на главную
Журнал "АБС Авто"
|архив|
Зима! Кристаллы, торжествуя...
ЮРИЙ БУЦКИЙ

Зря они торжествуют. Льда в системе охлаждения не будет даже в самые жуткие морозы - а значит, и радиатор, и блок цилиндров останутся целыми и невредимыми. Если, конечно, в систему охлаждения залита «правильная» охлаждающая жидкость.

«Не дождетесь!»

Вопреки досужим (а порой и злорадным!) разговорам о «трагической кончине российской промышленности», за последнее десятилетие в нашей стране появилось немало фирм-производителей, поставляющих на рынок разнообразные товары, в том числе и «автомобильного профиля». Понятно, что к таким компаниям у нашего журнала интерес особый.

Одно из таких предприятий - фирма «ТЭКС», выпускающая охлаждающие жидкости. Кстати, мы о ней писали в августе 1999 года - помните статью «Антифриз цвета «апельсин»? Речь тогда шла об антифризе «Гелис».

За прошедшее время ассортимент фирмы существенно расширился, что вполне объяснимо, - ведь на «ТЭКСе» работает немало профессиональных химиков. Да и сам Генеральный директор предприятия (в прошлом научный работник) выпускник знаменитой «Менделеевки».

Стоп, а почему это «в прошлом»? То, чем он с коллегами занимается сегодня, как раз и есть наука, и не какая-то абстрактная, а прикладная, поскольку результаты исследований тут же внедряются в производство.

Рассказывает Генеральный директор АНДРЕЙ ЕЛИСТРАТОВ

Наша фирма существует с 1995 года и специализируется на производстве антифризов. Кстати, вся продукция изготавливается из отечественного сырья с использованием новейших научных разработок.

Фирма «ТЭКС» непрерывно развивается. Хотите пример? Пожалуйста. С 1998 года мы увеличили объемы выпуска продукции в десять раз, а ассортимент - с одной позиции до четырех. Кроме Москвы, налаживается производство охлаждающих жидкостей в Санкт-Петербурге.

Скажу без ложной скромности: сегодня «ТЭКС» является ведущим российским производителем автомобильных и бытовых антифризов. Да, да и бытовых тоже - с нами сотрудничают крупнейшие фирмы, производящие отопительное оборудование.

Продукция фирмы используется как в России, так и в странах СНГ и Балтии. Шестьдесят тонн антифриза эксплуатируются на Балахнинском целлюлозно-бумажном комбинате. А наш антифриз Helis Best 50/50 поставляется на конвейер Серпуховского автозавода. Вся продукция проходит обязательную сертификацию по системе ГОСТ Р.

Кстати, наш ГОСТ 28084-89 регламентирует три разновидности антифризов: ОЖ-К (концентрат), ОЖ-40 и ОЖ-65 с соответствующими температурами замерзания. Интересно, что по антикоррозионным показателям наш стандарт предъявляет к охлаждающим жидкостям самые жесткие требования. Это объясняется менее качественными материалами, из которых изготавливают отечественные двигатели и системы их охлаждения.

Многие производители выпускают антифризы по ТУ. При этом кое-кто стремится «приспособить» показатели ТУ к своему продукту - и, что удивительно, им это удается. Такие ОЖ обычно хуже выпускаемых по ГОСТу сразу по нескольким параметрам.

И вообще, качество охлаждающих жидкостей - вопрос особый. Недавно мы оборудовали новую исследовательскую лабораторию и решили проверить, насколько соответствует качество антифризов, реализуемых через торговую сеть, заявленному производителем. Обнаружилась интересная вещь - если пробная партия приобреталась официально, качество оказывалось «на уровне». Если же она просто покупалась в розничной сети - ГОСТу соответствовал в лучшем случае один образец из шести.

Почему в торговлю попадает некачественный товар? Одна из причин такова. Посмотрим на приведенный здесь график. Как известно, плотность ОЖ связана с температурой начала кристаллизации и зависит от содержания этиленгликоля в растворе. Эта зависимость (назовем ее «химической», теоретической или справочной - как угодно) имеется в литературе и показана на нижней кривой.

Как фирма-продавец принимает товар у производителя? Эксперт берет ареометр и опускает его в емкость с образцом антифриза. Он знает, какая плотность должна быть у предлагаемой ОЖ, чтобы температура замерзания была, положим, -40oC. Но судит-то он по справочной «химической» кривой, без учета влияния необходимых антифризам присадок!

