Мы продолжаем цикл статей «Бельгийские материалы для русского мастера». В №№ 4,5/2001 рассказывалось о гамме автошпатлевок от фирмы Soudal из Бенилюкса. В этом номере журнала эстафету принимают кузовные клеи-герметики.
Предмет гордости
Ассортимент герметизирующих составов Soudal объединяет две большие группы кузовных материалов. Во-первых, это герметики как таковые. Их назначение - уплотнение соединений при сборке узлов, защита сварных швов от коррозии и тому подобные функции, не связанные с силовыми нагрузками.
Во-вторых - их «собратья» клеи-герметики. Они должны не только герметизировать соединения, но и обеспечивать их целостность, в ряде случаев заменяя собой сварку и клепку. Отсюда и присутствие слова «клей» в названии препаратов.
Говоря о гамме своей продукции и о программе ее продвижения на рынке, фирма Soudal использует обобщающий термин «клеи-герметики», подразумевая под ними герметизирующие материалы всех видов. Последуем и мы этому правилу.
Клеи-герметики - гордость фирмы. И она вполне оправдана, ибо Soudal сегодня является ведущим европейским производителем в этой области. Кстати, покупка заводов известной немецкой фирмы Bayer, о чем мы рассказали в апрельском номере журнала, как нельзя лучше подтверждает эту истину.
Прогресс освоения герметизирующих препаратов бельгийскими специалистами можно было бы назвать традиционным, если бы не одно «но»... Обратимся к ретроспективе. Сначала силиконовые герметики, потом полиуретановые - такой путь прошли практически все сколь-нибудь известные производители герметиков. Но фирма Soudal силиконовыми и полиуретановыми препаратами не ограничилась.
Ее последнее достижение - это клеи-герметики на основе гибридных полимеров. Что стоит за этим термином с химической точки зрения, мы, к сожалению, не знаем - это know how фирмы. А вот о потребительских свойствах (а это, что ни говорите, самое главное) побеседуем с удовольствием.
Казалось бы, всем хороши полиуретановые клеи-герметики. Ну, разве... да, да - боятся прямого солнечного излучения, теряют цвет, стареют. Правда, существуют специальные защитные составы - праймеры, способные приостановить воздействие ультрафиолетовых лучей. Но обработка праймером - удовольствие дорогое, да и лишняя операция получается. А вот гибридные клеи-герметики солнечных лучей не боятся, праймера не требуют, да и поверхность перед их нанесением не нуждается в специальной подготовке - ее необходимо лишь обезжирить. Однако справедливости ради отметим, что для гибридных клеев-герметиков выпускают фирменный surf-активатор. Как говорится, «для улучшения адгезии фирма рекомендует...» Но его применение не является обязательным, как, например, в случае с полиуретановыми герметиками.
Итак, гибридные препараты в сравнении с полиуретановыми более стойкие и требуют меньше операций при нанесении. Это плюс.
Кроме того, с экологической точки зрения гибридные клеи-герметики совершенно безопасны, чего нельзя сказать о полиуретановых. Это еще один плюс.
Кроме того, гибридные герметики позволяют расширить перечень склеиваемых материалов, включая стеклопластики и их разновидности. А самый главный плюс - это общее снижение себестоимости клеевых операций в сравнении с полиуретановыми клеями-герметиками.
По мнению специалистов Soudal, за гибридными клеями-герметиками будущее. Правда, пока фирма не отказывается ни от силиконовых, ни от полиуретановых препаратов. «Смена поколений» должна произойти постепенно, без революционных скачков, а для этого свое слово должны сказать потребители, в частности мастера автосервиса.
Специально для них подчеркнем: клеи-герметики Soudal сегодня охватывают весь спектр возможного применения при кузовном ремонте. Давайте познакомимся с пятью препаратами, как традиционными, так и новыми. А начнем с самого современного гибридного состава под названием...
Клей-герметик Soudaseal 240 FC
Из формального «досье» узнаем, что это «высококачественный однокомпонентный шовный клей-герметик с сильной адгезией». Область применения - это, в частности, сборка и герметизация металлоконструкций, в том числе и подверженных вибрациям. В качестве примеров называются автомобили, морские суда, авиакосмическая техника. Остановимся на автомобильном применении Soudaseal.
Сегодня этот новейший препарат применяют, например, на автобусных заводах для вклейки боковых стекол. Или приклеивают к автобусному кузову переднюю панель, выполненную из стеклопластика.
А ведь соединить стеклопластик с металлом вовсе не так просто, как может показаться. Во всяком случае, эксперименты с клеями некоторых фирм показали: разрушение соединения «металл-стеклопластик» происходит в результате отслоения клея от стеклопластика, а клеящий герметик остается на металле. И лишь в случае применения Soudaseal отрыв произошел по герметику: и на металле, и на стеклопластике остались приблизительно одинаковые полосы клея. Значит, адгезия Soudaseal одинакова хороша к обоим материалам.
Этот факт открывает обширные перспективы для российских заводов по сборке автобусных, троллейбусных и трамвайных кузовов: облицовку можно не приваривать, не приклепывать, а приклеивать. Этот способ технологичен, не провоцирует коррозию и дает прекрасный эстетический результат.
