на главную
Журнал "АБС Авто"
|архив|
Профессиональная окраска.
Секреты мастеров
Часть 1
ВЛАДИМИР МИЛОВ,
кандидат физико-математических наук

Распространенное мнение о том, что наилучшее качество покраски способны обеспечить только дилерские станции, имеющие поддержку заводов-производителей, оказывается верным не во всех случаях. Нередко такие станции, получающие прибыль от продажи и технического обслуживания уже проданных автомобилей, не имеют стимула применять новейшие технологии окраски и использовать материалы последних поколений, что сказывается на качестве работ. В последнее время, наряду с такими центрами, свое «место под солнцем» заняли СТОА, специализирующиеся как на обслуживании автомобилей определенных марок, так и выполняющие обширный перечень работ для автомобилей различных производителей. За счет повышения эффективности своей работы эти станции готовы предложить значительно более привлекательные цены при высочайшем качестве. Мы посетили ряд таких СТОА и решили поделиться их профессиональными «секретами».

Начнем по порядку. Техцентр «Мерседес» ЗАО «Кунцевское», расположенный по адресу: ул. Генерала Дорохова, д.28а в просторных помещениях бывшей плодоовощной базы. Размещенные в помещении площадью 600 м2 цеха станции оснащены не хуже, чем многие дилерские станции, кузовной и малярный участки сияют чистотой. Стапель Car-o-liner, двухстоечный подъемник, сушильно-малярная камера Nova Verta, пневмолиния, шлифовальное оборудование Festo размещены очень удачно и рационально. Хорошее освещение, прекрасная вентиляция, наличие решетчатых полов позволяют проводить шпатлевание и подготовку к покраске в любом месте цеха параллельно с жестяными работами. Нужно отметить, что в обязанности жестянщиков входят не только кузовные работы, но и герметизация сварочных швов, обработка закраин деталей герметиками (используются материалы фирмы Teroson) и шпатлевочные работы. Ремонт «мерседесов» поставлен здесь на поток. При великолепном качестве работ реальные цены ремонта на 30-40% ниже, чем на средней дилерской станции. В кузовной ремонт принимаются автомобили различных модификаций, в том числе с алюминиевыми кузовами. Хорошо зная, сколь сложной является работа с алюминиевыми и пластмассовыми деталями, сколько подводных камней подстерегает маляров, когда речь идет о водорастворимых красках, которыми покрывают современные «мерседесы», мы в первую очередь пытались разу-знать о каких-то фирменых секретах, позволяющих мастерам ЗАО «Кунцевское» без единой рекламации выполнять столь сложные работы, давая на них такие же гарантии как, например, на дилерской станции «Автомобили Звезда Руси». И поначалу слова мастеров о том, что никаких фирменных секретов нет, воспринимались просто как кокетство. Однако долгие наблюдения за технологическим процессом покраски убедили нас в том, что действительно секретов нет, а есть строгое следование техническим рекомендациям фирмы Sikkens и грамотное применение всего спектра материалов этой фирмы. Система Sikkens была выбрана потому, что на заводе MB машины окрашиваются материалами этой фирмы и, естественно, подбор цвета при ремонте занимает минимальное время.

Рассмотрим, например, технологию покраски алюминиевых панелей. На первый взгляд все просто. Панель очищается и обезжиривается, затем перекрывается протравливающим или эпоксидным грунтом и окрашивается точно так же, как стальные детали. Кажется, настолько просто, что любой ремесленник сможет повторить покраску. Уверяем вас, не сможет. А если и покрасит, то покрытие отвалится или вспухнет пузырями через месяц. У настоящих профессионалов все-таки есть «свои тайны».

