Тема профессиональной окраски, в которую мы погрузились с головой, далеко не исчерпана. В будущем мы познакомим читателей с современными технологиями применения материалов, о которых мы рассказали, поговорим об экономике и способах повышения производительности окрасочных работ.
А сегодня, завершая повествование о материалах, используемых для создания покрытия кузова автомобиля, мы расскажем о лаках, благодаря которым автомобили, окрашенные эмалями "металлик", "перламутр" и подобными, приобретают великолепный блеск и стойкость к внешним воздействиям.
Что такое блеск? Ответить на этот непростой вопрос нам поможет описание физического эксперимента, взятое из учебника Р. Поля "Оптика и атомная физика". Перед листом матовой оранжево-красной бумаги на расстоянии нескольких миллиметров от нее помещается закопченная мелкая проволочная сетка. При освещении этой конструкции ярким белым светом в одном случае наблюдателю кажется, что видна не сетка, а блестящая медная пластина с покоробленной поверхностью. Это происходит из-за того, что через петли сетки видны тени ее проволочек, яркость которых мала. При ином положении наблюдателя через петли сетки видно незатененную часть бумаги. Субъективно это воспринимается как яркий блеск поверхности. Вывод из этого эксперимента неожиданный - блеск только "видимость", а не физическое свойство поверхности тела.
Мы рассказали об этом эксперименте для того, чтобы подчеркнуть значение субъективного фактора при оценке качества работы маляра. Этим также объясняется различная оценка малярами свойств одного и того же лака. Некоторые предпочитают жидкие лаки, мотивируя это их лучшей растекаемостью, другие - густые, позволяющие покрывать поверхность толстыми слоями без риска образования подтеков. По этому поводу нам приходилось выслушивать множество диаметрально противоположных мнений. Субъективными пристрастиями мастеров, кроме всего прочего, объясняется наличие в покрасочных системах большого количества лаков, в результате своего применения дающих одинаково хороший результат. Но, рассуждая о субъективном, нельзя забывать об объективных параметрах и свойствах современных двухкомпонентных лаков.
Готовый лак содержит комбинацию различных акриловых смол, отвердитель на базе полиизоцианатной смолы и летучий растворитель. Летучие растворители вводятся еще на заводе, а также добавляются непосредственно при смешивании компонентов для регулировки рабочей вязкости. При воздушном распылении часть растворителя улетучивается из лака, так что вязкость материала, попавшего на поверхность, существенно выше, чем у находящегося в покрасочном пистолете. Мельчайшие капли, попавшие на поверхность, за счет сил поверхностного натяжения сливаются в прозрачную пленку, вязкость которой постепенно увеличивается при испарении растворителя. Через некоторое время эта пленка загустевает настолько, что теряет возможность абсорбции мельчайших капель лака (покрасочной пыли). Этот промежуток и носит название времени высыхания dust free (от пыли). Однако слой лака остается еще очень мягким, его можно повредить при прикосновении. Через некоторое время (tack-free) к поверхности можно осторожно прикасаться, но монтажная прочность (dry to handle) достигается только после того, как в результате полимеризации лак "набирает" приблизительно 30% своей твердости. Полное высыхание - процесс очень длительный. Указанное в таблицах время полного высыхания порядка 10-20 часов при комнатной температуре характеризует только то, что покрытие не портится на открытом воздухе под действием дождя, грязи и т.д., однако твердость, необходимая для полировки, достигается через 2-3 суток. А 100%-ная твердость достигается только через несколько недель.
Указанные отрезки времени являются важной характеристикой лака, определяющей область его применения. Быстросохнущие лаки, с малым временем высыхания (dust free), эффективны при окраске одного-двух элементов кузова. Долго сохнущие используются при полной перекраске автомобиля. Не менее важным параметром является содержание летучих компонентов. При равной толщине пленки материалом с большим сухим остатком (малым VOC) можно укрыть большую поверхность. Однако не надо забывать, что эти материалы имеют, как правило, большую рабочую вязкость и наносятся слоями большей толщины. В ряде случаев, например, при частичной окраске методом сведения, когда по технологии требуется нанесение большого количества слоев, материалы с малым сухим остатком оказываются более эффективными. Поэтому в развитых окрасочных системах сегодня присутствуют и MS, и HS материалы.
