на главную
Журнал "АБС Авто"
|архив|
Ремонтная покраска эмалями горячей сушки

ГЕННАДИЙ ПЕТРОВ,
ОАО «ПолиКомПласт»

В прошлом номере журнала мы познакомили читателей с одним из видов продукции подмосковного предприятия ОАО «ПолиКомПласт» - препаратом «СуперМет», продлевающим срок реальной эксплуатации агрегатов автомобиля.

Однако это только малая толика в обширной гамме продукции, выпускаемой отечественным химическим предприятием.

Сегодня мы решили рассказать об очень специфическом препарате под торговой маркой «Диур». Никогда ранее наш журнал не писал об этих препаратах, и в редакции были сомнения - следует ли публиковать такую статью. Нет ничего сверхъестественного, такие препараты хорошо известны, и механизм их действия вполне понятен.

Так почему же сомнения?

Дело в том, что «Диур» не что иное, как отвердитель эмали. Автомобилисты со стажем наверняка помнят ускорители сушки, с их помощью в любительских условиях удавалось вполне сносно покрасить автомобиль эмалями МЛ и МЧ с температурой сушки 130oС.

Впрочем, при чем тут стаж? Большинство отечественных автомобилей красятся конвейерными эмалями горячей сушки МЛ и МЧ. Большой плюс при использовании этих эмалей в качестве ремонтных в том, что исключается дорогостоящий цветоподбор. Достаточно выбрать эмаль того же номера, что и заводская, и все - точное «попадание в цвет» обеспечено. Страна наша огромна, и далеко не все автовладельцы могут позволить себе ремонтную окраску автомобиля современными двухкомпонентными эмалями низкотемпературной сушки. Причина чисто экономическая. Эмали же горячей сушки недороги, доступны, но покрытие из них прочное и обладает хорошими декоративными свойствами. Единственный недостаток этих эмалей - узкая цветовая гамма.

Ускорители и отвердители

Ранее применявшиеся ускорители сушки автоэмалей - это органические или неорганические кислоты, являющиеся катализаторами реакций, ведущих к высыханию и отверждению лаков и красок. Практически пригодны для сушки только меламиноалкидных и карбамидоалкидных лакокрасочных материалов. Позволяют понизить температуру сушки до 60оС, но при передозировке могут резко ухудшить качество эмали и вызвать интенсивную коррозию металла.

В отвердившейся эмали традиционные ускорители сушки остаются преимущественно в свободном или слабосвязанном виде, постепенно вымываясь в процессе эксплуатации, или же вступают во взаимодействие с пигментами и наполнителями, что, в свою очередь, может привести к заметному изменению цвета покрытия.

В настоящее время наиболее эффективными средствами, позволяющими осуществлять ремонтную покраску автомобилей эмалями горячей сушки без применения специального оборудования, являются отвердители эмалей. Они представляют собой растворы низколетучих уретанов в безводных органических растворителях и содержат изоцианатные группы очень высокой реакционной способности. В отличие от ускорителей сушки, отвердители вступают в непосредственное взаимодействие с основой лакокрасочных материалов, одновременно повышая их эксплуатационные характеристики.

Отечественным отвердителем эмалей, сочетающим в себе все основные достоинства, является «Диур», производимый ОАО «ПолиКомПласт» по ТУ 2494-046-11748532-99 в промышленных масштабах.

«Диур» способен отверждать при 20оС большинство классов лакокрасочных материалов: меламиноалкидных (МЛ), мочевиноалкидных (МЧ), эпоксидных (ЭП), уретановых (УР), ряд акриловых (АК), алкидных (ГФ и ПФ) и т.д. Его применение позволяет:

• сделать ремонтную покраску автомобилей недорогой и доступной и получить качественное лакокрасочное покрытие без использования сушильной камеры;

• использовать отечественные эмали, отверждение которых происходит при температуре не менее 110-130 градусов;

• производить покраску ряда пластмассовых деталей автомобиля;

• экономить время, которое, как известно, является эквивалентом денег.

Но всем этим не ограничиваются области применения «Диура». Например, добавки «Диура» в количестве до 10% в качестве третьего компонента значительно повышают прочность и адгезию полиэфирных шпатлевок. При этом становится возможным использовать автомобильную шпатлевку в качестве эффективного клея для склеивания стеклопластиков и металлов.

Как правильно использовать «Диур»? Прежде всего надо иметь в виду, что «Диур», как и любой изоцианатный отвердитель, чрезвычайно чувствителен к влаге. Он способен взаимодействовать даже с парами воды, содержащимися в воздухе. В открытой емкости уже через несколько часов под действием влаги воздуха состав превращается в нерастворимый осадок, непригодный для дальнейшего использования. По этой же причине для получения качественного лакокрасочного покрытия работы с применением «Диура» нельзя проводить в сырую погоду или при повышенной влажности воздуха.

Высокая активность отвердителей данного типа позволяет использовать для разбавления эмалей перед отверждением ограниченный круг растворителей. Это уайт-спирит, различные сольвенты и нефрасы, ксилиты, толуол, этилацетат, бутилацетат, ацетон, циклогексанон, скипидар, четыреххлористый углерод, диоксан, их смеси и некоторые другие редко применяемые растворители. Разумеется, все они не должны содержать влагу.

Те же самые растворители должны быть использованы в рецептуре отверждаемой эмали. Из составных растворителей, имеющихся в продаже, рекомендуется применять следующие растворители и разбавители: Р-4, Р-5, Р-12, Р-14, Р-24, РКЧ, Р-219. Применение известных растворителей 645, 646, 647, 648, 649, 650 и 651, а также разбавителей серии РЭ, Р-197 и РКБ-1 нежелательно из-за присутствия в этих рецептурах спиртовых компонентов.

