В этой статье мы решили познакомиться с проблемой покраски пластмассовых автомобильных деталей вообще и, в частности, таких уязвимых элементов, как бамперы. Поводом для этого явилось попавшее нам в руки письмо, разосланное руководителям предприятий «АвтоВАЗтехобслуживание» за подписью г-на В.Т. Сычева - начальника Управления технического обеспечения ВАЗа. В письме фактически утверждается, что пластмассовые бамперы новых «вазовских» моделей ремонтной покраске не подлежат.
Начнем с цитаты: «В настоящее время АОО «АвтоВАЗ» осуществляет переход на новый материал бамперов для автомобилей семейства ВАЗ-2110 - модифицированный полипропилен - МПП (PP/EPDM - по зарубежной классификации)...
Ремонтная перекраска бамперов из МПП (в условиях автоцентров, при существующем оборудовании и материалах) невыполнима в связи с особыми требованиями, предъявляемыми к подготовке поверхности бампера перед покраской. На основании изложенного, в гарантийный период эксплуатации, бамперы из МПП, имеющие дефекты, подлежат замене по гарантии в установленном порядке... Следует обратить особое внимание на недопустимость нарушения заводского грунтовочного покрытия, что становится возможным при интенсивном шлифовании или смывании растворителем, так как при этом нарушается активный слой подложки, следствием чего является неудовлетворительная адгезия наносимого лакокрасочного покрытия, приводящая к его отслоению».
Смысл столь долгой цитаты заключается в следующем. При нарушении лакокрасочного слоя бампера его следует менять, а ведь бампер - это очень уязвимая деталь, стоимость которой для новых моделей ВАЗа не меньше чем 1,5 тыс. рублей. Действительно ли его невозможно покрасить качественно, даже применяя современные покрасочные системы? Для того чтобы разобраться с этим вопросом, мы посетили «Техцентр Атланта КРОСС», который, сотрудничая со многими страховыми компаниями, часто имеет дело с 10-ми и 11-ми моделями «жигулей».
Предприятие известно уже 7 лет как СТОА, ремонтирующая все модели автомобилей. Несколько лет назад при автоцентре открыт салон по продаже новых и подержанных автомобилей, а в прошлом году организована служба эвакуации аварийных автомобилей в пределах Москвы и Московской области.
Свою деятельность «АтлантаКРОСС» начинал в помещении бывшего гаража (площадью около 300 кв. м), расположенного по адресу: ул. Островитянова, 1. Затем были построены еще два цеха, а в настоящее время это - современное, хорошо оборудованное предприятие, способное справиться с любой работой. Цены на обслуживание относительно невысокие - стоимость работы с иномарками, доля которых составляет половину всех обслуживаемых автомобилей, 20-30 у.е./норма-час. Обслуживание отечественных автомобилей (преимущественно ВАЗов) дешевле - около 200 рублей/норма-час. Такие цены и высокое качество работ определяют большой поток ремонтируемых автомобилей, в том числе застрахованных.
О качестве разговор особый, но вернемся к нашей теме - покраске пластмассовых элементов. Так вот, ни о каком отслоении лакокрасочного слоя при покраске пластмассовых элементов любых машин в «АтлантеКРОСС» не может быть и речи. После знакомства с приведенным выше письмом специалисты фирмы ответили очень просто: «При использовании материалов фирмы Du Pont, миксер которой установлен на сервисе, качественная покраска бамперов «жигулей» вполне возможна при условии детального соблюдения «дюпоновской» технологии».
Зная о том, что восстановить покрытие пластмассовой детали не так-то просто, мы захотели более подробно познакомиться с этой технологией и рассказать об этом нашим читателям.
Работа начинается с изучения маркировки материала, обычно указываемой на обратной стороне пластмассового элемента. Материалы с маркировкой AAS, ABS, PC, PVC входят в группу термопластов, имеющие обозначение PA, EP, PUR, - это термореактивные пластмассы (дуропласты) - и, наконец, PP, EPDM, POM - полипропилены, образующие третью группу. Именно в эту, последнюю, группу входят бамперы ВАЗ-2110. Покраска материалов каждой из этих групп имеет свою специфику, которая должна учитываться при работе.