В первую очередь проверяют тип покрытия детали, положив на нее ватку, пропитанную растворителем Sikkens OTTO Quick Degreaser (для этой цели нельзя использовать ни растворитель Sikkens Solvent - он предназначен для очистки металла и растворяет любое покрытие, ни Sikkens Thinner M600, предназначенный для удаления силиконов и грязи с любых окрашенных поверхностей). Шлифование ведется только «всухую», так как алюминиевые сплавы, применяемые в автомобилестроении, содержат много магния, и пытаться удалить коррозию, поливая поверхность водой, - это все равно что тушить костер керосином. Опытным путем установлено, что окончательную шлифовку «голого» металла необходимо производить бумагой с зерном Р180. Шлифовальная бумага меньших номеров наносит на мягком металле очень крупные риски, которые могут проявиться после покраски, а более мелкая шлифовальная бумага слишком заглаживает поверхность, ухудшая адгезию.

Далее металл обезжиривается растворителем Sikkens Solvent. Для этого растворитель наносят на небольшой участок поверхности только с помощью пульверизатора и сразу удаляют чистой сухой ветошью. Попытки удалить загрязнения тряпкой, смоченной в растворителе, приведут к появлению безобразных полос на свежеокрашенной поверхности. Непосредственно после обезжиривания на поверхность наносят грунт Washprimer CR. Следует учитывать и такой нюанс: испарение растворителя охлаждает поверхность металла, и на нем может конденсироваться вода, которая, вступая в химическую реакцию с металлом, вызовет появление пузырей. Поэтому обезжиривание лучше проводить в окрасочной камере непосредственно перед нанесением грунта, стремясь к сокращению времени воздействия кислорода воздуха на незащищенную поверхность. Протравливающий грунт необходимо наносить одним непрерывным слоем толщиной не более 4-8 мкм. Попытки залить риски или другие дефекты поверхности повышают опасность возникновения усадки всего покрытия. Особое внимание на этих стадиях уделяется борьбе с повышенной влажностью, так как вода нарушает условия полимеризации поливинилбутеральных грунтов, что резко снижает качество покрытия. Мелкие дефекты поверхности могут быть зашпатлеваны шпатлевкой Polykit IV, специально предназначенной для работы с алюминием, до нанесения грунта. Другие шпатлевки фирмы Sikkens не имеют достаточной адгезии к деталям из цветных металлов. Шпатлевка ни в коем случае не должна накладываться поверх антикоррозийного грунта из-за нежелательных химических реакций. Шпатлевать по «голому» металлу сильно поврежденные места бесполезно, так как алюминиево-магниевые сплавы склонны к образованию микротрещин при механических повреждениях и впоследствии влага (под действием капиллярных сил) вызовет набухание полиэфирного материала и быструю коррозию на всей поверхности.

В случае больших повреждений на «голый» металл наносится эпоксидный грунт Primer Surfaser EP слоем 20-40 мкм, и после высыхания ремонтный участок шпатлюется. В этом случае применять антикоррозийный грунт нельзя, а после шлифовки поверхности ремонтный участок закрывают еще одним слоем эпоксидного грунта. Затем поверхность покрывают слоем грунта-выравнивателя Autocryl Filler 3+1 HS. В связи с пониженной жесткостью алюминиевых панелей (для предотвращения растрескивания слоя грунта) его толщина не должна превышать 50-80 мкм.

После сухого шлифования и обезжиривания растворителем Thinner M600 поверхность окрашивается по обычной схеме. Строжайшее соблюдение технологической дисциплины, контроль качества работы на всех промежуточных этапах позволяют сервису давать на свою работу такую же гарантию, как на дилерских станциях.