Наличие спиртов или других активных растворителей в составе может снизить или полностью нейтрализовать действие «Диура».

По счастливому стечению обстоятельств основная масса авторемонтных лакокрасочных материалов выпускается с применением растворителей, не противопоказанных «Диуру». Так что автомобилисту не придется ломать голову над тем, можно ли смешивать ту или иную краску с отвердителем.

В худшем случае отвердитель не подействует, но и не ухудшит качество полученного покрытия.

Обычный расход «Диура» - 8-10% от массы неразбавленной эмали. С таким количеством отвердителя время полного высыхания и отверждения эмалей при 20oС составляет 3 часа (при 80oС - 40 минут). Уменьшение дозы отвердителя приведет к соответствующему удлинению процесса отверждения, но никак не к ухудшению качества покрытия. В то же время передозировка «Диура» нежелательна, так как это влечет за собой повышение хрупкости отвержденной эмали.

Жизнеспособность эмалей после смешения с «Диуром» - не менее 8 часов, т.е. в течение этого времени смесь необходимо использовать.

Вследствие того, что в любом лакокрасочном материале присутствуют следы влаги, эмаль после тщательного перемешивания с «Диуром» рекомендуется выдержать в течение 20-30 минут. За этот период происходит удаление пузырьков углекислого газа, выделяющегося в результате реакции изоцианатных групп с водой. Растворители, применяемые для разбавления эмали, тоже могут содержать влагу. Следовательно, разбавлять эмаль до рабочей вязкости растворителями лучше до ввода отвердителя, а не наоборот, как обычно принято. При несоблюдении указанных рекомендаций процесс выделения пузырьков газа будет происходить уже при нанесении покрытия, что в конечном итоге приведет к появлению дефектов в виде раковин на эмали.

Гарантийный срок хранения «Диура» - 6 месяцев при условии хранения в плотно закрытой упаковке и температуре не выше 30oС. С течением времени возможно повышение вязкости отвердителя. При хранении на свету, особенно под прямыми солнечными лучами, изоцианатные отвердители могут приобретать желтый оттенок.

Как и другие изоцианатные отвердители, «Диур» со временем желтеет, что отрицательно сказывается и на лакокрасочных покрытиях белых оттенков. Через несколько лет они приобретают желтый оттенок.

В связи с этим ОАО «ПолиКомПласт» разработало состав нового поколения - «Диур-Экстра», содержащий специальные добавки, стабилизирующие его цвет. Кстати, эти же добавки повышают цветовую стойкость самих эмалей. Использование «Диура-Экстра» позволяет теперь смело работать с эмалями белых цветов, не опасаясь их пожелтения в процессе эксплуатации.

«Диур» и подделки

В связи с тем что в настоящее время рынок заполнен откровенными подделками под отвердители, перед потребителем встает важный вопрос - как отличить настоящий «Диур» от поддельного. Чаще всего недобросовестные фирмы и продавцы предлагают упаковки, заполненные просто растворителями или же в лучшем случае ускорителями сушки (при этом на упаковке имеется этикетка «Диура»). В отличие от тех и других, «Диур» обладает липкостью и способен в тонком слое твердеть на воздухе в течение нескольких часов. В смеси с ацетоном он после добавления воды медленно выделяет пузырьки углекислого газа, образуя хлопья или твердую пену, в то время как ускорители сушки, являясь кислотными продуктами, вызывают вспенивание влажного мела. Ускорители сушки могут высыхать на воздухе, также образуя кристаллический остаток, но растворимый в воде, особенно в присутствии соды.

Различные лаки легко можно отличить от отвердителя, они не способны к выделению углекислого газа.

В то же время сам факт подделок под «Диур» не может не радовать производителя. Это говорит об устойчивом спросе на препарат. Кардинальный и единственный способ борьбы с подделками - покупка продукта через дилерскую сеть или обращение непосредственно к производителю, или эксклюзивному дилеру. Вам всегда предоставят информацию о том, где можно приобрести оригинальный «Диур» по минимальной цене.

В заключение следует указать на то, что все работы с «Диуром» необходимо проводить, соблюдая те же меры безопасности, что и при использовании изоцианатных растворителей для современных эмалей. Помещение должно иметь хорошую вентиляцию, а персонал - использовать индивидуальные средства защиты.

оглавление этого номера

Структура сайта
|каталог авторемонтного оборудования и материалов| |новинки рынка| |наши рекомендации| |заказ-заявки| |распродажа| |реестр фирм| |правительственная программа| |партнеры|
|подписка| |анонс нового номера| |архив| |для рекламодателей| |сотрудники|
|ремонт и эксплуатация авто| |автосервисы| |путеводитель по автоинтернету| |библиография статей| |СМИ авто|
|новости| |выставки, семинары и тд.| |ищем партнёров в России| |предложения о сотрудничестве| |конференция|
|диагностика| |ремонт подвески| |ремонт двигателя| |кузовной ремонт| |покраска| |как нас найти| |отвечают мастера| |установка дополнительного оборудования|
|инструмент| |автохимия| |масла| |антикоры| |доп.оборудование Webasto| |сопутствующие товары| |материалы для шиноремонта| |для корпоративных клиентов| |отвечают продавцы| |как нас найти|
|условия продажи| |бланки запросов| |прайс-лист| |мелкооптовые заказы| |отвечают менеджеры| |как нас найти|
|новые авто| |авто с пробегом| |оформление заказа| |страхование| |как нас найти|
|мото| |аксеcсуарика| |интернет-ресурсы| |мотоконференция|
Материалы сервера могут быть использованы только с письменного разрешения ООО "ИТЦ АвтоБС"©