Перед вами продолжение статьи «Бельгийские материалы для русского мастера», опубликованной в предыдущем номере нашего журнала. Как и было обещано, шпатлевки бельгийской фирмы Soudal опробованы на «АБС-сервисе».
Работая над темой «Профессиональная окраска», мы посетили множество профессиональных сервисных станций. Там, в реальных условиях, был изучен опыт применения различных окрасочных систем, в частности - Du Pont и Sikkens. Но, понятно, только ими дело не ограничилось - нам довелось увидеть кое-что еще. Например, попытки замены какого-либо компонента окрасочной системы материалом «со стороны».
Однако система есть система, и такие замены, как правило, бывают неудачными. Причин тому множество, и почти все они описаны и проанализированы в упомянутом цикле статей «Профессиональная окраска». Единственным исключением (как известно, подтверждающим правило!) являются шпатлевки Soudal. Они прекрасно заменяют «коллег» от других фирм, и это не случайность. Чтобы понять, в чем тут дело, давайте классифицируем производителей материалов для кузовного ремонта.
Их можно поделить на три группы. Во-первых, это компании, уже производящие полные окрасочные системы. Их имена у всех на слуху, а продукция позволяет выполнить ремонтные работы с высочайшим качеством.
Во-вторых, фирмы, пытающиеся разработать такие системы. Как правило, они очень высокого мнения о своих материалах, что, впрочем, не всегда подтверждается практикой.
И, наконец, в-третьих, специализированные компании, не претендующие на создание полных окрасочных систем. Сосредоточив свои усилия на производстве определенной гаммы продукции, они достигают отменного качества и, что не менее важно, - полной совместимости с материалами известных производителей из первой группы. Ярким примером здесь является фирма Soudal.
Бывает, что в окрасочных системах некоторые материалы просто-напросто отсутствуют. В этом случае допускается замена отсутствующих материалов достойными аналогами от других фирм - например, продукцией Soudal.
Что же представляют собой шпатлевки Soudal? Как уже говорилось в предыдущей статье, это гамма продуктов, позволяющая производить все виды шпатлевочных работ - от заделки грубых вмятин до операций по заполнению мельчайших рисок. Чтобы сориентировать читателя в ассортименте бельгийских шпатлевок, приводим таблицу.
Зачем нужно такое разнообразие шпатлевочных материалов? Начнем с азов. При нанесении достаточно толстого слоя шпатлевки неизбежна усадка материала. Поэтому кроме полиэфира в шпатлевку вводят изрядное количество минерального наполнителя. Его относительно крупные зерна сводят усадку к минимуму, да только вот беда - такая шпатлевка довольно трудно наносится.
И тут на помощь приходят тонкие шпатлевки. Процесс их нанесения легче, они имеют зерно меньшего размера, что облегчает работу по выравниванию и шлифованию поверхности. Но у этих шпатлевок более высокий коэффициент температурного расширения - а значит, толстый слой здесь недопустим. Он спровоцирует и температурные деформации и отслоение при сушке. Значит, для получения требуемого результата нужно найти оптимальное сочетание основной и тонкой шпатлевки.
Стекловолокнистые шпатлевки хороши для заделки глубоких вмятин, они обладают хорошей адгезией и прекрасно работают на изгиб. Такие материалы незаменимы при работе в труднодоступных местах. Однако они плохо шлифуются, поверхность остается грубой. Поэтому после окончания полимеризации их обрабатывают абразивом, оставляя нарочито шероховатую поверхность - лишь бы она не выступала за контур панели. Этот слой служит фундаментом для основной шпатлевки, на которую, в свою очередь, накладывают финишный материал.
А теперь составим такую цепочку из ассортимента шпатлевок Soudal. Вот она, как вариант: Polyfiber толщиной 5 мм - обработка абразивом; Metal Plastic толщиной до 2 мм - шлифование; Metal Plastic Extra Fine - тонкое шлифование.
