Тема профессиональной окраски освещается на страницах нашего журнала более полугода. За это время мы познакомили читателей с опытом работы малярных участков самых различных автосервисов и рассказали о некоторых приемах подготовки поверхности автомобиля под окраску. Судя по отзывам читателей, тема, затронутая в статьях, сегодня является актуальной. Читатели задают много вопросов, подсказывают темы будущих статей. Безусловно, все пожелания будут учтены в нашей последующей работе. Но на один вопрос, который задается чаще всего, следует ответить уже сегодня: чем объясняется то, что во всех статьях упоминаются материалы трех систем - Du Pont, Sikkens и Mipa.
Формально на этот вопрос можно ответить очень коротко: да потому, что именно эти три системы используются в работе "АБС-сервиса" и автор имеет личный опыт работы с этими материалами. Ответ верный, но не полный. Слишком много усилий было затрачено на изучение всех существующих на российском рынке лакокрасочных материалов. Начнем по порядку.
Три года назад в качестве основной окрасочной системы для "АБС-сервиса" была выбрана система Du Pont - единственная на рынке система, позволяющая комбинированием входящих в нее различных связующих готовить разного типа эмали: для однослойных и двухслойных покрытий, обычные (UNO) и с повышенным сухим остатком (HS). Преимущества этой биндерной системы хорошо известны: широкие возможности, точный подбор цвета и малый расход пигментов. Естественно, все остальные расходные материалы (грунты, шпатлевки) также входят в систему Du Pont. Однако у биндерных систем существуют и недостатки, главный из которых - наличие большого количества редко или в малых количествах применяемых пигментов, срок хранения которых ограничен, и пигменты могут подлежать замене до того, как их используют полностью. В последнее время существенно повысился объем работ по ремонтной окраске панельных деталей, и перед малярами все чаще встают отнюдь не серийные задачи. В этих случаях становятся предпочтительней иные, более гибкие, системы, примером которых может явиться голландская система Sikkens. Впервые мы познакомились с ней в июне прошлого года, в это время столбик термометра в Москве показывал около +30oС, а температура в камере при окраске достигала +50oС. Материалы Sikkens за счет наличия в системе сверхмедленных растворителей, отвердителей, пластификаторов и в этих "африканских" условиях показали великолепный розлив и отличную обрабатываемость, обеспечивающую идеальное качество поверхности. Именно гибкость системы, позволяющая с одинаковым успехом применять ее в условиях фирменных сервисов, таких, как "Автомобили - Звезда Руси" или "Мерседес-Бенц-ЛогоВАЗ-Беляево" и в самых не приспособленных для окраски условиях, обеспечила широкое распространение системы в России. На своем опыте мы убедились, что достоинства системы Sikkens позволяют решать любые задачи, возникающие на практике, включая самые экзотические, например, перекрасить элемент уже покрашенной алкидной эмалью, не удаляя ее.
Казалось бы, работая с этими двумя окрасочными системами, можно было бы и успокоиться. Но нет. Жизнь подкидывает все новые задачи, требующие нетривиальных решений. Одной из таких задач является необходимость ремонта российских машин, покрашенных "металликом" и "перламутром". Ладно бы "десятки", цена которых сравнима со стоимостью подержанной иномарки, но теперь "металликом" красят "москвичи" и "шестерки", для владельцев которых стоимость расходного материала в 20-40 долл. США за панельный элемент абсолютно неприемлема. Выходом из создавшегося положения явилось применение готовых эмалей Mipa, включающих всю ВАЗовскую цветовую гамму по цене 10-15 долл. США за литр. Да и миксерная система Mipa с соответствующими грунтами позволяет существенно сократить стоимость работ. Mipa - очень молодая система, и некоторые ее "детские болезни", как, например, слабая информационная поддержка и меньшее количество цветовых образцов, со временем пройдут, однако традиционное немецкое качество всех материалов системы Mipa уже в наличии.
Конечно, мы не могли пройти мимо этих материалов. Так на "АБС-сервисе" появился еще один миксер для приготовления эмалей Mipa.
