Зря они торжествуют. Льда в системе охлаждения не будет даже в самые жуткие морозы - а значит, и радиатор, и блок цилиндров останутся целыми и невредимыми. Если, конечно, в систему охлаждения залита «правильная» охлаждающая жидкость.
«Не дождетесь!»
Вопреки досужим (а порой и злорадным!) разговорам о «трагической кончине российской промышленности», за последнее десятилетие в нашей стране появилось немало фирм-производителей, поставляющих на рынок разнообразные товары, в том числе и «автомобильного профиля». Понятно, что к таким компаниям у нашего журнала интерес особый.
Одно из таких предприятий - фирма «ТЭКС», выпускающая охлаждающие жидкости. Кстати, мы о ней писали в августе 1999 года - помните статью «Антифриз цвета «апельсин»? Речь тогда шла об антифризе «Гелис».
За прошедшее время ассортимент фирмы существенно расширился, что вполне объяснимо, - ведь на «ТЭКСе» работает немало профессиональных химиков. Да и сам Генеральный директор предприятия (в прошлом научный работник) выпускник знаменитой «Менделеевки».
Стоп, а почему это «в прошлом»? То, чем он с коллегами занимается сегодня, как раз и есть наука, и не какая-то абстрактная, а прикладная, поскольку результаты исследований тут же внедряются в производство.
Рассказывает Генеральный директор АНДРЕЙ ЕЛИСТРАТОВ
Наша фирма существует с 1995 года и специализируется на производстве антифризов. Кстати, вся продукция изготавливается из отечественного сырья с использованием новейших научных разработок.
Фирма «ТЭКС» непрерывно развивается. Хотите пример? Пожалуйста. С 1998 года мы увеличили объемы выпуска продукции в десять раз, а ассортимент - с одной позиции до четырех. Кроме Москвы, налаживается производство охлаждающих жидкостей в Санкт-Петербурге.
Скажу без ложной скромности: сегодня «ТЭКС» является ведущим российским производителем автомобильных и бытовых антифризов. Да, да и бытовых тоже - с нами сотрудничают крупнейшие фирмы, производящие отопительное оборудование.
Продукция фирмы используется как в России, так и в странах СНГ и Балтии. Шестьдесят тонн антифриза эксплуатируются на Балахнинском целлюлозно-бумажном комбинате. А наш антифриз Helis Best 50/50 поставляется на конвейер Серпуховского автозавода. Вся продукция проходит обязательную сертификацию по системе ГОСТ Р.
Кстати, наш ГОСТ 28084-89 регламентирует три разновидности антифризов: ОЖ-К (концентрат), ОЖ-40 и ОЖ-65 с соответствующими температурами замерзания. Интересно, что по антикоррозионным показателям наш стандарт предъявляет к охлаждающим жидкостям самые жесткие требования. Это объясняется менее качественными материалами, из которых изготавливают отечественные двигатели и системы их охлаждения.
Многие производители выпускают антифризы по ТУ. При этом кое-кто стремится «приспособить» показатели ТУ к своему продукту - и, что удивительно, им это удается. Такие ОЖ обычно хуже выпускаемых по ГОСТу сразу по нескольким параметрам.
И вообще, качество охлаждающих жидкостей - вопрос особый. Недавно мы оборудовали новую исследовательскую лабораторию и решили проверить, насколько соответствует качество антифризов, реализуемых через торговую сеть, заявленному производителем. Обнаружилась интересная вещь - если пробная партия приобреталась официально, качество оказывалось «на уровне». Если же она просто покупалась в розничной сети - ГОСТу соответствовал в лучшем случае один образец из шести.
Почему в торговлю попадает некачественный товар? Одна из причин такова. Посмотрим на приведенный здесь график. Как известно, плотность ОЖ связана с температурой начала кристаллизации и зависит от содержания этиленгликоля в растворе. Эта зависимость (назовем ее «химической», теоретической или справочной - как угодно) имеется в литературе и показана на нижней кривой.
Как фирма-продавец принимает товар у производителя? Эксперт берет ареометр и опускает его в емкость с образцом антифриза. Он знает, какая плотность должна быть у предлагаемой ОЖ, чтобы температура замерзания была, положим, -40oC. Но судит-то он по справочной «химической» кривой, без учета влияния необходимых антифризам присадок!
При одной и той же плотности температура начала кристаллизации у качественной жидкости с необходимым пакетом присадок ниже (см. верхнюю кривую). Разница может достигать 5-8oC, что, согласитесь, немаловажно. Поэтому, несмотря на приемлемую плотность некачественного продукта, он может начинать «замерзать» при более высокой температуре.
С 2000 года мы занялись решением актуальной задачи - утилизацией и переработкой отработанных ОЖ. «Что же здесь особенного», - спросите вы - ведь, например, отработанные масла утилизируют многие фирмы?» Масла - да, а вот отслужившими свое антифризами не занимается никто.
Принимая использованные ОЖ (кстати, в обмен на качественную охлаждающую жидкость), мы убиваем двух зайцев - сохраняем окружающую среду и получаем сырье для производства качественного продукта. Ведь выделение моноэтиленгликоля из отработанного антифриза для профессиональных химиков не представляет трудностей.
Мы всегда рады поделиться своими знаниями со всеми желающими. Например, нас часто спрашивают: чем отличаются зарубежные ОЖ от отечественных? Если говорить о температуре замерзания, то особой разницы нет. Вся разница в добавках - присадках, которые, собственно, и превращают водный раствор МЭГ в пригодный для эксплуатации антифриз. Если в отечественных ОЖ их около десятка, то в лучших зарубежных - в два раза больше.
А вот еще один распространенный вопрос: есть ли какая-либо связь между цветом антифриза и его свойствами? Отвечаю: никакой связи нет. Любая охлаждающая жидкость изначально бесцветна. Готовые антифризы окрашивают для безопасности - чтобы их случайно не выпили, к примеру. Для окраски выбирают броский, «настораживающий» цвет. Так, в России «прижился» синий или сине-зеленый оттенок, в Германии применяют темно-зеленый цвет, а в Италии - красный...
И в заключение - «вопрос вопросов»: как часто надо менять ОЖ? Антифриз в процессе эксплуатации утрачивает многие свои полезные свойства. В частности, снижается щелочной показатель, возрастает склонность к пенообразованию, снижаются антикоррозионные свойства. Срок службы обычного ТОСОЛА - около двух лет или 60 тыс. км пробега. Подчеркнем - при условии сохранения стабильной плотности не менее 1,075 г/см3. Срок службы ОЖ обычно указывается производителем на этикетке.
Эпилог
Хорошо, когда пироги печет пирожник, а антифризы делают химики. Да еще готовые рассказать столько интересного. Поэтому мы не прощаемся с фирмой «ТЭКС».
Так, в одном из ближайших номеров ее специалисты более подробно расскажут о методах испытаниях ОЖ и результатах, полученных в лаборатории фирмы. Мы продолжим публикацию наиболее распространенных читательских вопросов - естественно, с ответами. И не важно, что впереди весна, а за нею - лето. У антифризов, помимо температуры замерзания, есть еще ряд важнейших показателей - температура кипения, антикоррозионные свойства... Так что разговор об антифризах только начинается.
|