Входящая в ассортимент Soudal шпатлевка Metal Plastic Soft - мелкозернистая, мягкая. Ее удобно применять в местах, которые тяжело зашкурить. Кроме того, специалисты профессиональных сервисов считают, что она подойдет для ремонта капотов с их непростыми температурными условиями работы.
Шпатлевки для ремонта алюминиевых панелей содержат диспергированный алюминий и являются, безусловно, достижением разработчиков. Дело в том, что добиться хорошей адгезии к алюминиевой панели очень трудно, как известно, ее поверхность покрыта оксидной пленкой. Здесь же требуемую адгезию обеспечивает само наличие алюминия в составе шпатлевки. Пример такого продукта от фирмы Soudal - шпатлевка Metal Plastic Alu.
Особо следует отметить однокомпонентные нитрошпатлевки. Они незаменимы для заделки мелких трещин и царапин лакокрасочного покрытия. Вот, например, Celluplast - выпускается в тюбиках, как зубная паста, очень удобна в применении.
А специалисты «АБС-сервиса» подсказали еще одну область применения нитрошпатлевок. Поясним это на примере. Допустим, требуется устранить локальный дефект лаковой пленки. Можно капнуть на это место лаком, он полимеризуется - получится бугорок, который придется сошлифовать. Однако сделать это непросто - слишком велик риск повредить покрытие по периметру бугорка. Если же залить его нитрошпатлевкой, «склоны» бугорка станут более пологими. Теперь его можно смело обрабатывать. Кроме того, наложенная нитрошпатлевка отличается по цвету и при шлифовке служит своеобразным индикатором качества работы.
Особо хотелось бы сказать о продукте Spray Filler. Подобные жидкие шпатлевки содержатся во многих окрасочных системах, и некоторые автопроизводители предусматривают их обязательное применение.
Spray Filler наносят из пистолета, что ускоряет работу. После такой обработки поверхность полностью готова для нанесения грунта. Spray Filler очень удобна при работе с большими поверхностями - однако следует помнить, что она требует тщательной просушки после нанесения.
А еще мастера отметили хорошую «терпимость» шпатлевок Soudal. Это означает, что они не выделяют пироксида, а следовательно, краске не грозит изменение цвета. Эти шпатлевки «дружелюбны»: при точном дозировании отвердителя имеют достаточное время работы - хороший мастер успеет сделать многое.
Следующая подкупающая характеристика бельгийских шпатлевок - это возможность шлифовки как «сухим», так и «мокрым» способами. Кроме того, судя по температурным характеристикам, они прекрасно подойдут как для акриловых красок, так и для меламиноалкидных эмалей горячей сушки.
А теперь давайте определимся: что такое профессиональный ремонт? Очевидно, это работа, выполняемая профессиональными мастерами и качественными материалами. Поэтому отклонения от предписанной технологии здесь недопустимы - случись чего, деньги клиенту придется вернуть, и хорошо, если этим все закончится.
Но есть и другой вид профессионального ремонта, о котором обычно не пишут. Это когда мастер выполняет работу для себя - например, ремонтирует собственную машину. Тут уж «есть разгуляться где на воле» вдохновению. Хорошо зная шпатлевочные материалы, отвечая за качество лишь перед самим собой, маляр может использовать их свойства уже не на сто, а на «все сто пятьдесят» процентов.
Почему бы, например, не «сваять» поврежденный участок из последовательно примененных разнообразных шпатлевок? И если он выдержит проверку временем - честь и хвала этим материалам! Конечно, пропагандировать такой подход мы не вправе, но проиллюстрировать тем самым свойства шпатлевок вполне возможно.
Подобная задача была поставлена перед нашими мастерами - ее решение вы можете видеть на фотографиях с подробными комментариями.
Что еще сказать о шпатлевках Soudal? Их качество подтверждено сертификатом ISO 9002, а ценовая характеристика весьма привлекательна. О таких материалах говорят, что они оптимальны по соотношению «цена/качество». А многочисленные отзывы, имеющиеся у дилеров, подтверждают: российским мастерам шпатлевки Soudal нравятся.
|