Не скрою: нам всегда приятно рассказывать об отечественных производителях. Такие публикации стали у нас давней традицией. Но вот подошел декабрь-2000 - последний месяц года, века и тысячелетия. Кого выбрать "героем дня" на этом рубеже? Мы посовещались и решили: пусть им будет компания "БИГ-Фильтр".
Зачем ездят в Петербург?
Статьи пишутся по-разному. Если тема связана с поездкой, многое рождается в дороге. Вот оно, неоценимое преимущество нашей профессии: работать всегда, работать везде. Я ехал в Петербург и думал - как начать?
Кое-что я уже знал - из статей, рекламных проспектов, встреч и разговоров на выставках. На симпозиумах в НАМИ ловил умный, цепкий взгляд Бориса Бейлина - основателя и Генерального директора компании. Его интересовало все: фильтровальные бумаги, пропитки, клей, полимерное сырье для литьевых машин, технология вытяжки металлических корпусов, разнообразное оборудование, системы качества, сертификация...
Известен стремительный взлет компании "БИГ-Фильтр":
1988 - основание компании;
1994 - начато массовое производство топливных фильтров;
1997 - начато производство воздушных фильтров;
1998 - получен сертификат ИСО 9002;
1999 - издан первый в нашей стране каталог автомобильных фильтров. Кстати, он размещен и в Интернете.
А о чем говорит статистика уходящего 2000 года? Пожалуйста: компания производит около 1,7 млн. топливных, воздушных и масляных фильтров ежемесячно. Имеет семь торговых домов в России, ближнем и дальнем зарубежье.
Поставляет топливные фильтры на конвейер ВАЗа. А по запчастям - обеспечивает 80% рынка России! И заграница может спать спокойно: продукция "БИГ-Фильтр" экспортируется в США, Канаду, Англию, Германию, Израиль, Бельгию, Финляндию, Португалию, Польшу, Румынию, Турцию, Египет, Марокко и... Впрочем, за окном поезда уже Тверь, а перечислять можно до станции Бологое. Как раз хватит.
Конечно, цифры - вещь впечатляющая. Но всегда остаются вехи, факты, штрихи, не входящие в официальную "биографию". А значат они не меньше. Вот зачем я ехал в Питер - окунуться в деловую атмосферу фирмы.
Королевство бензиновых фильтров
Генеральный директор был занят чрезвычайно: крупный зарубежный заказ. Внезапный, срочный и... достаточно привычный. Что делать - таков ритм жизни, если хотите, пульс компании. Тем не менее, нашлось время и для беседы в кабинете, и для экскурсии. С нее и начнем.
Производство, склады, административные помещения и прочие объекты компании расположились на территории площадью 15 000 кв. метров. Здания, сооружения, земля - все это собственность фирмы. Значит - смело твори, выдумывай, пробуй. Питерцы так и поступают. И ни на кого не оглядываются.
Например, при входе (или въезде) на территорию сразу попадаешь в мир бензиновых фильтров. К вашим услугам фирменные автосервис, кафе, магазин, АЗС, автомойка. Фильтры вам предложат везде: при ремонте автомобиля, при мытье машины, даже... при выборе блюд, если вы решили перекусить во время обслуживания автомобиля. Про магазин и говорить нечего - на то он и магазин.
А вот про АЗС разговор особый. Колонки на заправках "БИГ-Фильтр" оборудованы специальными сменными фильтрами. Естественно, собственного производства. И городские водители быстро усвоили: здесь заливают только чистый бензин. А рядом можно приобрести только качественные запчасти. Словом, на этом "пятачке" все увязано между собой - приходите, смотрите, пользуйтесь. Мы еще не такое можем...
Эстетика со знаком качества
За АЗС и мойкой расположены цеха. Выше говорилось о системе качества ИСО 9002, внедренной в 1998 году. Она предусматривает чрезвычайно жесткую технологическую дисциплину и контроль. Например, каждые два часа фиксируется количество бумаги и клея, расходуемых на одно изделие, - не сбились ли дозаторы? А готовая продукция проходит стопроцентный выходной контроль, в том числе и на герметичность. Применительно к бензиновым фильтрам это означает гарантию безопасной эксплуатации.
На упаковках есть информация - кто и когда делал данную партию фильтров. Словом, качество контролируется и за пределами предприятия.