Кстати, в самой Бельгии есть крупный завод, выпускающий автобусные кузова и автомобильные прицепы. Он именно так и поступает: обклеивает каркас металлическими листами. И этот пример не единичен, скорее, наоборот - на Западе подобные технологии стали массовыми. Вспомните: «клееные» автобусы, попавшие в Россию после двадцатилетней эксплуатации «там», не имеют ни следов коррозии, ни трещин, в то время как сварные кузова их российских ровесников сплошь усеяны заплатами.
Что касается легковых автомобилей, клей-герметик Soudaseal прекрасно подойдет, например, для приклеивания «краба» - усилителя крышки багажника или капота. Кстати, капот - одна из самых вибронагруженных панелей, а вибрация, как известно, лютый враг сварных соединений. Поэтому замена сварки склейкой здесь очень выгодна. Кроме того, и сама вибрация будет гаситься - это также входит в арсенал бельгийских клеев-герметиков.
Или рассмотрим, например, крепление крыла на болтах. Нанесение герметика перед его монтажом обязательно, в том числе и при замене на сервисе. Цель та же - гашение вибраций и антикоррозионная защита, и прежде всего вблизи болтовых соединений.
И здесь может возникнуть вопрос: а останется ли это соединение разборным, не уподобится ли это крыло сварному «жигулевскому»? Нет, не уподобится. Слой клея-герметика после откручивания болтов можно срезать виброножом либо специальной струной - во всяком случае, эта операция потребует меньше трудозатрат, чем демонтаж крыла, крепящегося сваркой.
А теперь несколько технологических особенностей. При нанесении гибридных клеев-герметиков излишки удаляют с помощью мыльного раствора. Для ускорения полимеризации шов рекомендуется смочить водой - она играет роль катализатора реакции. Такая возможность позволяет подстраивать процесс сборки соединения под ритм конвейера или ремонтного предприятия.
Гибридные препараты выпускают девяти расцветок - этакая расширенная радуга, а кроме того, швы можно окрашивать автомобильными красками.
Кстати, любая операция с клеем-герметиком, прежде чем рекомендуется потребителю, получает письменное одобрение фирмы Soudal. А оно, в свою очередь, базируется на комплексе испытаний, проводимых на фирме.
И в заключение этого раздела поделимся новостью: через 3-4 месяца Soudal предложит мастерам гибридный клей-герметик для вклейки ветровых стекол (в быту их называют лобовыми). Как уже говорилось, праймер для этой операции станет ненужным, что позволит снизить себестоимость операции. А пока для вклейки ветровых стекол Soudal предлагает...
Клей-герметик Carbond 955 DG
Это однокомпонентный клей-герметик на основе полиуретана, надежный, проверенный препарат для вклейки ветровых стекол. А теперь сделаем небольшое отступление.
Некоторые мастера, стремясь сэкономить и не держать долго машину на станции, приобретают дешевые «быстрые» клеи для вклейки стекол. Их основной недостаток - слишком большая жесткость и твердость, приобретаемая после полимеризации.
Вклеенное стекло становится как бы единым целым с рамкой, а когда кузов «играет» на ухабах, испытывает значительные нагрузки. И если оно имеет щербинку, трещину, скол, или же в него попадает камешек - трескается и рассыпается. А будь шов эластичным, подобной неприятности не произошло бы.
Но пора открыть карты: при использовании клея-герметика Carbond 955 DG шов получается надежным и прочным и одновременно - эластичным. Это означает, что стекло не будет «следить» за колебаниями кузова и в то же время выдержит срабатывание двух подушек безопасности - водительской и пассажирской. А это сегодня общепризнанная европейская норма.
Герметик Carbond 945 FC
Это полиуретановый герметик, имеющий солидный послужной список. В автомобилестроении используется для герметизации соединений при сборочных операциях. Диапазон его применения весьма широк, но хотелось бы отметить одну «изюминку» - Carbond 945 FC хорошо приспособлен для обработки вертикальных стыков.
Герметик Carsealer
Carsealer стоит в ряду герметиков особняком - его применяют специально для защиты сварных швов. Иногда этот герметик именуют «мастикой», что, впрочем, не умаляет его достоинств: прекрасной адгезии, водонепроницаемости и стойкости к маслам, и возможности окрашивания после нанесения.
Герметик Gasketseal
И, завершая этот небольшой обзор, познакомимся с высокотемпературным однокомпонентным эластичным силиконовым герметиком Gasketseal.
Слово «высокотемпературный» говорит о многом - этот герметик незаменим при ремонте прокладок, в том числе и применяемых на двигателе. А в ряде случаев из него можно и сформировать прокладку, которая останется эластичной и будет прекрасно противостоять маслу, антифризу, топливу.
Эпилог... или пролог?
Клеи-герметики Soudal наносятся с помощью пистолетов - как ручных, так и пневматических. Для профессионального использования, конечно, предпочтительнее пневматический пистолет: в сравнении с ручным он дает более ровный шов, уменьшает расход и повышает производительность.
А сами препараты поставляются в упаковках двух видов: во-первых, в картриджах емкостью 310 мл, во-вторых, в фольгированных «колбасках» емкостью 600 мл. У последних есть одно существенное достоинство - их легко утилизировать.
И, заканчивая эту статью, отметим: она вводная, ознакомительная. А вот следующая публикация будет носить практический характер: герметики Soudal переданы на «АБС-сервис», где в настоящее время подвергаются самым жестким «экзаменам». Так что продолжение следует.
|