В предыдущем номере журнала мы затронули тему образования и борьбы с отложениями различного характера в тех или иных частях или компонентах современного двигателя. Сегодня речь пойдет об очистке форсунок - важнейшего элемента системы подачи и дозирования топлива.
Существуют три распространенных способа борьбы с отложениями, накапливающимися в распылительной части форсунок. Два из них относятся к «безразборным», т.е. не требуют демонтажа форсунок с двигателя. С них мы и начнем.
Вариант первый - самый доступный и простой. Времени на эту процедуру требуется всего несколько минут, поскольку все, что необходимо сделать, - это залить в бензобак специальную добавку типа Fuel Injector Cleaner (т.е. очиститель форсунок). А вот самого результата придется ждать довольно долго, пока не израсходуется полный бак бензина. Причем ждать полагается с некоторым беспокойством, потому что результат может быть как положительным, так и отрицательным.
Способность подобных добавок «общего пользования» очищать форсунки проверена на практике и не подвергается сомнению. Только их «победному шествию» по автомобильному миру мешают два обстоятельства. К примеру, они не способны бороться с «запущенными» форсунками, т.е. могут помочь только на ранней стадии загрязнения. Другое обстоятельство гораздо серьезнее. Упомянутые добавки не могут работать избирательно. Их первой жертвой становятся отложения, скопившиеся в бензобаке. Смытые со стенок и днища бака, они поступают в топливный насос и далее к топливному фильтру, в топливную рейку к форсункам со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому, несмотря на изобилие такого рода жидкостей на прилавках, при малейшем сомнении в чистоте топливного бака лучше от такой очистки воздержаться.
Если спросить у работников СТО мнение об этих добавках, то можно было бы их и не упоминать вовсе - и так все ясно. Однако мы все же затронули эту тему. По той простой причине, что считаем: последняя точка в этом вопросе еще не поставлена, и, вероятно, это будет темой отдельного разговора в одном из будущих номеров журнала.
Второй вариант очистки по праву получил наибольшее распространение в сервисной практике. Форсунки здесь также не демонтируются. На вход штатной топливной рейки (или моноблока дроссельной заслонки на автомашинах с системой центрального впрыска) под заданным давлением подается специальная очищающая жидкость (в дальнейшем - сольвент). Штатная система при этом либо отключается (снимается электрическое питание бензонасоса), либо «закольцовывается» (т.е. подающий и обратный топливопроводы соединяются специальным шлангом-адаптером). Двигатель запускается и работает как обычно, с той лишь разницей, что через форсунки в камеры сгорания вместо бензина поступает сольвент - он является одновременно и очистителем, и топливом.
Существуют два способа подачи сольвента к форсункам. Первый способ практически дублирует штатную систему топливоподачи, только роль бензобака и бензонасоса играют соответственно бачок-резервуар и насос специальной установки. Такая установка имеет подающий и приемный шланги, т.е. является двухконтурной, и работает от бортового напряжения обслуживаемого автомобиля. Таким образом, обеспечивается циркуляция сольвента и эффективная очистка топливной рейки и регулятора давления.
Второй способ проще. Сольвент подается только на вход топливной рейки, а линия обратного слива (если она есть) просто глушится. Впрочем, делать это вовсе не обязательно, если немного уменьшить давление подачи сольвента. Кстати, в этом случае экономится немало времени. Все одноконтурные установки работают от сжатого воздуха, поэтому гораздо дешевле своих двухконтурных собратьев. Однако при использовании одноконтурной установки воздействию сольвента не подвергается запорный клапан регулятора давления. Кроме того, очень сложно или просто невозможно провести очистку системы непрерывного дозирования K и KE-Jetronik (для этого обязательно требуется наличие контура обратного слива).
Но как бы то ни было, а главной целью является очистка форсунок. С этой точки зрения способ подачи сольвента (и соответственно тип применяемой установки - одно- или двухконтурная) не имеет решающего значения. Главным звеном в системе было, есть и будет качество самого сольвента.
Необходимо особо выделить следующий момент: данная технология, кроме высококачественной очистки форсунок, в принципе позволяет в едином технологическом цикле обеспечить полную или частичную (в зависимости от степени загрязнения) очистку тарелок впускных клапанов, прилегающих к ним впускного коллектора, камеры сгорания и даже кислородного датчика и катализатора. Но лишь при одном условии - если используется действительно высококлассный сольвент. На рынке таких продуктов - единицы. Недаром фирмы-производители держат состав своих сольвентов в строжайшей тайне.