В качестве примера познакомимся с конкретными свойствами лаков окрасочной системы Sikkens. В нее входят шесть лаков, как универсальных, так и предназначенных для отдельных видов работ: AUTOCLEAR, AUTOCLEAR MS1000, AUTOCLEAR MS2000, AUTOCLEAR MS3000, AUTOCLEAR HS и AUTOCLEAR VISION, шесть отвердителей, три растворителя и несколько специальных добавок, применение которых мы рассмотрим позже.
Первый из лаков характеризуется минимальным сухим остатком и высоким содержанием растворителя (VOC=605г/л в готовой к распылению смеси). Этот лак великолепно растекается в очень тонких слоях (порядка 15 микрон), обладает низкой рабочей вязкостью и рекордно малым временем сушки при низких температурах, что делает его очень удобным для специфических работ, таких, как нанесение декоративных элементов и рисунков на уже окрашенный автомобиль. Используют его и при окраске автомобиля вне покрасочной камеры, ведь чем меньше время сушки "от пыли", тем меньше вероятность возникновения дефектов, связанных с недостаточной чистотой в рабочем помещении. Реальное применение этого лака возможно даже при температуре окружающего воздуха, не превышающей 15оС.
Более высоким сухим остатком (VOC=540-590 г/л) обладают лаки серии MS. Это по-настоящему универсальные материалы, которые (в зависимости от применяемых отвердителей и растворителей) могут удовлетворить любые запросы настоящего профессионала. Рассмотрим, например, что дает применение различных отвердителей в сочетании с лаком MS1000. В таблице приведено время высыхания покрытия при 20оС и 60оС.
Для лака MS1000 предлагается несколько схем разведения, в зависимости от типа отвердителя. Количество растворителя может варьироваться от 10 до 30%, а набор растворителей весьма широк: от очень быстрых (1.2.3 THINNER FAST для работы при температуре воздуха не более 18оС) до сверхмедленных 1.2.3 THINNER (типа EXTRA SLOW), который в комбинации с медленным отвердителем MS40 обеспечивает качественную окраску автомобиля при температуре выше 45оС. Лаки MS2000 и MS3000 содержат несколько больший сухой остаток, что обеспечивает теоретическую возможность укрытия 8 м2 одним литром готовой к распылению смеси. Однако разница в величине укрывающей способности лаков серии MS - не самое основное. Главное отличие состоит в скорости отверждения и в рабочей вязкости этих продуктов, что позволяет, например, добиваться толщины покрытия 50-60 микрон, укладывая всего два слоя с одной промежуточной 10-минутной подсушкой между ними. MS лаки системы Sikkens отработаны до совершенства. Они обладают незначительной усадкой, некритичны к типу покрасочного пистолета, имеют высокий блеск, прекрасно полируются, не вскипают под действием инфракрасной сушки. Широкий выбор возможных рецептур позволяет имитировать заводскую шагрень всех известных автомобилей: от крупной волны внедорожников фирмы "Мерседес" до мелкой, почти незаметной ряби спортивных "тойот".
Кроме основных продуктов, входящих в систему лаков, во все лаки Sikkens можно добавлять специальные добавки для придания покрытию особых свойств. Наиболее часто используемые - это эластификатор и матирующее вещество ММ444, необходимые для окраски пластмассовых элементов. Существует таблица, которая, в зависимости от типа пластмассы (например, твердый стеклопластик, эластичный полипропилен или же мягкий полиуретан) и желаемого качества изделия (с глянцем, "яичная скорлупа" или матовая), определяет количество добавок, которое необходимо добавить в лак. Например, чтобы окрасить эластичный бампер, необходимо добавить 30% Elast-o-Actif, а для мягкой полиуретановой накладки необходимо смешать эту добавку с лаком MS в соотношении 1:1.
Весьма полезной в некоторых случаях является добавка ANTISILICON. Добавление ее в количестве 5-15 г на один литр готового к распылению лака резко повышает коэффициент поверхностного натяжения лака, улучшается розлив, затягиваются мелкие царапины и точечные дефекты, становится возможной окраска поверхности со следами силиконовых полиролей. Естественно, эту добавку используют при нанесении самого последнего слоя лака. Нанесение каких бы то ни было других материалов поверх полученной поверхности недопустимо.
