Тормозная жидкость - неотъемлемая часть гидравлической тормозной системы. Она является рабочим телом, передающим давление от главного тормозного цилиндра к колесным.
О мудром доценте замолвите слово...
Был у нас в институте преподаватель гидравлики, любивший задавать вопрос: «Что такое давление»? И если студент отвечал: «Отношение силы к площади ее приложения», доцент ехидничал: «Наступите в лужу - сила есть, площадь есть, а давления нет... Не путайте физическую характеристику с ее размерностью. Два!»
Он приучал нас к мысли, с первого взгляда непривычной: давление - это напряжение сжатия. А поскольку жидкость практически несжимаема (для инженерных расчетов слово «практически» можно опустить), давление будет передаваться! И проспавшие школьную физику понимали, почему гидростатическое усилие, приложенное на одном конце трубопровода, «отзывается» на другом. Понимали - и совсем другими глазами смотрели на гидравлические механизмы и тормозную систему автомобиля.
Не кипятись, не мерзни, не впитывай...
Это, конечно, не все «заповеди» для тормозных жидкостей. Но их относят к числу важнейших. Начнем с кипения.
Известно, что рабочая температура тормозной жидкости колеблется от 60-70oС при движении по шоссе до 100-120oС на горных дорогах. Но это не предел - например, при длительном крутом спуске с непрерывным притормаживанием температура подскакивает еще выше - градусов этак до ста пятидесяти... И если жидкость закипит... впрочем, оставим сценарии фильмов ужасов Хичкоку и перейдем к физике.
Что происходит при закипании тормозной жидкости? Пузырьки пара вытесняют некоторую ее часть в расширительный бачок ГТЦ. В системе остается жидкость, перемешанная с пузырьками пара. Но если сама жидкость несжимаема, то о паровых «кавернах» этого не скажешь. При нажатии на педаль они сжимаются, дробятся, схлопываются, растворяются в жидкости.
Педаль становится мягкой, а то и вовсе проваливается, торможения не происходит. Вот уж действительно - «не кипятись».
Температура кипения тормозной жидкости напрямую зависит от содержания в ней воды, и с повышением ее концентрации снижается (см. таблицу 1). Поэтому тормозная жидкость должна обладать минимальной гигроскопичностью. Снижение температуры кипения - не единственная тому причина. Влага в системе способствует коррозии цилиндров, а в холодное время - и образованию ледяных пробок.
Когда говорят о морозостойкости тормозной жидкости, имеют в виду стабильность ее вязкости при низких температурах. Понятно, что увеличение вязкости увеличивает время срабатывания тормозов. Для справки: стандарт, разработанный Международным объединением инженеров транспорта (SAE), предписывает, что вязкость тормозной жидкости при -40oС не должна превышать 1800 сСт (мм2/с).
Какие еще требования предъявляют к тормозным жидкостям? Это смазывающие и антикоррозионные свойства, что понятно: поршеньки должны легко перемещаться, а цилиндры - не ржаветь. «Джентльменский набор» дополняет совместимость с деталями тормозной системы, в частности - с резиновыми манжетами.
И еще несколько слов о стандартах. Кроме упомянутого SAE, требования к тормозным жидкостям отражены в документах американского Федерального общества по безопасности транспортных средств FMVSS. В них предусмотрены три нормативных класса: DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1, на которые мы будем ссылаться ниже (см. таблицы 1 и 2).
А теперь посмотрим - какими они бывают, эти самые тормозные жидкости?
Что у вас, ребята, в ГТЦ?
То ли слышал я где-то, то ли читал - один водила «потерял» за городом всю тормозную жидкость. Почему из обоих контуров сразу - история умалчивает, да теперь это уже не важно. Сказывают, залил он в систему мыльный раствор и со скоростью пешехода «допилил»-таки до гаража.
Было это в эпоху дефицита, поэтому опыт сей имеет лишь узкоисторическое значение. И повторять его не следует, даже из любопытства. Тем более что сегодня тормозных жидкостей - хороших и разных - в продаже полным-полно.
Большинство современных продуктов (в том числе и хорошо знакомые нам «Нева», «Томь» и «Роса») основано на гликолевых смесях. Напомним, что гликоли (диолы) - это спирты, имеющие по две гидроксильные группы ОН. Простейший представитель «семейства» гликолей - хорошо известный моноэтиленгликоль, применяемый в антифризах. Но гликолевые смеси в тормозных системах использовались не всегда...
Водители старшего поколения еще помнят БСК - тормозную жидкость красного цвета. Ее приготовляли из бутилового спирта и касторового масла, смешивая их в пропорции 1:1 (отсюда и название продукта - БСК).