Важным преимуществом описываемой технологии является возможность использования подающих установок как одно-, так и двухконтурных для проведения диагностических работ. Например, в тех случаях, когда автомобиль имеет проблемы с пуском. Если таковые связаны с неудовлетворительной работой штатной системы топливоподачи или с низким качеством топлива, подача заведомо качественного бензина от внешнего источника позволяет быстро запустить двигатель и локализовать источник неисправности.
Что касается времени, необходимого для полной очистки форсунок, то на все уходит обычно 1-1,5 часа. Что, конечно, гораздо больше, чем в первом упомянутом нами варианте. Зато результат очистки можно оценить сразу после ее окончания. Это может быть сделано как объективными измерениями (например, по составу отработанных газов), так и субъективно, при пробной поездке.
И, наконец, вариант третий - со снятием форсунок. Он предполагает использование специальной ультразвуковой установки. Снятые с двигателя форсунки погружаются распылительной частью в ванну с ультразвуковым излучателем. Ванна, в свою очередь, заполняется чистящим сольвентом. Затем на форсунки от специального встроенного генератора подаются управляющие импульсы (т.е. форсунки работают примерно так же, как и на реальном автомобиле), и включается ультразвуковой генератор. Процесс очистки длится обычно около получаса, а вот для демонтажа и последующей установки форсунок (особенно на современных многоцилиндровых двигателях) может потребоваться 1,5-2 часа и даже более.
Важным преимуществом ультразвуковых установок является возможность контроля как пропускной способности, так и формы факела распыления форсунок, причем на различных режимах по частоте повторения и длительности управляющих импульсов. Для этого форсунки опускаются в мерные мензурки и тестируются на различных режимах (при этом через них протекает специальная технологическая жидкость). Можно проверить и герметичность запорного клапана, для чего на форсунки подается повышенное давление. Таким образом, имеется возможность оценить все основные параметры форсунки до и после промывки и сразу сделать единственно правильный вывод о целесообразности продолжения их эксплуатации на автомобиле.
Еще одна приятная «мелочь» - производители подобной техники предлагают своим клиентам достаточно полную номенклатуру расходных материалов, к которым в данном случае относятся уплотнительные кольца форсунок и верхние фильтры. Так что после очистки (если она прошла успешно) форсунка становится почти как новая.
Эффективность данного способа самая высокая из всех рассматриваемых. Ультразвуковая очистка - это, как говорится, последняя инстанция. Если форсунка не очистилась на «ультразвуке», дорога ей одна - в мусорное ведро (хотя в полной мере это относится только к электромагнитным форсункам). Возникает вопрос: а насколько технология ультразвуковой очистки эффективнее технологии принудительной подачи сольвента? Всеобъемлющей статистики по этому вопросу пока собрать не удалось, но есть достаточно надежные данные, полученные опытным путем. Эти данные свидетельствуют о том, что форсунки, не «поддающиеся» полной очистке при использовании «безразборной» технологии (а такие случаи составляют не более 3-5% от общего количества), имеют весьма немного шансов улучшить свои характеристики при повторной очистке на «ультразвуке». Если говорить более конкретно, то у большинства форсунок, подвергшихся повторной ультразвуковой очистке, не зафиксировано сколько-нибудь заметных улучшений параметров.
Подведем некоторые итоги. Первый вариант - добавки в топливо - дает весьма невысокую эффективность очистки. Поэтому кроме как для частного использования и, в основном, в профилактических целях его применять не рекомендуется. И то, если бензобак чистый.
Второй вариант - с принудительной подачей сольвента, - несомненно, обладает высокой эффективностью очистки. И может быть рекомендован для всех без исключения СТО. Независимо от их размера и имиджа.
Третий вариант, безусловно, обладает максимально возможной эффективностью. Но слишком высокая стоимость установки (свыше 6000 долл. США) и отдельное помещение для нее из-за вредного воздействия ультразвука позволяют рекомендовать данный способ только для больших СТО или спецмастерских, где имеется стабильный поток автомашин или «подпитка» форсунками с других сервисов. В противном случае приобретенное оборудование будет иметь чрезмерно большой срок окупаемости.
|