на главную
Журнал "АБС Авто"
|архив|
Водомет. Эксплуатация
СЕРГЕЙ САМОХИН

Специалисты сервисных центров, занимающиеся ремонтом и обслуживанием аппаратов высокого давления (АВД), утверждают, что отказы, причиной которых является заводской брак, чрезвычайно редки. В то же время реальный моторесурс аппаратов зачастую оказывается ниже регламентируемого производителем. На то есть как объективные, так и субъективные причины. Поговорим о том, что нужно учитывать, чтобы обеспечить аппарату высокого давления долгую жизнь.

Представители зарубежных компаний, анализировавшие, почему их продукция порой выходит из строя, не отработав положенный срок, в один голос заявляют, что тому виной - низкое качество воды. Говоря образно, враг номер один аппарата высокого давления - некачественная вода.

Особенности национальной водоподготовки

Чем же не устраивает наша вода зарубежных специалистов?

Во-первых, высоким содержанием механических примесей, оказывающих абразивное воздействие на механизмы насоса высокого давления, запорную и регулирующую арматуру. Во-вторых, повышенной жесткостью, определяющейся высокой концентрацией солей.

Опасность использования жесткой воды связана с тем, что содержащиеся в ней соли оседают на внутренних поверхностях аппарата в виде нерастворимого осадка и при последующей работе попадают во все пары трения, делая свое «черное» дело. В случае использования горячей воды ситуация еще более усугубляется. Это касается использования водопроводной воды.

Действующий в настоящее время нормативный документ ОНТП-01-91 определяет правила организации любых моечных постов и регламентирует обязательное применение систем оборотного водоснабжения, оснащенных очистными сооружениями. Так вот, качество такой оборотной воды в подавляющем большинстве случаев вообще не выдерживает критики. К уже упомянутым недостаткам, присущим водопроводной воде, добавляются неизбежные при работе примеси нефтепродуктов и поверхностно-активных веществ, а в зимнее время - соли. Это превращает воду в агрессивный состав, разрушающий корпусные детали и уплотнения насосов.

Такой недостаток водооборотных систем обусловлен тем, что хорошие очистные установки, входящие в их состав, очень дороги. Их стоимость как импортного, так и отечественного производства - от 8 тыс. долл. и выше. Поэтому, как правило, используют установки, имеющие меньшую цену, которые не обеспечивают требуемую гигиеническими нормами степень очистки при долговременной эксплуатации. В таких «жестких» условиях ресурс аппаратов высокого давления неизбежно снижается.

Можно порекомендовать ряд мер, которые позволят смягчить эту объективную ситуацию.

Уменьшить содержание механических примесей помогает дополнительный фильтр тонкой очистки с тонкостью фильтрации не более 60 мкм. Следует неукоснительно соблюдать сроки замены находящейся в обороте воды и даже сокращать их в зимнее время, когда дорожные службы активно используют соль для борьбы с гололедом.

Несоблюдение этого условия грозит многими неприятностями. Помимо сокращения ресурса моечной техники, резко падает качество работ: растворы с загадочным химическим составом и большой концентрацией взвешенных механических примесей - не лучшее средство для мойки автомобилей. Нельзя забывать и об охране труда: парами таких растворов приходится дышать всем, кто находится в помещении моечного участка, начиная от операторов и заканчивая клиентами.

Если вы только приступаете к созданию моечно-уборочного поста, уделите особое внимание качеству и надежности очистной установки. В последнее время многие отечественные фирмы работают над созданием недорогих систем водоочистки, отвечающих требованиям отечественных стандартов и максимально адаптированных к «местным» условиям, и, похоже, что им это удается.

Установка и подготовка к работе

«Что тут хитрого! Аппараты - мобильного исполнения, катай по полу как хочешь, где остановился - там и место». Так думают многие, и не только думают, но и действуют. И при этом совершают ошибку.

Производители не зря снабжают АВД как минимум 10-метровыми шлангами. Этим они подразумевают максимально удалить аппарат от обрабатываемого объекта, чтобы уменьшить воздействие на него влаги и образующегося при мойке водяного тумана.