Как только ни обзывали эту жидкость в публикациях последних лет! Самый мягкий эпитет - «дедовская». Действительно, для старых машин она вполне подходила, но при появлении современных скоростных автомобилей «вышла в тираж». Главная тому причина - низкая температура кипения - всего 115оС. Кроме того, на морозе вязкость БСК возрастает, что не согласуется с эксплуатационными нормами.
Но есть у нее и плюсы. Так, БСК не впитывает влагу из воздуха, а значит, не провоцирует коррозию зеркала тормозных цилиндров. Благодаря касторовому маслу эта жидкость «дружит» с манжетами и уплотнениями. Она не ядовита, а если попадает на лакокрасочное покрытие, то не портит его.
Поэтому неудивительно, что один уважаемый автомобильный журнал и сегодня допускает возможность применения БСК на автомобилях УАЗ. Действительно, эта машина имеет барабанные тормоза на обеих осях, а продолжительное интенсивное торможение для отечественного вездехода - нонсенс. Сошлюсь на специалистов, много лет работавших на «уазовских» СТО. Они ни разу не слышали, чтобы БСК кипела на «козлике» или «буханке».
Однако в конце 80-х годов завод-изготовитель перешел на гликолевые смеси. Это было сделано с целью унификации «уазиков» с отечественным автопарком и для упрощения обслуживания - ведь гликолевые жидкости взаимозаменяемы.
БСК и сегодня продается на рынках и дорожных развалах. Как уже говорилось, для современного автомобиля она не подходит, но в гаражном быту может пригодиться - например, для смазки замков, петель и консервации крепежа, ожидающего своего часа в жестянке из-под кофе.
А теперь вернемся к тормозным жидкостям на гликолевой основе. Одно из главных их достоинств - высокая температура кипения (см. таблицу 1).
Первой отечественной жидкостью, созданной на гликолевой основе, считается ГТЖ-2. Найти ее сегодня непросто - да и не нужно. Температура кипения и морозостойкость ГТЖ-2 не дотягивают до современных норм, а токсичность и плохие антикоррозионные свойства довершают список недостатков.
Всем известная «Нева» создавалась на основе гликолевого эфира в смеси с полиэфиром. Важный ингредиент этой жидкости - антикоррозионная присадка, приподнявшая планку качества. Но, увы, повышенная гигроскопичность хладнокровно ее опустила. Из-за активного набора влаги точка кипения довольно быстро приближается к критической, поэтому со сроками замены «Невы» ухо нужно держать востро. Сегодня эта жидкость считается устаревшей и массово не производится.
На смену «Неве» пришла «родная сестричка» под именем «Томь». В состав этой жидкости тоже входит гликолевый эфир, но главный ее козырь - пакет целевых присадок. У «Томи» в сравнении с «Невой» улучшены основные эксплуатационные показатели. Поэтому ее причисляют к массовому классу, удовлетворяющему требованиям DOT-3.
Еще более совершенный продукт отечественного гликолевого «семейства» - «Роса». Эта жидкость основана на борсодержащем полиэфире со специальным пакетом присадок. Поэтому она удовлетворяет нормам класса DOT-4.
Что касается импортных препаратов, то на сегодняшнем рынке они представлены очень широко. Изобилие и многообразие затрудняет выделение каких-либо определенных марок тормозных жидкостей зарубежного производства. Основной критерий здесь - соответствие требованиям класса DOT, рекомендованного для конкретного автомобиля. Некоторые полезные сведения на этот счет можно почерпнуть из таблицы 2.
И в заключение этого раздела несколько слов об экзотике. Известно, что некоторые автомобильные компании применяют тормозные жидкости на основе минерального масла. Они не гигроскопичны, не провоцируют коррозию и служат дольше «коллег», имеющих гликолевую «закваску». Однако эти жидкости распространены не очень широко, а потому здесь не рассматриваются.
Менять или не менять?
Что за вопрос - конечно, менять!
Как уже говорилось, тормозная жидкость со временем набирает влагу (некоторые специалисты употребляют термин «стареет» - очень удачно, по-моему). Поэтому - будем читать инструкцию к автомобилю и проводить полную замену жидкости в сроки, назначенные заводом-изготовителем. Обычно они составляют 1,5 - 2 года. Некоторые зарубежные фирмы требуют заменять жидкость не реже чем раз в год.
Операция эта не ахти какая сложная, но очень хлопотная. Требуются специальные ключи для штуцеров, баночки, трубочки, промывка, прокачка, бесконечные нажатия на педаль. Лучше всего, конечно, обратиться на СТО. Но вот беда - на сервисах тоже не жалуют эту операцию. Причина та же: хлопотно...
Правда, сервисники могут существенно облегчить свою участь, если приобретут специальную установку для промывки системы и замены тормозной жидкости. О ней мы расскажем в одной из следующих публикаций.
|