Ответив на вопрос читателей, сформулированный в начале статьи, можно продолжить разговор о подготовке поверхности под окраску. Сегодня речь пойдет о грунтах, накладываемых после антикоррозийных и служащих для выравнивания поверхности, защите предыдущих слоев и улучшения адгезии с эмалями. В каждой системе имеется основной акриловый грунт, решающий эти задачи. Познакомимся с его свойствами на примере поистине уникального материала Autocryl Filler 3+1 фирмы Sikkens. За 15 лет производства этот продукт доведен до совершенства. Маляры называют такие материалы беспроблемными, так как они "прощают" достаточно грубые ошибки при нанесении. Однако следовать технологической инструкции необходимо. С ней мы сейчас детально познакомимся. Быстротвердеющий двухкомпонентный грунт - выравниватель готовят, смешивая основу собственно грунта и отвердителя в пропорции 3:1. При применении окрасочного пистолета с диаметром сопла 1,8-2,0 мм состав можно наносить слоями 50-60 мкм общей толщиной до 180 мкм. Гарантируется отсутствие подтеков при выдержке между наносимыми слоями 5-10 минут. Имея высокий сухой остаток, сравнимый с HS материалами, грунт обладает теоретической укрывистостью 8 м2 на 1 литр неразбавленного продукта при толщине наносимого слоя около 60 мкм. Реальная укрывистость, естественно, зависит от формы и размеров детали и от типа окрасочного оборудования. Нужно отметить, что грунт мало "пылит" при рабочих давлениях воздуха 2-4 бар. Далеко не всегда столь толстые слои необходимы, поэтому в грунт можно добавить до 30% стандартного растворителя "1.2.3 Thinner". В этом случае достигается толщина слоя около 40 мкм, при уменьшении диаметра сопла до 1,5 мм. При необходимости грунтования больших поверхностей, для увеличения срока годности состава после смешивания до 4 часов применяется специальный растворитель Autocryl Thinner 3+1. В этом случае тонкая фактура полученной поверхности почти не требует последующего шлифования. Грунт может наноситься практически на все отделочные покрытия, включая термопластичные и "мягкие акриловые". В последнее время все чаще встречаются автомобили с заводской окраской пониженной твердости. В первую очередь это касается моделей, имеющих низкорасположенную переднюю панель: спортивные "доджи", некоторые "опели", "ауди", "мерседесы". Делается это для защиты деталей автомобиля и снижения аэродинамического сопротивления. Естественно, владелец автомобиля не знает, что панель покрашена эмалью с высокой эластичностью для повышения стойкости против скалывания. Однако при применении обычных ремонтных систем окраски (особенно при частичном ремонте) неизбежно возникает дефект, известный под названием "оконтуривание", при котором границы ремонтного участка через некоторое время после окончательной окраски становятся хорошо различимы в виде тонкой, иногда зазубренной линии. Для предотвращения этого дефекта на зашпатлеванный участок широким пятном наносятся два слоя Washfiller 590. И через 20 минут меньшим пятном наносится грунт Autocryl Filler 3+1. Все переходы тщательно расшлифовываются. Промежуточный слой грунта компенсирует разницу коэффициентов теплового расширения между слоями и оконтуривание не наблюдается даже на капотах, которые в процессе эксплуатации подвергаются значительным перепадам температур. Наилучший результат достигается, если сначала нанести тонкий слой грунта-выравнивателя Washfiller 590. Естественно, выравниватель можно наносить на травящие и эпоксидные грунты, полиэфирные шпатлевки, слоистые пластики, а главное - на стальные и другие металлические поверхности.