Несмотря на влагозащищенное исполнение, вряд ли найдутся материалы и электротехнические изделия, безразличные к действию химически активной влаги. Практика работы моечных участков подтверждает, что, если АВД большую часть времени используется на одном посте, разумно разместить его на максимально возможном расстоянии от зоны мойки (желательно за занавесом), приподняв над уровнем пола. Идеальным является расположение моечного аппарата, вообще, в отдельном помещении, с подводом магистрали высокого давления на участок. В этом случае его основной электрический выключатель дублируют и выводят в удобное для оператора место.

Подсоединение к электрической сети - обычное, в соответствии с действующими «Правилами эксплуатации электроустановок-потребителей». Единственное, хотелось бы напомнить о необходимости устройства защитного заземления и использование надежных удлинителей с сечением проводов, расчитанным на данную нагрузку.

При подключении к магистрали подачи воды есть ряд тонкостей.

Некоторые фирмы (например, Karcher) рекомендуют безнагревные АВД, не имеющие в конструкции специальных демпфирующих устройств, подсоединять к магистрали шлангом длиной не менее 7,5 м, что особо оговаривается инструкцией по эксплуатации. Эта мера позволяет уменьшить вероятность гидроудара при пуске и останове аппарата.

Сечение подводящих магистралей должно быть достаточным для обеспечения паспортной производительности насоса. Водяное «голодание» очень опасно для АВД. При дефиците воды на входе в насос происходит активный подсос воздуха в цилиндр, в котором движется плунжер. Причем воздух засасывается через сальники, что приводит к их преждевременному выходу из строя. При недостатке воды изменяется тон работы насоса, что можно отчетливо услышать. В этом случае необходимо тут же остановить работу до выяснения и устранения причины.

Если для питания АВД планируется использовать горячую воду, то на подводящем участке трубопровода нужно обязательно установить смеситель для регулировки температуры и термометр для ее контроля. Даже незначительное превышение допустимой температуры на входе в насос способно быстро вывести его из строя. От перегрева страдают в первую очередь сальниковые уплотнения и пластиковые корпуса впускных и выпускных клапанов. К тому же с увеличением температуры возрастает опасность повреждения деталей насоса из-за кавитационного эффекта. Если вы хотите увеличить срок службы насоса, уровень температуры на входе лучше поддерживать на 15-20 % ниже максимально допустимого.

Особо хочется обратить внимание на серьезную ошибку, которую совершают некоторые владельцы АВД, подключая их к магистрали системы отопления. Этого ни в коем случае нельзя делать не только потому, что наносится вред нормальному функционированию отопительной системы. Подмешиваемые в систему щелочи, снижающие образование известковых отложений в трубопроводах, химически агрессивны и быстро поражают внутренности насоса: уплотнения, корпусные детали, металлические плунжеры. Известны случаи из ремонтной практики, когда такие «несчастные» аппараты привозили в ремонт раз в неделю.

Следует помнить, что некоторые модели АВД имеют насос, который вовсе не рассчитан на использование горячей воды. Таковыми являются практически все модели с подогревом, поэтому не следует «помогать» бойлеру - скорый ремонт в этом случае неизбежен.

Профилактика

Ничто не может так продлить срок службы техники, как правильное и своевременное обслуживание.

Профилактические мероприятия, регламенированные эксплуатационной документацией, не сложны. В части насосов высокого давления они предусматривают контроль состояния и периодическую замену масла в механизме привода плунжеров, осмотр насоса на наличие течей воды.

Большинство производителей рекомендуют менять масло в начале эксплуатации - через 200 мото-часов работы, далее - через каждые 500 мото-часов, безусловно, если его замена предусмотрена. Для ориентировки можно принять регулярность замены - один раз в полгода при проходимости моечного участка - 30-40 машин в день.

Рекомендуется применять фирменное масло указанной в инструкции марки. Имейте в виду, что для различных моделей аппаратов одной фирмы могут использоваться различные марки масел. Так, для моек Karcher с приводом от однофазного двигателя рекомендуется фирменное масло с классом вязкости SAE 15W40, аналогичное моторному, в то время, как для аппаратов с трехфазным приводом - масло SAE 90, по вязкости близкое к трансмиссионному. В аппаратах WAP Alto бытовой гаммы рекомендуют применять минеральное моторное масло класса 15W40, а в профессиональных - Mobil Gear 630.

