Несколько тяжеловесно для названия статьи, но, как говорится, "из песни слова не выкинешь". А наша сегодняшняя "песня" - об одном из характерных представителей семейства автоматических трансмиссий классической компоновки.
В педагогике часто используется прием - осваивать новый материал на примере классических произведений, несущих в себе характерные черты явлений, событий, жанров. Их нередко называют хрестоматийными. Есть своя хрестоматия и в технике, в частности в мире автоматических трансмиссий.
По мнению специалистов, обслуживающих автоматические коробки, изделие под серийным номером ZF 4 HP-22 является хрестоматийным произведением конструкторской мысли. Попробуем пояснить, почему это так.
"Героиня" повествования была разработана в начале 80-х годов и предназначалась для оснащения заднеприводных автомобилей с рабочим объёмом двигателя 2-3 литра. Коробки устанавливались на автомобили марки BMW, Peugeot, Alfa Romeo, Lincoln (Mark) и Jaguar.
Ремонтники единодушны во мнении, что коробки этого типа самые "живучие". При грамотной эксплуатации их ресурс может превышать 300 000 км, то есть сравним c продолжительностью жизни автомобиля.
Надежность коробки в целом определяется надежностью ее основного элемента - редуктора. Редуктор коробки ZF 4 HP-22 - классической компоновки, построенной на основе планетарного ряда Симпсона.
Планетарный механизм Симпсона, состоящий из двух групп шестерен-сателлитов, часто называют двойным рядом. Обе группы сателлитов, каждая из которых вращается внутри своей коронной шестерни, объединены в единый механизм общей солнечной шестерней.
Планетарный ряд такой конструкции обеспечивает три ступени изменения передаточного отношения. Для получения четвертой, повышающей, передачи последовательно с рядом Симпсона установлен еще один планетарный ряд.
Высокий ресурс автомата определяется именно таким схемным решением. Оно способствует тому, что все силовые элементы редуктора в процессе работы имеют примерно равную загрузку и, соответственно, равномерный износ.
Мы недаром назвали данное схемное решение классическим. Подтверждением этому может служить тот факт, что оно также было использовано в конструкции большого числа других автоматических коробок. Среди них можно упомянуть коробки серии A4 LD, устанавливаемые на Ford Scorpio, AW 03-71 для Volvo, Mitsubishi Pajero, заднеприводных автомобилей Toyota и многие другие. Основным их отличием является положение планетарного ряда повышающей передачи, который может располагаться как до, так и после двойного ряда Симпсона.
Итак, мы уяснили, что редуктор данной коробки имеет типичную схему и отличается высокой надежностью. Что можно сказать о прочих компонентах этой автоматической трансмиссии?
Гидротрансформатор устроен также традиционно, без излишеств. Три основных элемента конструкции (турбина - насос - реактор), дополнены сцеплением, блокирующим гидротрансформатор при движении автомобиля на повышенной передаче.
Первоначально блок управления коробки ZF 4 HP-22 родился как чисто гидравлическое устройство, в котором присутствовали такие характерные элементы управления, как центробежный и силовой регуляторы давления. Впоследствии в нем все в большей степени стали применяться электронные компоненты.
Вначале электроника взяла на себя контроль над переключением с третьей на четвертую передачу. Затем, приблизительно с 1986 года, она стала переключать все передачи и осуществлять регулирование давления в магистралях. В 1989 году все управление работой АКПП было возложено на единое электронное устройство - компьютер.
Одновременно были упразднены силовой и центробежный регуляторы, но при этом все силовые исполнительные механизмы остались чисто гидравлическими.
Техническая идея, особенно если она действительно удачна, живет достаточно долго, претерпевая прогрессивные изменения. Так случилось и с этой схемой, в различных модификациях, применяемой и сейчас, прежде всего в трансмиссиях "тяжёлых" заднеприводных автомобилей.
Можно предположить, что в недалёком будущем ее ждет модернизация, направленная на обеспечение пятиступенчатой работы. Это опять же традиционное направление развития автоматических трансмиссий, призванное повысить их экономичность.
Такими техническими решениями обеспечивается высокая надежность автомата, о котором сегодня идет речь, что, безусловно, позволяет отнести его к классическому представителю многочисленного семейства АКПП.
Далее неминуемо должен возникнуть вопрос: коль так надежна описанная выше классика, стоит ли искать и применять альтернативные конструктивные схемы? Ответ прост: каждая конструкция хороша для определенных условий применения. Изменение требований к конструкции, например, с точки зрения уменьшения ее стоимости или минимизации продольных габаритов (что характерно для переднеприводных трансмиссий), приводит к необходимости поиска иных решений. Каких?
Об этом - в следующих публикациях.
|