Окисленные поверхности, а также цинковые и алюминиевые панели должны быть подготовлены особенно тщательно. Вообще, подготовке поверхности требуется уделять повышенное внимание. К примеру: полиэфирные шпатлевки зачищаются шлифовальной бумагой не крупнее, чем Р-280, сталь - Р-80-180, а старые эмали - Р-280 - Р-400. Применение более крупных шлифовальных материалов недопустимо, так как при усадке грунта на готовом элементе могут проявляться риски. Применение более мелкого материала нежелательно из-за снижения сцепления между слоями. Способность грунта заполнить без усадки царапины нередко ускоряет процесс подготовки поверхности. Скорость зачистки шпатлевки шлифовальной бумагой Р-180 - Р- 280 (в случае 3+1 Sikkens) в несколько раз выше, чем при использовании шлифовальной бумаги Р-400 - Р-600, используемой при применении грунтов некоторых других фирм. После нанесения грунт необходимо высушить при комнатной температуре в течение четырех часов или при повышенной (45 мин при 40oC и 30 мин при 60oC). Допускается также инфракрасная сушка. Стоит отметить, что любые грунты, допускающие инфракрасную сушку, обладают очень полезным свойством при работе в обычной сушильной камере. Они не закипают при высоких температурах, а ведь часто при сушке целиком загрунтованного кузова температура крыши существенно превышает заданные 60oC. При окраске пластиковых деталей эластичность грунта может быть существенно повышена с помощью универсального пластификатора Elast-O-Actif. Для этого поверхность пластика обрабатывается антистатическим обезжиривателем, зачищается, еще раз обезжиривается и покрывается специальным грунтом Plastoflex Primer, обеспечивающим высокую адгезию к пластмассам и грунтам-выравнивателям. При необходимости для создания лучшей укрывистости грунт Autocryl Filler 3+1 можно колеровать, добавляя до 10% эмалей Autocryl. Это очень важно, так как в последнее время наблюдается тенденция к использованию для окраски автомобиля все более прозрачных эмалей. Действительно, эффект "металлик", "перламутр", "хамелеон" создается за счет добавления в эмали металлических, слюдяных или стеклянных частиц. Указанные эффекты усиливаются с увеличением глубины проникновения света в слой эмали. Естественно, необходимо, чтобы весь слой эмали был прозрачным, а следовательно, на ее внешний вид начинает влиять цвет, находящийся под ней. Вообще для многих заводских цветов требуется определенный цвет подложки. В большинстве случаев его получают, колеруя грунт 3+1. В ряде случаев, если требуется более "глубокий" цвет, используют грунт Sikkens Colorbuild, который выпускается шести цветов, совпадающих с цветами заводских праймеров. Еще несколько продуктов окрасочной системы Sikkens заслуживают краткого рассмотрения. Грунт-выравниватель Autocryl Filler 3+1 HS, имеющий больший сухой остаток, пониженную вязкость (что обеспечивает лучший розлив и меньшую шагрень), выпускается светло-серого цвета и в ряде случаев, при соответствующей колеровке, позволяет имитировать цвета заводских праймеров. По простоте нанесения и обработке он не уступает грунту 3+1.
Грунт-выравниватель Autosurfacer 940 HS - быстросохнущий двухкомпонентный, не содержащий изоцианатов, создан для повышения скорости ремонтных работ. Его время сушки составляет всего 2,5 часа при 20oС, что позволяет вести работы по подготовке поверхности вне сушильно-малярной камеры. Грунт обладает великолепным розливом, допускает "мокрое" и "сухое" шлифование, а в случае хорошего качества подготовки ремонтной поверхности или новой детали позволяет использовать метод нанесения "мокрый по мокрому". Вообще, применение метода "мокрый по мокрому" повышает скорость проведения работы (по крайней мере, на новых деталях) в десятки раз. Судите сами, новая, предварительно обезжиренная деталь покрывается антикоррозийным грунтом, и уже через 15 мин на нее можно наносить два слоя грунта с интервалом времени 5-10 мин. Еще через 20 мин можно наносить слой эмали, и после этого высушить все слои в течение 60 мин при температуре 60oС или при комнатной температуре в течение 4-6 часов. К сожалению, метод "мокрый по мокрому" требует идеальной поверхности детали и пока дает покрытие с большей шагренью, чем при использовании метода послойной шлифовки грунтов. Однако в ряде случаев уже сейчас можно получить неотличимое от заводского качество покрытия. Для работы методом "мокрый по мокрому" в систему Sikkens включен специальный нешлифуемый грунт Autosurfacer Non Sanding. Обладая пониженной вязкостью, он имеет теоретическую укрывистость 21 м2 на литр. Именно с его помощью можно достичь практически заводского качества покрытия новых деталей.