Предвижу возражения - если производственные условия на СТО такие же, как на дилерской станции, то и результат работы будет аналогичным. Это не совсем верно, а точнее, совсем не верно. Главное - не условия, а правильная работа с материалами выбранной системы. Докажем это на примере автосервиса «Кредо», расположенного на проспекте Андропова, под Коломенским метромостом, на территории бывшего 13-го автокомбината. Сервис существует пять лет и выполняет полный комплекс услуг, включая диагностику автомобилей самых различных марок. Малярный участок открыт три года назад и после долгих проб оснащен миксером для приготовления красок Du Pont. О работе этого сервиса ходят легенды. Качество здесь настолько высокое, что его услугами пользуются некоторые московские автосалоны для предпродажного ремонта автомобилей, поврежденных в процессе транспортировки. Через малярный цех площадью 250 м2 проходят до 60 автомобилей в месяц. Стоимость ремонта (вместе с покраской) несильно поврежденного заднего крыла BMW здесь не превышает 50 долл. И все это на сервисе, оснащенном самодельной окрасочно-сушильной камерой, стены которой обшиты баннерной тканью, обычно применяемой для изготовления уличных рекламных щитов, а температура в камере не превышает 40oС. Остальное оснащение также по-спартански просто. Многие операции производятся вне камеры, при этом используется инфракрасная сушка казанской фирмы «ЭЛКОМ». Имеется пневмолиния, включающая компрессор СО-1 российского производства, криогенный осушитель и систему фильтров фирмы Sata. Подготовка поверхности проводится с помощью сухой механической шлифовки, с использованием пневматических шлифовальных машинок японской фирмы S.P.Air Corp. Они обеспечивают удаление пыли по гибкому шлангу на расстояние до 10 м без применения дополнительных устройств. Отдельно нужно сказать о покрасочных пистолетах. Еще совсем недавно использовались пистолеты фирмы Sata, теперь с их помощью наносят только грунт. Краски и лаки наносятся пистолетами LVLP фирмы Optima.

Главным «секретом» этого сервиса, позволившим добиться очень высоких технико-экономических показателей, является грамотное применение новейших материалов, разработанных фирмой Du Pont специально для повышения эффективности труда маляров: высокопродуктивных грунтов, однослойных лаков, эмалей с пониженной эмиссией растворителя и т.д. На наших глазах была отремонтирована крышка багажника новенькой «Шкоды-Октавии», т.е. произведены работы, которые на любой дилерской станции были бы оценены в сумму не менее 150 долл., из которых около 40 долл. составила бы цена расходных материалов. В общем-то, сумма могла бы быть и меньше. Но при этом, чтобы избежать большого количества арматурных работ, всю машину загнали бы в сушильно-малярную камеру, и не исключено, что при этом появились бы дополнительные скрипы в салоне, возникающие из-за деформации элементов обшивки под действием повышенной температуры (порядка 70oС).

Итак, на сгибе крышки багажника «Октавии» имеются глубокие царапины (до металла) на площади приблизительно 100 см2. Первой операцией является удаление силиконовой полироли со всего элемента. Для этого используется специальный очиститель 3919 долл. (здесь и далее название Du Pont опущено, т.к. на сервисе используют исключительно материалы этой марки), который удаляет нерастворимые в воде загрязнения, такие, как полироли, дегти и силиконы. В нашем случае слой полироли был очень толстый, и потребовалось трехкратное повторение процедуры обезжиривания. Затем ремонтный участок был зачищен до металла, а зона перехода расшлифована шлифовальной бумагой Р400. На металл был нанесен один слой протравливающего грунта 820R толщиной 15 мкм, а через 20 минут - два толстых слоя сверхвысокоэффективного грунта UPP 4007S. Грунты серии UPP выпускаются трех оттенков: 4001S - белый, 4004S - серый, 4007S - черный и могут наноситься непосредственно на обычную и оцинкованную сталь слоем до 100 мкм, обеспечивая антикоррозийную защиту даже в случае повреждения лакокрасочного слоя. Особенно тщательно перекрывается расшлифованная зона перехода, т.к. заводская краска в системе база+лак часто неустойчива к действию растворителя покровных эмалей, что приводит к оконтуриванию ремонтных участков. Грунты серии UPP обладают очень малым временем сушки, высыхая при 15oС всего за 1,5 часа. В нашем случае работа была срочной, и была применена инфракрасная сушка с дистанции около 80 см в течение 10 мин. Высушенная поверхность была обработана шлифовальной бумагой Р600, а старое лаковое покрытие - водорастворимой шлифовальной пастой 3М. Шлифовальную пасту рекомендуется применять во избежание прошкуривания лакового слоя на ребрах и изгибах деталей.