Но вернемся в цех. Давно установлено, что хорошее изделие красиво. Питерские изделия наглядно подтверждают это.
Перед нами штора топливного фильтра для карбюраторного двигателя. Она склеена конусом - в ассортименте есть и такие модификации. Симпатичная девушка на специальном приборе проверяет правильность ее геометрии. Если конус чуть кривой - изделие бракуется. Вряд ли фильтр с этой шторой стал бы работать хуже. Но закон суров. А в результате изделия с маркой "БИГ-Фильтр" радуют глаз, их приятно взять в руки. Так пропагандируется качество - через эстетику.
В соседнем здании отливают пластмассовые корпуса. То, что пластмасса применяется для карбюраторных фильтров, неудивительно. Но питерцы изготавливают из нее стаканчики и для инжекторных фильтров - это значительно дешевле, чем делать их из металла методом глубокой вытяжки. Позвольте, а как же безопасность? На впрысковом двигателе топливный фильтр "держит" до четырех атмосфер...
Меня успокаивают: наш выдержит и двадцать, это проверено и подтверждено документально. И тут же предлагают испытание, не предусмотренное никакими методиками. Берут пластмассовый фильтр (правда, карбюраторный, но так даже интереснее), кладут на ровную площадку и несколько раз ударяют по корпусу молотком. Хорошо видно, как внутри деформируется металлическая крышка, держащая штору, - а корпусу хоть бы что, ни трещинки, ни царапинки. Вот вам и пластмасса...
А вообще, топливные фильтры для впрысковых моторов - гордость компании. И дело тут не только в прочном пластмассовом корпусе, но и в оптимальной тонкости отсева - настолько удачной оказалась бумага для шторы.
О производстве можно рассказывать долго. Например, об автоматической линии для воздушных фильтров. О лазерной сварке корпусов. О деятельности инженерного центра, внедряющего новые изделия, технологии и оборудование. Но, к сожалению, журнальная площадь ограничена. Поэтому пора подводить итоги экскурсии.
Я бывал на разных предприятиях - в том числе и на выпускающих автомобильные фильтры. Хорошую продукцию производят многие. Но объем "по валу", приходящийся на единицу производственной площади у "БИГ-Фильтра", уникальный. Не пытайтесь банально делить 1,7 млн. изделий на 15 тыс. квадратных метров. Фильтры компании выпускаются и за рубежом - по схеме, которую можно было бы назвать кооперацией. И все же при высоком качестве изделия "БИГ-Фильтра" получаются очень дешевыми. Почему? Об этом - в следующем разделе.
"Бизнес - мое хобби"
Эта фраза недавно прозвучала в солидном автомобильном журнале. Но уважаемое издание не может здесь претендовать на авторство, поэтому я с чистой совестью беру ее на вооружение.
А фраза принадлежит Генеральному директору "БИГ-Фильтра". Азартный он человек. Радуется, как ребенок:
"На выставке во Франкфурте наш стенд посетили 224 делегации из 78 стран! И это за пять дней! Вот вам интерес к российскому производству".
Рассуждает:
"Нет, не все российские мозги теперь за границей. Кое-что осталось и здесь. Если имеешь голову на плечах - заработаешь. Для этого есть все возможности - сырье, электроэнергия, рабочие руки. Несмотря на рост цен, все перечисленное намного дешевле, чем за рубежом. Поэтому в развитой западной стране невозможно сделать конкурентоспособный фильтр - он будет слишком дорог".
Рассказывает:
"Есть, конечно, у нас валютные составляющие: английская бумага, американский клей... А то было бы еще дешевле..."
Смеется:
"Забавно, когда мой фильтр возвращается в Россию с именитым иностранным "лейблом". Продается за 50 рублей, а у меня точно такой же стоит в пять раз дешевле".
Сожалеет:
" Бывает и по-другому. Недобросовестные конкуренты ставят на неизвестно где сделанные фильтры нашу торговую марку..."
Радуется:
"Сейчас в России меняется отношение к качеству. Люди начинают ценить хорошее. А наша марка - это качество, признанное во всем мире".
Вот и думай: работает он или отдыхает? Но, так или иначе, фильтрами в следующем тысячелетии мы обеспечены. И не только мы (список стран см. выше). А теперь признайтесь, читатели: правильно мы поступили, рассказав вам о компании "БИГ-Фильтр"?
Москва - С.-Петербург - Москва
|