Существуют и некоторые другие добавки, которые используются при некоторых специальных работах, но об этом речь пойдет в следующих статьях.
Мы подробно рассказали о материалах серии MS, потому что именно они сегодня в основном используются российскими малярами. Однако на смену им приходят лаки HS и еще более совершенные лаки серии LV. И дело здесь не только в экологии. Все маляры знают, что если некоторое количество готового к распылению лака оставить в банке, то через некоторое время образуется не твердое вещество, а некоторая желеобразная субстанция. Все дело в том, что, хотя процесс полимеризации протекает во всем объеме материала, испарение растворителя происходит только с его поверхности. Остатки растворителя резко снижают прочность полимера и ответственны за долговременную усадку лака. Поэтому, чем меньше растворителя в материале, тем более толстыми слоями его можно наносить и тем выше прочность образовавшейся пленки. Именно поэтому во всем мире материалы с высоким сухим остатком вытесняют материалы MS. В случае материалов Sikkens такой переход естественен, так как разница в цене лака MS и HS незначительна, а выигрыш за счет снижения трудоемкости велик. Действительно, лак AUTOCLEAR HS, обладающий вязкостью 16 сек по вискозиметру DIN Cup 4, без добавления растворителя может использоваться со всей гаммой отвердителей серии MS. Для получения толщины слоя лака 60 микрон достаточно вначале нанести первый слой и с интервалом всего лишь в одну минуту нанести второй "мокрый" слой. Выигрыш во времени по сравнению с обычным трехслойным нанесением составляет больше часа. Да и качество полученного покрытия заметно выше. Одним литром лака HS можно покрыть площадь примерно на треть большую, чем лаком серии MS. Так что в конечном итоге цена материалов HS оказывается даже ниже, чем MS. А на подходе совсем уж фантастические материалы 21 века. Например, лак Sikkens AUTOCLEAR VISION, который содержит в одном литре готовой к распылению смеси всего 216 г летучих компонентов - в 2 раза меньше, чем допускается самыми строгими европейскими нормами. Его реальный расход при окраске машины среднего класса чуть больше одного литра. Но о нем мы расскажем позднее, после того, как поработаем с ним на "АБС-сервисе".
Набор лаков других окрасочных систем построен также по вышеописанному принципу. Например, в окрасочной системе Mipa имеется четыре основных лака, два из них со средним сухим остатком (С75, С80), один - с высоким (HSC85) и один (С210) - лак последнего поколения с малой эмиссией летучих компонентов. Три первых лака из вышеназванных имеют слегка желтоватый цвет, характерный для продуктов, произведенных в Германии, за счет добавок, препятствующих разрушению слоя под действием ультрафиолетовых солнечных лучей. Но последний из названных лаков абсолютно прозрачный, что делает его удобным для работы с машинами светлой гаммы цветов. Скорость отверждения регулируется выбором одного из трех отвердителей - MS10 (быстрый), MS25 (нормальный), MS40 (экстрамедленный) - и одного из трех растворителей. При работе в интервале температур от +10 до +15оС можно использовать специальный ускоритель Mipa 2K Beschluniger. А для работы при повышенных температурах используется специальный замедлитель Mipa Retarder, добавление 3% которого увеличивает время высыхания (dust free) приблизительно в 2 раза.
Система Mipa имеет эффективные эластификаторы, матирующие добавки, а также некоторые другие материалы для специальных видов работ, например для частичной окраски.
Как видно из краткого перечисления, набор материалов системы Mipa может удовлетворить даже очень взыскательного маляра. Ну а качество целиком отвечает заявленному производителем. По крайней мере, за год работы с этими материалами на "АБС-сервисе" не было ни одного повода усомниться в сказанном.
Подытоживая, можно сказать, что такие производители, как Sikkens, Mipa, Du Pint, предоставили в распоряжение маляров все необходимое для того, чтобы автомобиль после ремонтной окраски ничем не отличался от сошедшего с заводского конвейера. Однако далеко не все определяется качеством используемого материала. Не менее важны соблюдение технологии и добросовестность при работе.
|