Пока производилась подготовка поверхности, была приготовлена базовая эмаль с пониженной эмиссией растворителя Centari 6000. Было смешано всего 50 граммов эмали. Такого количества хватило, чтобы перекрыть всю ремонтную область в два слоя. Небольшое количество краски оказалось возможным использовать потому, что цвет грунта почти совпадал с цветом самой машины. После матовения эмали (15 мин) поверхность была покрыта лаком с повышенным сухим остатком 3200S. Разработанный совсем недавно для нанесения поверх водорастворимой базы, этот лак с успехом можно применять во всех видах ремонта. Он обладает великолепным розливом, прекрасно поглощает перепыл, упрощая точечный ремонт, и, что не менее важно, набирает монтажную прочность всего за три часа при комнатной температуре. Первый, полный, слой наносился только на область ремонта, а второй, менее «жирный», на область, перекрывающую зону ремонта приблизительно на 10 см. При этом использовался LVLP - покрасочный пистолет фирмы Optima в режиме минимальной подачи материала. Область перепыла оказалась незначительной и была сразу размыта напылением растворителя АК350 при пониженном давлении. Через три часа готовую поверхность можно было бы полировать, но в нашем случае опять была использована инфракрасная сушка. Полировка производилась по обычной технологии, для ликвидации следов границы между ремонтным участком и существующим покрытием, заняла менее получаса. Таким образом, весь ремонт машины с учетом неизбежных перерывов занял меньше 3 часов. При этом окрасочно-сушильная камера вообще не использовалась, а стоимость всех расходных материалов не превысила 15 долл.

Тема стоимости расходных материалов Du Pont заслуживает отдельного разговора. В первую очередь необходимо особо отметить, что расход материалов Du Pont последнего поколения по сравнению с другими материалами существенно снижен. Например, для покраски «металликом» автомобиля BMW необходимо всего 1,5 л базы, а при окраске того же автомобиля обычной эмалью достаточно 1,2 л краски с учетом покрытия бамперов. Но о специфике полной окраски автомобиля мы расскажем в следующих статьях.

Полный набор специальных и дополнительных материалов системы Sikkens дает возможность получить высочайшее качество ремонтного покрытия

Те же материалы позволяют проводить окраску кузовов с алюминиевыми панельными деталями

Найти границу ремонтного участка, окрашенного материалами Du Pont, попросту невозможно


Структура сайта
|каталог авторемонтного оборудования и материалов| |новинки рынка| |наши рекомендации| |заказ-заявки| |распродажа| |реестр фирм| |правительственная программа| |партнеры|
|подписка| |анонс нового номера| |архив| |для рекламодателей| |сотрудники|
|ремонт и эксплуатация авто| |автосервисы| |путеводитель по автоинтернету| |библиография статей| |СМИ авто|
|новости| |выставки, семинары и тд.| |ищем партнёров в России| |предложения о сотрудничестве| |конференция|
|диагностика| |ремонт подвески| |ремонт двигателя| |кузовной ремонт| |покраска| |как нас найти| |отвечают мастера| |установка дополнительного оборудования|
|инструмент| |автохимия| |масла| |антикоры| |доп.оборудование Webasto| |сопутствующие товары| |материалы для шиноремонта| |для корпоративных клиентов| |отвечают продавцы| |как нас найти|
|условия продажи| |бланки запросов| |прайс-лист| |мелкооптовые заказы| |отвечают менеджеры| |как нас найти|
|новые авто| |авто с пробегом| |оформление заказа| |страхование| |как нас найти|
|мото| |аксеcсуарика| |интернет-ресурсы| |мотоконференция|
Материалы сервера могут быть использованы только с письменного разрешения ООО "ИТЦ АвтоБС"©