Публикаций о необходимости поддержки и защиты отечественного производителя в прессе предостаточно. Этот вопрос поднят на уровень проблемного. A, собственно, в чем проблема: необходимо или нет производство в России? Нужен ли протекционизм нашему производителю, причем на самом высоком уровне, и не является ли это страшное слово, противоречащим сути демократического процесса?
На наш взгляд, тут нет ни вопросов, ни проблем. Деньги, вложенные в отечественное производство, - это инвестиции в будущее. Очевидно для любого здравомыслящего человека.
А как же с демократией? Да никак, никаких проблем, более того, протекционизм родного производителя - это и есть демократия.
Доказательства? Пожалуйста. Президент Рузвельт во время депрессии в США "заморозил" банковскую систему, а Британия и Франция в сходных обстоятельствах отказались платить по международным обязательствам, направив деньги на финансирование развития собственного производства.
А страны-то более чем демократичные по определению.
Вот и мы решили разобраться, как обстоят дела с отечественным производителем, взяв для анализа всем известное производственное объединение "Москвич".
"Князь Владимир" -красное солнышко
ПО "Москвич" не обделено вниманием прессы. Только внимание какое-то одностороннее. За последний год мы насчитали более 50 публикаций в различных изданиях, рисующих жуткую картину агонии бывшего автогиганта. Некоторые издания таинственно намекают на криминальные обстоятельства деятельности, пророча как минимум тюрьму для руководителей завода.
Справедливости ради нужно отметить, что статьи о других отечественных автозаводах выглядят не лучше: на ВАЗе дублируют номера машин, ГАЗу грозит банкротство, но все-таки "Москвич" - самая лакомая мишень для критики. Прямо какой-то хор имени Садомазоха. Удивительно, но мы не нашли ни одной публикации, отвечающей на главный, с нашей точки зрения, вопрос - выпускает ли сегодня автозавод автомобили и какие. Можно подумать, что таинственная зловредная мафия окружила завод колючей проволокой, не допуская туда журналистов. Выяснилось, что отнюдь нет, проникнуть на завод и получить ответы на любые вопросы не составляет никакого труда, достаточно связаться с пресс-центром. Действительно, до обидного легко. Люди на заводе - от генерального директора и главного конструктора, до рабочих и испытателей - приветливы и открыты. Мы провели на заводе несколько дней и узнали о производстве практически все, что можно. Более того, автомобиль "Князь Владимир" был любезно предоставлен в наше распоряжение не только для испытательных поездок, но и для того, чтобы изучить его внутреннее устройство на "АБС-сервисе". Материалов оказалось так много, что редакция приняла решение опубликовать несколько статей о новом модельном ряде автомобиля "Москвич". Первая из них перед вами.
Сразу оговорюсь: за 10 лет обладания "Москвичом-2141" у автора сложилось свое мнение об этой машине. Кратко его сформулировать можно следующим образом: недостатков у машины много, но мелких, теряющихся на фоне крупных достоинств. Удобный, просторный салон, жесткий кузов, современная конструкция моторного отсека с креплением передних стоек практически на моторном щите, высокая ремонтопригодность - это безусловные плюсы. Омрачают жизнь досадные мелочи такие, как негерметичность ветрового стекла, "слепая" приборная панель, не выключающаяся летом печка, скрипучая обшивка салона, не всегда качественная сборка отдельных узлов.
Напрашивается мысль, каким автомобилем мог бы стать "Москвич", если бы он попал в руки таких же людей, которые, к примеру, сумели, ничего кардинально не меняя, превратить автотелегу чешской фирмы "Шкода" (под названием "Фаворит") в престижную "Фелицию".
Как и положено, вопрос упирался в кадры. Долгое время на АЗЛК таких людей не было. Более того, что с начала 90-х годов завод оказался в более сложных условиях, чем множество других столичных предприятий. Бурлящая переменами Москва буквально высосала из цехов наиболее инициативных и умелых людей. А дирекция, потеряв уверенность в том, что завод сумеет сделать народный легковой автомобиль, который станут покупать, сосредоточила все силы и финансовые ресурсы для постановки на конвейер полугрузового двухместного варианта с открытым кузовом. Пикап был поставлен на поток, но сбыта не нашел, так как оказался неконкурентоспособен по сравнению с тем же "каблучком", а тем более с "Газелью".
Неудачные эксперименты и объективные трудности, связанные с размещением экологически грязных производств в столице, привели к полной остановке завода в 1996 году. Тогда-то и были приняты кардинальные решения, определившие судьбу завода на ближайшие три года, и, как мы надеемся, на все следующее столетие. Суть их сводилась к следующему - заводу быть, и выпускать он должен легковые автомобили, удовлетворяющие самым разным потребностям, - от такси до престижных лимузинов с кондиционерами, холодильниками и прочими "наворотами".