Особо внимательно необходимо относиться к деталям, не имеющим маркировки. Изготовленные мелкими фирмами (как правило, в странах традиционного рисосеяния), они часто имеют поверхность с не удаленным слоем силиконовой смазки, используемой при производстве и глубоко проникающей в материал детали. Вначале пластмассовые элементы должны быть отмыты от растворимых в воде загрязнений и нагреты до температуры 60оС в течение как минимум 30 минут. Затем поверхность обезжиривается специальными растворителями - для пластиков 1-й группы используется растворитель 3920S, а для остальных пластиков необходим растворитель для эпоксидных грунтов 3871S.
Иногда для немаркированных пластиков процедуру приходится повторять 2-3 раза. Для пластиков 3-й группы может потребоваться дополнительная обработка открытым пламенем газовой горелки. Процедуру нужно проводить достаточно быстро, чтобы не вызвать оплавления пластика, при этом пламя должно касаться поверхности материала для того, чтобы не закоптить деталь.
Заводские детали «жигулей», даже незагрунтованные, не нуждаются в этой процедуре, чего нельзя сказать о разных «самопальных» накладках, используемых для тюнинга. Только после обезжиривания можно приступать к механической обработке поверхностей, иначе силиконы окажутся распределенными по поверхности и приведут к существенному ухудшению адгезии лакокрасочного покрытия.
Механическая обработка ведется шлифовочными материалами зернистостью не больше 600 или скотч-брайтом. После механической обработки производится еще одно обезжиривание, при этом растворитель наносится на поверхность и, не допуская его высыхания, удаляется сухой ветошью (высохший растворитель оставит неустранимое впоследствии пятно силикона). Затем поверхность грунтуется. Наиболее разумным решением является применение двухкомпонентного грунта с высоким сухим остатком 1220R и с добавкой 5-10% пластификатора 805R.
Пластики 1-й и 3-й группы требуют нанесения специального грунта для гибких подложек 800R. Он наносится в один-два слоя с минимальной толщиной 5-10 мкм, за 10 минут до основного грунтования. Слоистые панели из термореактивных пластмасс не требуют применения специальной грунтовки. После этого на поверхность наносится слой выравнивающего грунта. В зависимости от гибкости элемента в грунт и последующий слой лака необходимо добавить до 25% пластификатора 805R.
Дальнейшая обработка не отличается от обработки металлических панелей. Описанная схема допустима не только для покраски нового элемента, но и для частичной покраски ремонтного участка. В этом случае ремонтный участок предварительно шпатлюется специальными шпатлевками фирмы «3М» для пластмассовых деталей.
Как правило, передние бамперы в силу своего расположения больше страдают от механического воздействия камней и песка, вызывающего сколы лакокрасочного покрытия. Полностью избежать этого нельзя. Ведь даже стеклянные фары автомобилей на наших дорогах покрываются оспинами сколов буквально через год эксплуатации. Но бороться с этим все-таки можно. Фирмой Du Pont разработана специальная добавка ВК220 к базовой эмали Centari 6000, обеспечивающей защиту от сколов, даже при повреждении лакового слоя.
Вот, собственно, и вся технология подготовки пластмассовой поверхности к покраске. Как видим, удлинение времени при работе с этими деталями возникает только за счет процедуры предварительного обезжиривания, так как дополнительные 15 минут, необходимые для нанесения и сушки при комнатной температуре грунта 800R, можно не учитывать. Более того, если можно обойтись без использования основного грунта, мы имеем выигрыш во времени да и по расходу эмали. Особенно это заметно в случае использования полупрозрачных «металликов» и «перламутров», так как грунт 800R может быть подкрашен пигментными пастами фирмы Du Pont.
Проверенная годами технология дает очень хорошие результаты - бамперы «десяток», покрашенных по этой методике в «Атланте КРОСС», служат не меньше заводских, да и сколов на них возникает значительно меньше.
