Заглянем в Руководства по эксплуатации автомобилей ГАЗ-3110 «Волга», «Газель» и «Соболь», оснащенных двигателями семейства ЗМЗ-406. Документы категоричны: на указанных моторах для очистки масла следует использовать фильтры производства НТП «КОЛАН». Дальше еще круче: «Применение масляных фильтров других марок, в т.ч. зарубежных, не предусмотрено» . Давайте посмотрим, что же это за фильтры такие?
Очистка - дело тонкое
Итак, перед нами уникальное изделие, которому нет равных? Не будем спешить иронизировать. Чтобы вынести справедливый вердикт, ситуацию надо изучить всесторонне.
Действительно, фильтрация масла в 406-м двигателе - процесс специфический, и рассматривать его нужно комплексно. Именно этим мы предлагаем заняться.
Как известного, загрязнение моторного масла происходит непрерывно. Свою лепту вносят продукты его окисления, неполное сгорание топлива, частицы износа трущихся деталей и посторонние примеси. Сей малоприятный процесс зависит от множества факторов - таких, как качество масла, вид топлива, конструкция двигателя, режимы его работы и эксплуатации.
А теперь вспомним: за последние десять-пятнадцать лет в моторостроении произошла целая революция! Во-первых, возросли удельные мощностные показатели двигателей. Они повысили нагрузки в парах трения и, как следствие, - их чувствительность к абразивным загрязняющим примесям.
Во-вторых, возросли требования к ресурсу и надежности двигателей. Для их обеспечения стали применять моторные масла с высоким уровнем эксплуатационных свойств. От дедовского М-8 они отличаются, как настоящий коньяк от денатурата. Современные масла содержат пакет присадок, в частности - моющих, обеспечивающих высокую диспергированность посторонних примесей.
Все это потребовало нового подхода к проблеме очистки масла. Ее решение сегодня базируется на теории расчета фильтровальных систем, выборе современных материалов и оптимизации схем включения фильтров в систему смазки.
Будущее со следами прошлого
А теперь несколько слов о двигателе ЗМЗ-4062.10 - так сказать, для полноты картины. Этот современный впрысковый мотор мощностью 150 л.с. можно считать очередным шагом отечественных моторостроителей на пути прогресса. Естественно, его появлению можно только радоваться.
Двигатель имеет два верхних распределительных вала с цепным приводом, двумя гидронатяжителями и гидравлическими толкателями клапанов, поставляемых известной германской фирмой INA. Их принципиальная конструкция показана на рис. 1.
Надо ли пояснять, что детали пар трения в указанных механизмах являются прецизионными? И что их работоспособность целиком и полностью зависит от объема загрязняющих примесей в масле, в том числе (внимание!) остающихся в двигателе после изготовления на заводе?
И тут мы подошли к важной и весьма щекотливой проблеме - технологической культуре производства. Не будем бросать камень в уважаемый Заволжский моторный. Но справедливости ради заметим: войдя в новый век с новым двигателем, завод прихватил-таки кое что из семидесятых...
В частности - качество подготовки литых и некоторых других деталей к сборочным операциям. Но «первородная» грязь, легко «перевариваемая» двигателями «волжанок» первых поколений, для 406-го мотора оказалась, увы, «несъедобной»...
Выяснилось, что в масло то и дело попадает множество механических частиц, линейные размеры которых могут исчисляться в миллиметрах (!). Они повреждают прецизионные пары трения, вызывают отказы гидронатяжителей и гидротолкателей клапанов и буквально забивают масляные каналы небольшого диаметра.
А теперь попытаемся соединить первый и второй разделы статьи. Что и говорить - удается с трудом. Можно ли выйти из создавшегося положения?
Полтавские умельцы
Оказывается, можно. Полтавская фирма НТП «КОЛАН» предложила заводчанам оригинальный фильтр собственной конструкции. Изделие разработано известным инженером Анатолием Колтуновым - человеком неординарным и творческим. Его многолетняя работа по совершенствованию систем очистки масла автомобильных ДВС хорошо известна специалистам.
Что же представляет собой его детище, рекомендованное ОАО «ГАЗ» для установки на двигатели семейства ЗМЗ-406 - да еще в обязательном порядке? И почему автор называет его несколько одиозно - «суперфильтр»?
На вид это обычный полнопоточный фильтр с шестью впускными отверстиями, уплотнительным кольцом и гранями «под ключ» на белом корпусе. Но главное, конечно, внутри. В полтавском изделии «живут» два фильтрующих элемента: основной из высококачественной импортной фильтровальной бумаги (поз. 2 на рис. 2) и дополнительный из нетканого синтетического материала (поз. 1 на том же рисунке). Его еще называют «фильтрующим элементом перепускного клапана».
А теперь совершим небольшой технический экскурс. Напомним, что при температуре от -15 до -20oС (холодном пуске) 90% моторного масла проходит через перепускной клапан, исключая масляное голодание двигателя. Однако при этом возрастает вероятность поступления в прецизионные пары крупных абразивных частиц и технологической грязи, о которых говорилось выше.
По мере прогрева масла с -10o до 0oС его доля, проходящая через фильтрующую штору, увеличивается до 50%, а при температурах выше 0oС перепускной клапан закрывается, и поток идет только через штору. Так работает обычный масляный фильтр.
Но вернемся к «КОЛАНу». Его главное преимущество - это эффективная очистка масла, поступающего в двигатель через перепускной клапан при холодном пуске. Очистка происходит в упоминавшемся дополнительном элементе из нетканого материала. Вот почему он «супер».
Искушенный читатель заметит, что принцип защиты пар трения при холодном пуске давно известен. И даже вспомнит изделия фирмы Purolator, у которых перепускной клапан расположен в верхней части фильтра.
Верно, - согласимся мы, чтобы тут же возразить: такое техническое решение эффективно лишь при вертикальном размещении фильтра. А вот при горизонтальном расположении элемента (как это сделано на двигателе ЗМЗ-4062.10 и других отечественных моторах) оно практически бесполезно. В то время, как полтавский «КОЛАН» способен защитить двигатель и «лежа».
«Годен к строевой!»
А теперь немного формальностей. Фильтры «КОЛАН» прошли многочисленные стендовые и заводские эксплуатационные испытания. Эти непростые экзамены показали высокую надежность защиты пар трения двигателей, гидронатяжителей цепей, гидротолкателей и гидрокомпенсаторов зазоров.
Авторы конструкции не остановились на достигнутом и создали аналогичные суперфильтры для автомобилей ВАЗ: разборный 2105С-1012005-РК-1 и неразборные 2101С-1012005-НК-2, и 2108-1012005-НК-2. Испытания, проведенные на ВАЗе, подтвердили высокую эффективность изделий при обкатке, пуске и прогреве двигателей при минусовых температурах. Кстати, испытания закончились совсем недавно - в январе.
Итак, фильтр, разработанный Полтавским НТП «КОЛАН», обеспечивает эффективную очистку масла на всех режимах работы двигателя и надежную защиту прецизионных деталей от абразивных загрязняющих примесей.
Эти качества делают его незаменимым при:
• использовании в качестве технологического при обкатке нового двигателя;
• эксплуатации двигателя в гарантийный период;
• эксплуатации двигателя после капитального ремонта;
• применении современных масел с высокими моющими свойствами.
Добавим к сказанному, что полтавские фильтры запатентованы в Украине, России, Германии, США и прошли сертификацию в установленном порядке. Поэтому рекомендации АО «ГАЗ», с которых начался этот разговор, мы считаем вполне логичными и обоснованными.
|