К вопросу возможной замены рекомендуемого масла другим следует подходить очень осторожно. Некоторые фирмы в литературе по эксплуатации указывают возможные альтернативные сорта масел, другие - нет. Если срок замены пришел, а возможности приобрести фирменное масло нет, следует руководствоваться теми же соображениями, как при выборе масла для автомобиля: идентичный класс вязкости и база (минеральная или синтетическая).

Известен случай, когда из лучших побуждений владелец заправил аппарат более «хорошим», дорогим, маслом: вместо рекомендованного минерального - «синтетикой». Ни к чему хорошему это не привело. Привод застучал: менее вязкая синтетика не держала «масляный клин». Как излишне тратиться, так и экономить не стоит. Цена 1 литра фирменного масла - от 5 до 8 долл., а на заправку редко требуется более этого объема.

Для АВД с нагревом, помимо обслуживания насоса, необходимо регулярно проводить профилактику бойлера - очищать топливный фильтр, удалять накипь с внутренних поверхностей теплообменника и нагар снаружи. Первые две операции при соответствующей квалификации персонала можно выполнить собственными силами. Для удаления накипи можно приобрести в сервисных службах специальные препараты. Очистку бойлера от нагара лучше поручить ремонтникам, так как она сопряжена с полной разборкой бойлера и последующей регулировкой топливной системы с замером дымности и температуры выхлопных газов.

В аппаратах с нагревом нужно использовать качественное дизельное топливо, которое перед заправкой следует в течение суток отстаивать в емкости, сливая для работы отстоявшуюся часть. Не допускается подмешивание в солярку керосина, бензина и других ЛВЖ. Раз в год топливный бак нужно очищать.

Те, кто не желают отвлекаться на проведение профилактики собственными силами, могут поручить выполнение работ сотрудникам сервисной службы, имеющейся практически у каждого дилера. Стоимость одного нормо-часа работы колеблется от 25 до 30 долл. На профилактику АВД без нагрева уходит около 0,5 часа, с нагревом - до трех часов. При заключении договоров на регулярное обслуживание предоставляются скидки.

Неисправности

Основной неисправностью АВД является падение производительности насоса и связанное с ним уменьшение рабочего давления. Это, так или иначе, является следствием утечек воды, которые могут происходить по разным причинам. Наиболее часто встречающиеся - утечки через сальниковые уплотнения плунжеров насоса.

Износ сальников (прежде всего - высокого давления) может носить естественный характер, а может, как говорилось выше, вызываться присутствующими в воде абразивными частицами. Если плунжеры насоса - стальные, то могут повреждаться и их поверхности. При громадном давлении достаточно незначительных, едва различимых глазом царапин, чтобы утечки достигли заметной величины.

На начальной стадии неисправность можно определить по небольшой лужице воды, образующейся под аппаратом. Конструкцией большинства АВД предусмотрено наличие в корпусе, между головкой насоса и картером привода, дренажных отверстий. Через них вода, пробившая сальник высокого давления, вытекает наружу. Это сигнал, означающий, что техника требует ремонта. Приступив к нему на этой стадии, чаще всего можно ограничиться заменой сальников, комплект которых на один плунжер стоит 35-60 долл. (плюс стоимость работы).

Если пропустить по невнимательности или игнорировать «первый звонок», процесс развивается дальше. Струя воды, распространяющаяся вдоль тела плунжера, как ножом, прорезает водяной сальник низкого давления, затем масляный и прорывается в заполненный маслом картер механизма привода. При этом масло превращается во вспененную эмульсию с близкими к нулевым смазочными свойствами. Последствия можно посмотреть на приводящихся фотографиях. Именно поэтому рекомендуется периодически контролировать не только уровень, но и состояние масла.

В стоимость ремонта, к которому приступили на этой стадии, может быть включена цена деталей привода, корпусных деталей, уплотнений и т.д.

Если и далее проявлять беспечность, то заклинит и сгорит электродвигатель (30-40% стоимости АВД), и тогда проще будет приобрести новый аппарат.

Причины падения производительности могут быть иными: износ байпасного или перепускных клапанов, повреждение шлангов. В любом случае это будет заметно по субъективным ощущениям: снижение отдачи пистолета при включении, уменьшение плотности и моющей способности струи. Если аппарат имеет систему total stop (при отпускании клавиши пистолета насос отключается), утечки приводят к самопроизвольному включению: автоматика принимает падение давления в системе за команду «пуск».

