
оглавление этого номера


Структура сайта
|каталог авторемонтного оборудования и материалов| |новинки рынка| |наши рекомендации| |заказ-заявки| |распродажа| |реестр фирм| |правительственная программа| |партнеры|
|подписка| |анонс нового номера| |архив| |для рекламодателей| |сотрудники|
|ремонт и эксплуатация авто| |автосервисы| |путеводитель по автоинтернету| |библиография статей| |СМИ авто|
|новости| |выставки, семинары и тд.| |ищем партнёров в России| |предложения о сотрудничестве| |конференция|
|диагностика| |ремонт подвески| |ремонт двигателя| |кузовной ремонт| |покраска| |как нас найти| |отвечают мастера| |установка дополнительного оборудования|
|инструмент| |автохимия| |масла| |антикоры| |доп.оборудование Webasto| |сопутствующие товары| |материалы для шиноремонта| |для корпоративных клиентов| |отвечают продавцы| |как нас найти|
|условия продажи| |бланки запросов| |прайс-лист| |мелкооптовые заказы| |отвечают менеджеры| |как нас найти|
|новые авто| |авто с пробегом| |оформление заказа| |страхование| |как нас найти|
|мото| |аксеcсуарика| |интернет-ресурсы| |мотоконференция|
Материалы сервера могут быть использованы только с письменного разрешения ООО "ИТЦ АвтоБС"©