Мы не ставили перед собой задачу подробно описать все грунты окрасочной системы Sikkens. Но и сказанного достаточно для того, чтобы отразить главную особенность этой системы - ее гибкость и универсальность, с помощью которых может быть решена любая стоящая перед маляром задача.
Заканчивая разговор о грунтах, мы, как и обещали в прошлой статье, ответим на вопрос - можно ли обойтись в малярном деле без антикоррозийных грунтов? Оказывается, можно, если в качестве антикоррозийного и выравнивающего слоев использовать эпоксидный грунт. Напомним: обычный антикоррозийный грунт наносится исключительно после завершения шпатлевочных работ, защищая металл с внешней стороны. Но достаточно наличия микротрещины в металле - и вода под высоким капиллярным давлением начнет попадать под лакокрасочный слой с обратной стороны. Гигроскопичная шпатлевка набухнет, и только что покрашенная машина через несколько дней буквально расцветает безобразными пузырями, диаметр которых иногда превышает пятирублевую монету. Как же защитить шпатлевку от внутренней влаги? В системах окраски высшего качества непосредственно на металл наносится слой эпоксидного грунта. И только после этого проводятся шпатлевочные работы. Теперь никаких пузырей не возникнет. Эпоксидные грунты обладают не только великолепной адгезией к металлам (стали обычной, нержавеющей или оцинкованной и алюминию), они также являются великолепной подложкой для всех существующих эмалей. Поэтому достаточно покрыть шпатлеванные места еще одним слоем эпоксидного грунта - и деталь готова к окраске.
Со свойствами эпоксидного грунта мы познакомимся на примере двух материалов: Ep-Grundirfiller фирмы Mipa и Primer Surfacer Ep фирмы Sikkens.
Обычно мы избегали сравнения различных продуктов, так как, сравнивая отдельно выбранные характеристики, можно легко доказать все, что угодно. Но здесь совместное рассмотрение уместно, так как мы сравниваем два материала с заведомо очень высоким качеством.
Итак, оба продукта допускают использование в качестве адгезионного покрытия с минимальной толщиной 20 мкм для Sikkens и 15 мкм для Mipa. В дальнейшем в скобках будут указываться характеристики для грунта Mipa. Максимальная толщина нанесения в качестве грунта-выравнивателя составляет 60 мкм (120 мкм). Вязкость - 20-21 (18-20) секунд по вискозиметру Din Cup 4 при 20oС. Казалось бы, грунт Mipa имеет некоторые преимущества, обладая меньшей вязкостью и позволяя в более широких пределах варьировать толщину покрытия. Зато грунт фирмы Sikkens даже при 10oС полностью высыхает за 8 (20) часов, при 20oС - за 5 часов (12 час), а шпатлевать по нему можно уже через 30 мин после нанесения (для Mipa желательна сушка при 60oС в течение 30-40 мин). Покрывать эмалью грунт Sikkens при 20oС можно через 15 минут (1 час).
Как видно из приведенных характеристик, с помощью эпоксидных грунтов можно выстроить очень экономичную схему подготовки поверхности. И тем не менее они только сейчас завоевывают признание. Дело в том, что, обладая повышенной прочностью и ударной вязкостью, эти грунты обрабатываются с большим трудом. Да и максимальная толщина нанесения их значительно меньше, чем акриловых грунтов-наполнителей, что требует очень высокого качества обработки поверхности деталей, достижимого далеко не на каждом автосервисе. И все-таки преимуществ у эпоксидных грунтов больше, чем недостатков. Например, именно их применение на нашем "АБС-сервисе" позволило довести гарантию на элементы, покрашенные по высшей категории качества, до семи лет. А обязательная на нашем сервисе обработка эпоксидным грунтом закраин и торцов элементов позволила забыть о сколах краски и вздутиях лакокрасочного слоя.
Какие же схемы подготовки поверхности и какие конкретно материалы следует применять в работе? На эти вопросы каждый сервис, в зависимости от конкретных условий и стоящих перед ним задач, ответить должен сам. Мы лишь надеемся, что эта и последующие статьи нашего цикла помогут найти правильный ответ.
|