При одной и той же плотности температура начала кристаллизации у качественной жидкости с необходимым пакетом присадок ниже (см. верхнюю кривую). Разница может достигать 5-8oC, что, согласитесь, немаловажно. Поэтому, несмотря на приемлемую плотность некачественного продукта, он может начинать «замерзать» при более высокой температуре.

С 2000 года мы занялись решением актуальной задачи - утилизацией и переработкой отработанных ОЖ. «Что же здесь особенного», - спросите вы - ведь, например, отработанные масла утилизируют многие фирмы?» Масла - да, а вот отслужившими свое антифризами не занимается никто.

Принимая использованные ОЖ (кстати, в обмен на качественную охлаждающую жидкость), мы убиваем двух зайцев - сохраняем окружающую среду и получаем сырье для производства качественного продукта. Ведь выделение моноэтиленгликоля из отработанного антифриза для профессиональных химиков не представляет трудностей.

Мы всегда рады поделиться своими знаниями со всеми желающими. Например, нас часто спрашивают: чем отличаются зарубежные ОЖ от отечественных? Если говорить о температуре замерзания, то особой разницы нет. Вся разница в добавках - присадках, которые, собственно, и превращают водный раствор МЭГ в пригодный для эксплуатации антифриз. Если в отечественных ОЖ их около десятка, то в лучших зарубежных - в два раза больше.

А вот еще один распространенный вопрос: есть ли какая-либо связь между цветом антифриза и его свойствами? Отвечаю: никакой связи нет. Любая охлаждающая жидкость изначально бесцветна. Готовые антифризы окрашивают для безопасности - чтобы их случайно не выпили, к примеру. Для окраски выбирают броский, «настораживающий» цвет. Так, в России «прижился» синий или сине-зеленый оттенок, в Германии применяют темно-зеленый цвет, а в Италии - красный...

И в заключение - «вопрос вопросов»: как часто надо менять ОЖ? Антифриз в процессе эксплуатации утрачивает многие свои полезные свойства. В частности, снижается щелочной показатель, возрастает склонность к пенообразованию, снижаются антикоррозионные свойства. Срок службы обычного ТОСОЛА - около двух лет или 60 тыс. км пробега. Подчеркнем - при условии сохранения стабильной плотности не менее 1,075 г/см3. Срок службы ОЖ обычно указывается производителем на этикетке.

Эпилог

Хорошо, когда пироги печет пирожник, а антифризы делают химики. Да еще готовые рассказать столько интересного. Поэтому мы не прощаемся с фирмой «ТЭКС».

Так, в одном из ближайших номеров ее специалисты более подробно расскажут о методах испытаниях ОЖ и результатах, полученных в лаборатории фирмы. Мы продолжим публикацию наиболее распространенных читательских вопросов - естественно, с ответами. И не важно, что впереди весна, а за нею - лето. У антифризов, помимо температуры замерзания, есть еще ряд важнейших показателей - температура кипения, антикоррозионные свойства... Так что разговор об антифризах только начинается.

Низкозамерзающие охлаждающие жидкости (ОЖ) у нас издавна называли антифризами - от английского «antifreeze». В разные времена их приготовляли на основе водных растворов одноатомных спиртов, гликолей, глицерина и неорганических солей.

В конечном итоге по ряду причин химики отдали предпочтение гликолевому эфиру - моноэтиленгликолю (МЭГ), бесцветной сиропообразной жидкости с плотностью около 1,112 г/см3 и температурой кипения 198oС.

В 70-х годах начался выпуск антифриза на основе водного раствора МЭГ с вполне определенной температурой начала кристаллизации - минус 40oС. От прежних антифризов он отличался тем, что не требовал разбавления водой перед заливкой в систему охлаждения. Этот препарат получил имя ТОСОЛ - по названию лаборатории «Технология органического синтеза», сокращенно ТОС. Кстати, бывшие ее сотрудники работают на фирме «ТЭКС».

Поскольку название не запатентовали, термин ТОСОЛ стали использовать многие разработчики. Сегодня ТОСОЛОМ называют готовый к применению продукт, а «антифризом» - концентрированный раствор, требующий разбавления. Хотя формально ТОСОЛ тоже является антифризом.