Указанные неисправности - главные, но, к сожалению, не единственные, перечислить все - невозможно. Хочется подчеркнуть основное: нужно внимательно следить за состоянием аппарата, и в случае обнаружения каких-либо отклонений от нормы выяснить причину и обратиться при необходимости в ремонтную службу. Чем раньше это сделать, тем меньших денег будет стоить ремонт.

Вместо заключения или «враг номер два»

Все, о чем говорится в этой статье, - не новость. Эксплуатационные инструкции, руководства для пользователей содержат куда более подробную информацию о правилах эксплуатации АВД, тем более, что они касаются специфики именно вашего приобретения. И все же работники сервисных служб утверждают, что документацию читает примерно один из ста пользователей, остальные постигают особенности эксплуатации методом «тыка». Это по статистике и является ровно в 99 случаях из 100 причиной поломки аппарата. Вот в подтверждение - свежий пример.

В сервисную службу одной из фирм обращается клиент, на днях купивший АВД с нагревом, и с обидой в голосе заявляет, что аппарат «течет». Явившиеся на зов ремонтники на месте выяснили, что «мойщики» заливали воду... в выхлопную трубу бойлера! Таких казусов в коллекции каждой сервисной службы более, чем достаточно.

Это дает основания утверждать, что враг номер два аппарата высокого давления, как и любой другой техники, - неподготовленный (или безответственный) пользователь.

В этой ситуации можно порекомендовать уже известные, старые, методы: инструктаж персонала, сдача техминимума, назначение ответственных (в том числе материально) за состояние техники, а иногда и просто - обучение грамоте.

Изучив литературу, возможно, мойщики узнают, что:

• многие АВД с нагревом запрещается включать, если в топливном баке нет солярки;

• аппараты с регулируемым давлением перед его регулировкой надо отключать и сбрасывать давление;

• аппараты с системой by-pass при отключенном пистолете нельзя оставлять работающими более чем 2 -3 минуты;

• прерывая работу на длительное время, нужно полностью обесточить АВД и «разрядить» пистолет, сбросив давление;

• используя пистолет в качестве костыля во время перекуров, можно повредить его распылительную головку...

... а также много других интересных правил, выполнение которых позволит продлить жизнь АВД. Удачной работы!

Абразивные частицы, содержащиеся в воде, вызывают ускоренный износ сальников. Также они могут повреждать поверхности стальных плунжеров и дажк стенки цилиндров

Износ сальников можно определить по утечкам воды через специально сделанные в корпусе привода насоса дренажные отверстия. Если под аппаратом появляется лужица - пора «бить тревогу»

Игла байпасного клапана прорезана не ножовочным полотном. Это результат работы воды, насыщенной механическими частицами. Такие дефекты также приводят к потерям давления насоса

Периодически следует проверять не только уровень масла, но и его состояние. Наличие эмульсии недопустимо, оно говорит о катастрофическом повреждении сальников, включая масляный


Структура сайта
|каталог авторемонтного оборудования и материалов| |новинки рынка| |наши рекомендации| |заказ-заявки| |распродажа| |реестр фирм| |правительственная программа| |партнеры|
|подписка| |анонс нового номера| |архив| |для рекламодателей| |сотрудники|
|ремонт и эксплуатация авто| |автосервисы| |путеводитель по автоинтернету| |библиография статей| |СМИ авто|
|новости| |выставки, семинары и тд.| |ищем партнёров в России| |предложения о сотрудничестве| |конференция|
|диагностика| |ремонт подвески| |ремонт двигателя| |кузовной ремонт| |покраска| |как нас найти| |отвечают мастера| |установка дополнительного оборудования|
|инструмент| |автохимия| |масла| |антикоры| |доп.оборудование Webasto| |сопутствующие товары| |материалы для шиноремонта| |для корпоративных клиентов| |отвечают продавцы| |как нас найти|
|условия продажи| |бланки запросов| |прайс-лист| |мелкооптовые заказы| |отвечают менеджеры| |как нас найти|
|новые авто| |авто с пробегом| |оформление заказа| |страхование| |как нас найти|
|мото| |аксеcсуарика| |интернет-ресурсы| |мотоконференция|
Материалы сервера могут быть использованы только с письменного разрешения ООО "ИТЦ АвтоБС"©