Но любая технология совершенствуется. Чтобы познакомиться с новейшей разработкой Du Pont - универсальным двухкомпонентным грунтом серии 901R, - обратимся к опыту нашего «АБС-сервиса». Серия грунтов 901-907, отличающихся только цветом (901R - белый, 907R - черный), сочетает в себе свойства адгезионного грунта и основного. С одной стороны, он имеет великолепную адгезию ко всем пластикам, включая PP, PP/EPDM, а с другой - может наноситься слоем толщиной до 30 мкм, перекрывая ремонтный участок, и шлифоваться «по мокрому» (шлифовальной бумагой Р800-1000) через два часа воздушной сушки или через 30 мин сушки при 60оС.
Обезжиривание и предварительная обработка проводятся на «АБС-сервисе» точно так же, как описывалось выше. Затем наносится один легкий слой (слегка смачивающий поверхность) и полный слой грунта толщиной 25-30 мкм, достаточный для заделки рисок, возникающих при обработке шпатлевок. Эмали можно наносить «мокрый по мокрому» через 15-20 мин после грунтования или после шлифовки, но не позднее, чем через 24 часа после нанесения.
Наличие двух цветов в системе, которые могут смешиваться в произвольном соотношении, дает возможность получить любой оттенок серого цвета и повышает укрывистость полупрозрачных эмалей. Однако главным преимуществом этого грунта является то, что он не оконтуривается при ремонте локальных участков. Следовательно, снижается расход краски и лаков, что понижает стоимость ремонта. Это особенно важно при работе с относительно недорогими ВАЗовскими машинами. Интересно отметить: адгезия этого грунта даже выше, чем адгезия стандартных заводских грунтов.
Равного материала, на наш взгляд, пока нет в других покрасочных системах.
Конечно, материалы для покраски пластмасс существуют и в иных покрасочных системах.
В системе Sikkens используются адгезионный грунт Sikkens Plastoflex Primer и пластифицирующая добавка Elast-o-Actif. Как и в системе Du Pont, в Sikkens имеются специальные добавки для создания текстурированной и матовой поверхностей. С особенностями применения системы Sikkens мы познакомились в автоцентре «Мерседес-ЛОГОВАЗ-Беляево» - самом престижном центре России, где качество - это «альфа и омега» всего технологического процесса.
Подготовка поверхности происходит по вышеописанной технологии, за исключением одного - обезжиривание проводится специальным антистатическим обезжиривателем Antistatic Degreaser. Он содержит вещества с высокой электропроводностью, которые обеспечивают нейтрализацию статического электрического заряда, неизбежно накапливающегося на пластмассовых деталях при их обработке. Мало того, что статические заряды притягивают любую пыль, но они также приводят к неравномерному распределению пигментов и образованию светлых и темных пятен, хорошо заметных после покрытия поверхности лаком.
Свою специфику имеет и финишная обработка - многие пластмассовые накладки «мерседесов» имеют матовую структурированную (как бы шершавую) поверхность. Поэтому в цветовой формуле эмали обязательно указывается количество рельефообразующей пасты Autocryl Structure Paste Fine. При добавлении 10% пасты глянец снижается в 2 раза, а при соотношении добавки и эмали 8:2 получается полностью матовая поверхность. На фактуру поверхности влияет в первую очередь метод нанесения. Если необходимо получить крупнозернистую поверхность, наносятся 2-3 слоя эмали, с выдержками между слоями не менее 5 минут. Если требуется мелкозернистая фактура, интервалы между нанесением слоев не делаются. Конечно, многое зависит от руки мастера. Нужна большая практика, чтобы получить фактуру поверхности, в точности соответствующую заводскому покрытию.
Однако результаты при должном навыке получаются великолепные, а стойкость покрытий во многих случаях превосходит заводскую.
В заключение необходимо отметить, что описанная технология применяется не только для покраски пластмассовых деталей. Все чаще и чаще так окрашиваются металлические детали, покрытые специальными антикоррозийными составами. Но о специфике покраски таких деталей мы расскажем в последующих статьях.
|