В предыдущих публикациях мы рассмотрели причины образования отложений и способы очистки форсунок, клапанов и камеры сгорания. Наш рассказ был бы неполным, если бы мы не упомянули об очистке подсистем холостого хода и рециркуляции отработавших газов.
Cовременные системы холостого хода, как известно, выполняются по одной из двух схем: с регулированием количества воздуха непосредственно дроссельной заслонкой или исполнительным элементом (в просторечии - регулятором) в обводном канале.
В первом случае загрязнению подвержена сама дроссельная заслонка и прилегающая к ее кромкам часть впускного тракта; во втором - еще и проходное сечение регулятора, вне зависимости от его конструкции и принципа работы.
Образование отложений в этих элементах чаще всего связано с работой системы вентиляции картера: картерные газы, содержащие продукты сгорания и различные химические соединения, поступают во впускную систему перед дроссельной заслонкой (более подробно см. «АБС-авто», № 6, 2000).
Отложения в проходном сечении дросселя являются, как правило, причиной нестабильной работы двигателя на режимах малых расходов воздуха - холостой ход, малые нагрузки, торможение двигателем. Еще больше проблем доставляют отложения, накапливающиеся в регуляторах холостого хода. Загрязнение последних может быть причиной затруднения пуска, спорадических, то есть возникающих время от времени, остановок, или, напротив, «зависания» двигателя на повышенных оборотах.
Все это хорошо известно профессионалам, для которых очистка проходного тракта стала вполне обыденной, рутинной работой. Обычно для этого используются различные аэрозольные очистители карбюратора, тканевые тампоны, реже - специальные щетки. Получается недорого, но при этом очень качественно. Правда, необходимо помнить, что ряд производителей применяют дроссельные заслонки с тефлоновым покрытием. Для очистки таких систем следует использовать составы, которые не повреждают тефлон, а этому требованию отвечают только очистители для профессионального использования.
Есть свои тонкости и в очистке регуляторов холостого хода. Не вдаваясь в технические подробности, заметим, что некоторые из них (например, часть регуляторов, используемых на автомобилях Ford) весьма болезненно реагируют на смытые очистителем отложения. Нельзя сбрасывать со счетов и вероятность проникновения чистящего состава через сопряжения подвижных деталей к электрическим обмоткам регуляторов.
Конечно, задача очистки компонентов системы холостого хода далеко не так актуальна, как, скажем, задача очистки форсунок или клапанов. Но вполне очевидно, что она является составляющей комплексной очистки двигателя, и фирмы, разрабатывающие технологии такой очистки, не могли обойти стороной этот вопрос.
Так что альтернатива ручному методу имеется. Более того, безразборная очистка имеет определенные преимущества. Чистящий сольвент подается в виде факела мельчайших частиц непосредственно на дроссельную заслонку при работающем двигателе. Наличие высокого разрежения во впускном коллекторе обеспечивает непрерывное прохождение частиц сольвента через кромки заслонки или проходное сечение регулятора. Таким образом, смытые отложения моментально, во взвешенном состоянии, выносятся во впускной коллектор и далее - в камеру сгорания. Вероятность «аккумулирования» смытых отложений в различных «укромных» полостях регуляторов холостого хода в этом случае существенно ниже, чем при ручной очистке.
Мы, конечно, далеки от попытки искусственно «накрутить» степень значимости безразборной «химической» технологии очистки компонентов подсистемы холостого хода. Ручная очистка со снятием компонентов во многих случаях является более качественной и в целом предпочтительнее. Оспаривать этот факт просто бессмысленно. Тем не менее и безразборная технология может быть рекомендована без каких-либо ограничений, особенно, если она является одним из этапов комплексной очистки (дроссель-форсунки-клапана).
Последняя система, о которой необходимо упомянуть, - система рециркуляции отработанных газов (более лаконично - EGR). Проблема накопления отложений в этой системе и борьбы с ними стоит не так остро, как описанные ранее, и некоторым сервисменам вообще неизвестна.
Объясняется это в первую очередь тем, что система EGR устанавливается далеко не на каждый двигатель. Кроме того, неисправности в системе не всегда побуждают владельца обратиться на автосервис. Однако те, кто обслуживает подобные автомобили (а к таковым относятся большинство американских, значительная часть японских и некоторые европейские машины), не понаслышке знают, как сложно бывает поставить правильный диагноз и устранить неисправность в данной системе.
Более того, среди всевозможных дефектов системы EGR наибольшие затруднения вызывают случаи, когда количество рециркуляционных газов на каком-либо режиме или режимах работы двигателя недостаточно, то есть меньше, чем это задано программой блока управления. Чаще всего причиной такого несоответствия является уменьшение или даже полная блокировка сечения канала перепуска отработанных газов вследствие его закоксования. Причем закоксовывается самая узкая часть тракта - канал, выполненный в теле впускного коллектора.
До недавнего времени единственным способом решения данной проблемы была ручная очистка перепускного канала. Процедура весьма сложная и утомительная, а часто (например, некоторые двигатели Honda) просто выматывающая из-за сложной конфигурации этого канала.
Теперь (с появлением «химической» технологии) все делается просто и быстро. Вместо штатного клапана рециркуляции устанавливается соответствующий адаптер, и в канал под давлением подается специальный сольвент. Нагар растворяется, и проходное сечение канала восстанавливается. Очистка проходит очень эффективно, если в канале сохранилось хотя бы малейшее отверстие - под действием разрежения, создаваемого работающим двигателем, сольвент непрерывно проходит сквозь канал, унося с собой все новые и новые частички отложений. Так что профилактика систем EGR - реальная возможность избежать серьезной и дорогостоящей очистки с разборкой.
Для очистки систем холостого хода и рециркуляции используются те же самые установки (обычно одноконтурные), о которых мы рассказали ранее (см. «АБС-авто» № 6, 2000). Сольвенты, естественно, в каждом случае специальные, с «направленными» свойствами.
Теперь попробуем подвести некоторые итоги. Не вызывает сомнения тот факт, что образование отложений в различных подсистемах и компонентах двигателя - процесс столь же неизбежный, сколь и вредный. В наших российских условиях он усугубляется низким качеством топлива и (иногда) масел. Диагностика неисправностей или отклонений в работе двигателя, вызванных чрезмерным количеством отложений, в большинстве случаев затруднена и часто требует гораздо больше времени и средств, чем собственно процедура очистки. Таким образом, во многих случаях рутинная очистка является разумной альтернативой «продвинутой» диагностике.
И последнее. Практика показывает, что современные «химические» способы очистки, особенно выполняемые в комплексе, обеспечивают высокую эффективность удаления отложений. При этом они не требуют больших первоначальных затрат.
В то же время количество автомобилей, «страдающих» от загрязнений, растет. Поэтому, на наш взгляд, использование современных способов очистки на автосервисах любого уровня перспективно и обеспечивает получение устойчивой прибыли.
|