Прошло два года - удивительно короткий срок для автомобильной промышленности, - и на конвейер поставлен новый модельный ряд автомобилей, включающий и изящный двухместный "Дуэт", и седан "Князь Владимир", и роскошный "Иван Калита". Более того, нам первым из всей пишущей братии представлена версия "Князя Владимира", который уже начал сейчас выпускаться серийно, а в ближайшее время станет основной продукцией завода. Как и положено, все основные характеристики "князя" мы сгруппировали в таблицу.
Как видно из таблицы, длина нового автомобиля и его колесная база близки к тем же параметрам автомобилей Горьковского автозавода (4780 и 2800 мм соответственно) и своих популярных зарубежных одноклассников: "Форд Мондео" (4560 и 2705 мм) или "Фольксваген Пассат" (4675 и 2705 мм). Вес несколько меньше, чем "Волги" (1450 кг), и близок к весу "Мазды 626" (1160 кг). Динамика вполне удовлетворительна, по крайней мере, не хуже, чем у двухлитрового "Рено Лагуна". Так что табличные параметры выглядят совсем не плохо. Познакомимся поближе с конструкцией автомобиля.
Силовая конструкция передней части и моторного отсека унаследована от "Москвича-2141" почти без изменений: те же два мощных лонжерона, к которым крепится продольно расположенный двигатель, рычаги подвески и стабилизатор поперечной устойчивости. Нужно отметить, что описанная конструкция является очень удачной и вполне соответствует современному уровню автомобилестроения. По крайней мере, испытания по пассивной безопасности, проведенные в НТЦ АвтоВАЗа на левосторонний лобовой удар, так называемый "краш-тест", показали хорошие результаты по защите пассажира и водителя, удовлетворяющие Правилам ЕЭК ООН R91-01, действующим ныне в Европе. Внесенные небольшие изменения, безусловно, улучшили конструкцию.
Теперь трубчатая поперечная балка, связывающая лонжероны, не ограничивает доступ к двигателю, закрепленному с помощью мощных вибропоглощающих подушек, а массивная защита картера из двухмиллиметровой стали явно не будет лишней на российских дорогах. Измененные форма капота и крыльев улучшили внешний вид и обеспечивают надежную защиту отсека и пространства за моторным щитом от снега, грязи и воды. А это очень важно, так как теперь рядом с отопителем располагается бортовой процессор. Продольное расположение двигателя на переднеприводных автомобилях имеет свое преимущество - при равной длине ШРУСов улучшается управляемость на высоких скоростях, увеличиваются углы поворота колес, а главный недостаток - увеличенный передний свес - снижается за счет сокращения длины нового уфимского мотора почти на 100 мм.
Двигатель для "Князя Владимира" - тема отдельного рассказа. Отметим только, что сегодня автомобиль может по желанию заказчика комплектоваться как французским двигателем F3R производства "Рено", удовлетворяющим требованиям экологических норм Euro3, так и уфимскими карбюраторным или впрысковым моторами. С декабря 1999 г. большая часть автомобилей оснащается впрысковыми моторами с процессорным управлением.
Наиболее серьезным переделкам подверглись салон и задняя часть автомобиля. За счет увеличения базы автомобиля салон стал на 200 мм длиннее. Увеличилась до 900 мм и ширина задней двери. Не будет преувеличением сказать, что ныне это - самый комфортабельный салон в российских автомобилях, кроме, конечно, правительственных ЗИЛов. Достаточно сказать, что расстояние между задним сиденьем и спинкой переднего сиденья, находящимся в среднем положении, составляет 450 мм.
Интересно отметить, что жесткость центральной части, несмотря на увеличение базы, возросла за счет введения дополнительных усилителей порогов и удлинения усилителей пола. Испытания на вибростендах и опытная эксплуатация доказали, что этому автомобилю не страшны ухабы российских дорог.
Багажник автомобиля имеет объем 500 л при высоте 0,5 м. Объем вычисляется без учета круглой ниши для запасного колеса и штатного набора инструментов.
Для обеспечения пассивной безопасности на задних усилителях пола выполнены специальные гофры, поглощающие энергию при ударе сзади и обеспечивающие их деформацию. При откинутом заднем сиденьи багажник и салон образуют единый объем, позволяющий перевозить предметы до 4 м длиной. Задняя подвеска усилена по сравнению с "Москвичом-2141".
Пробные поездки (не хочется использовать модное слово "драйв-тест"), детальное изучение конструкции и степени износа узлов экземпляра со значительным пробегом показали, что "Князь Владимир", даже в базовой комплектации, является надежным, комфортабельным автомобилем, способным завоевать признание у широкого круга потенциальных владельцев. А наличие более чем сорока опций, включающих полный привод, делает этот автомобиль в некотором роде уникальным. О возможных модификациях и реальных испытаниях мы расскажем в следующих публикациях.
|