Помимо выполнения основной функции (охлаждения двигателя), ОЖ должна «знать и уметь» многое: не кипеть во всем диапазоне рабочих температур силового агрегата, иметь высокую теплоемкость и теплопроводность, не пениться, не оказывать вредного воздействия на патрубки и уплотнения, обладать антикоррозионными и смазывающими свойствами.

Для обеспечения этих требований в отечественную охлаждающую жидкость вводят различные добавки (чаще их называют присадками). Отсутствие или непропорциональное количество даже одной из них существенно ухудшает качество антифриза.

Несмотря на устоявшиеся термины «температура замерзания», «начало кристаллизации», «окончание кристаллизации» и т.д., антифризы не замерзают в привычном бытовом понимании. В отличие от воды, при застывании они образуют не кристаллическую, а аморфную структуру (такую структуру имеет, например, стекло). При этом антифризы не увеличивают своего объема, а следовательно, не разрушают (на шоферском жаргоне - «не размораживают») систему охлаждения.

При повышении температуры застывший антифриз переходит в жидкое состояние и снова может выполнять свои функции.

Эксплутационные расходы на различные охлаждающие жидкости (по данным фирмы "ТЭКС")

Продукция
Цена
Српок службы
Расходы
руб/кг
время/пробег
копеек на км пробега
копеек на день службы
Поддельный ТОСОЛ 9,5 1 год/15 тыс. км 0,63 26
Качественный ТОСОЛ 11 2 года/60 тыс. км 0,18 10
Продукция «ТЭКС» 12 5 лет/250 тыс. км 0,05 7
Импортные антифризы 60 6 лет/300 тыс. км 0,20 26

Антифриз «Гелис» предназначен для систем охлаждения любых автомобилей. Полностью совместим с импортными антифризами и может использоваться для долива в процессе эксплуатации. Перед использованием ОБЯЗАТЕЛЬНО разбавляется водой. Так, пропорция 1:1 обеспечивает температуру замерзания -40oC и температуру кипения 109oC. В отличие от других антифризов, разбавляемых дистиллированной водой, «Гелис», по данным фирмы «ТЭКС», допускает применение обычной водопроводной, что значительно удобнее

Тосол Helis Best предназначен для автомобилей отечественного и зарубежного производства, выпускается в готовом для употребления виде. Этот продукт содержит мощную группу специальных добавок, которые защищают все материалы системы охлаждения от разрушения. Сама жидкость, соприкасаясь с горячими поверхностями, не окисляется и не разрушается. Продукт полностью совместим с любыми гликолевыми охлаждающими жидкостями, как отечественного, так и импортного производства

Антифриз «Гелис Бэст» предназначен для использования во всех типах систем охлаждения, в том числе работающих в тяжелых условиях. Этот продукт выпускается на основе экологически чистого отечественного сырья и обеспечивает прекрасную защиту от замерзания, перегрева, эрозии, коррозии, образования накипи и пены. Специально для потребителей имеются готовые к употреблению модификации с температурами замерзания -45 и -67oС


Структура сайта
|каталог авторемонтного оборудования и материалов| |новинки рынка| |наши рекомендации| |заказ-заявки| |распродажа| |реестр фирм| |правительственная программа| |партнеры|
|подписка| |анонс нового номера| |архив| |для рекламодателей| |сотрудники|
|ремонт и эксплуатация авто| |автосервисы| |путеводитель по автоинтернету| |библиография статей| |СМИ авто|
|новости| |выставки, семинары и тд.| |ищем партнёров в России| |предложения о сотрудничестве| |конференция|
|диагностика| |ремонт подвески| |ремонт двигателя| |кузовной ремонт| |покраска| |как нас найти| |отвечают мастера| |установка дополнительного оборудования|
|инструмент| |автохимия| |масла| |антикоры| |доп.оборудование Webasto| |сопутствующие товары| |материалы для шиноремонта| |для корпоративных клиентов| |отвечают продавцы| |как нас найти|
|условия продажи| |бланки запросов| |прайс-лист| |мелкооптовые заказы| |отвечают менеджеры| |как нас найти|
|новые авто| |авто с пробегом| |оформление заказа| |страхование| |как нас найти|
|мото| |аксеcсуарика| |интернет-ресурсы| |мотоконференция|
Материалы сервера могут быть использованы только с письменного разрешения ООО "ИТЦ АвтоБС"©