На долю систем электронного управления ДВС (зажигание, впрыск) приходится до 80 процентов отказов в работе двигателя.
Куда ушла искра?
Сегодня шутники уже не заставляют учеников слесарей рыть яму между колесами автомобиля - дескать, «искра в землю ушла, найти надо». Народ нынче пошел грамотный, в случае чего и послать может.
Казалось бы, обнаружить место потери «искры» несложно. Надо проверить всю цепь зажигания до свечей включительно. Но как это сделать практически?
Если автомобиль находится в автосервисной мастерской, проблем не возникает - диагностическое оборудование в умелых руках решает эту задачу в два счета. А что делать водителям, «потерявшим» эту самую «искру» за городом? Вызывать по мобильнику техничку из элитного сервиса? А не дороговато ли будет для «девятки» или «Волги»?
С контактными системами проще: «искру» можно поискать, поднося соответствующий провод к «массе» и прокручивая стартер. Но если на машине стоит БСЗ, про дедовский способ следует забыть.
Что говорят руководства
«Нельзя проверять работоспособность системы зажигания «на искру» между наконечниками проводов и массой. Это приводит к травмам и отказу системы» («Автомобили ВАЗ-2108,09. Устройство и ремонт» М., 1994. с.168). То же самое, практически слово в слово, сказано в инструкции к автомобилю «Ока».
В руководстве по обслуживанию автомобиля Ford Sierra рекомендуется вынуть «высоковольтный провод из середины крышки распределителя и, держа пассатижами с хорошо изолированными ручками на расстоянии примерно 10 мм от «массы», прокручивать двигатель и наблюдать за наличием или отсутствием искры.
ГАЗ рекомендует отсоединять высоковольтный провод от свечи и по изменению числа оборотов двигателя судить о ее исправности. Однако в момент отсоединения провода возможен мгновенный рост напряжения в сети, часто приводящий к повреждению БСЗ.
Инструкции к Mercedes Benz W124 и VW Passat ограничиваются тем, что не рекомендуют проверять исправность системы зажигания отсоединением высоковольтных проводов во избежание отказов. А для проверки свечей предлагают их визуальный осмотр.
Дело тут вот в чем. Рекомендуемый зазор между проводом и «массой» при испытаниях должен составлять 10 мм. При работающем двигателе обеспечить его трудно. Если рука дрогнет и зазор изменится, возникнет опасность выхода из строя коммутатора, датчика Холла и других компонентов БСЗ. Но главное здесь - безопасность проверяющего. Поражение током высокого напряжения может привести к тяжелым травмам, а у людей со слабым сердцем (особенно вживленным электрокардиостимулятором) вызвать летальный исход.
Следовательно, при поломке в пути нельзя проверить систему зажигания, не подвергая опасности себя и бортовую электронику? Нет, почему же, безвыходных положений не бывает. Можно, если у вас есть...
ИСД - «Искро-свечной диагност»
Этот прибор разработан в НИИ «Автоэлектроника» и защищен патентом.
Как же он устроен? Это прозрачная трубка и две иглы, одна из которых соединяется с «массой» автомобиля при помощи зажима «крокодил». Одна игла всегда находится в трубке, а вторая, «массовая», может устанавливаться в двух положениях: внутри трубки и вне ее.
Если в трубке установлены обе иглы, ИСД образует разрядник с фиксированным расстоянием между электродами. Наличие искры между иглами говорит об исправности проверяемого узла (катушки, распределителя) или системы зажигания в целом.
Способ диагностики катушки зажигания показан на иллюстрации. Наличие искры между иглами свидетельствует о том, что напряжение, развиваемое катушкой, достаточно для нормальной работы двигателя. Контакт с прибором безопасен для человека, поскольку ИСД соединен с «массой».
Переводя иглу, соединенную с «массой», в положение «вне трубки», ИСД используют для проверки исправности свечи.
Для этого иглу, соединенную с «массой», вынимают из трубки и, запустив в двигатель, вводят ее под колпачок распределителя или свечной наконечник, замыкая на «массу» высоковольтный провод.
После этого подача высоковольтных импульсов к свече, естественно, прекращается. Если скорость вращения двигателя падает, значит, свеча исправна. Если не изменяется - свеча не работает. Изменение скорости вращения фиксируется тахометром или на слух.
Заметим, что для замыкания на «массу» не обязателен непосредственный контакт между иглой и высоковольтным проводом. Зазор между ними может достигать 20-30 мм. При работающем двигателе искра легко пробивает этот зазор по поверхности диэлектрика. Поскольку игла соединена с «массой», описанные манипуляции совершенно безопасны для проверяющего.
Для удобства поиска неисправностей к прибору прилагается инструкция с маршрутной картой и схемами для подсоединения прибора в различных ситуациях.
Но пора подводить итоги. Итак, ИСД позволяет проверить исправность системы зажигания в целом, а также каждого ее узла в отдельности.
Этот прибор очень надежен, поскольку не имеет транзисторов, микросхем, пьезоэлементов. Если обе иглы находятся в трубке, между ними гарантированно поддерживается требуемый зазор. С ним можно работать в сырую погоду и - что важно, в одиночку. Можно так расположить ИСД в подкапотном пространстве, чтобы, вращая стартер, наблюдать за разрядом из кабины.
Прибор может применяться на любых ДВС с искровым зажиганием и будет полезен как индивидуальным владельцам, так и специалистам на станциях технического обслуживания.
|