на главную
Журнал "АБС Авто"
|архив|
В поисках прохлады
Часть 2. А у вас есть план?
МИХАИЛ УСПЕНСКИЙ,
кандидат технических наук,
АЛЕКСАНДР КАРПОВ,
менеджер компании «АмЕвро»

Стремление к комфорту, «кондициониризация» большой части автомобильного парка дало импульс к развитию нового направления в автосервисном бизнесе. Иначе и быть не может. Кондиционеры требуют не только профилактического обслуживания, но и ремонта, а спрос на эти услуги, естественно, рождает предложение. Более того, выполнение профилактических работ по кондиционерам не требует больших вложений и может приносить быструю, эффективную отдачу. Но только при грамотной организации самого процесса этих работ.

Итак, рассмотрев основные принципы работы устройств по «производству холода» (а проще говоря - автокондиционеров для охлаждения воздуха в салоне автомобиля), вполне логично продолжить эту тему разговором об обслуживании таких систем, инструменте и оборудовании, потребном для оснащения участка профилактики и ремонта автокондиционеров.

Сам участок для таких работ достаточно прост, так как не требует подъемника. Основная деятельность происходит сверху (в подкапотном пространстве), ну а монтаж-демонтаж отдельных агрегатов, который удобно проводить снизу, можно выполнить с помощью подкатного гидравлического домкрата.

Гораздо важнее другой вопрос - оснащенность такого участка. Тут можно порекомендовать очевидную и простую мысль - оснащенность должна быть увязана с идеей получения максимальной прибыли. А иначе кому это все нужно? Вот тут и могут возникнуть проблемы.

Сегодня существует широкий выбор оборудования для обслуживания кондиционеров от разных производителей. Причем (в зависимости от уровня) разброс цен на оборудование очень значителен.

Безусловно, при оснащении участка необходимо учесть предполагаемые работы. Если планируются только «быстрые» сервисные работы - это один подход. Если сервис и ремонт - другой.

Безусловно, проще всего выполнять типовые, «быстрые» работы, к примеру, дозаправку кондиционера, но нам кажется, что на таком бизнесе далеко не уедешь. Основная прибыль «зарыта» в сервисном обслуживании и ремонте, причем по возможности любых типов систем кондиционирования, устанавливаемых на автомобилях. Разумеется, что, планируя выполнение таких работ, потребуется учесть и большее количество вопросов. За их разрешением лучше обращаться к специалистам, которые накопили определенный опыт и смогут помочь вам избежать многих трудностей и бесполезных потерь.

Мы не так богаты..., дальше все знают

К дорогому оборудованию для ремонта и обслуживания, безусловно, относятся автоматические и полуавтоматические станции разных производителей.

Существует мнение (на наш взгляд, не совсем верное, а почему, вы поймете из последующего изложения), что предпочтительнее выбирать многофункциональную, дорогую систему с автоматическим управлением. Она позволяет обеспечить минимум ошибок, а главное, не предъявляет высоких требований к квалификации оператора. Верно, конечно, но это видимость, а не сущность.

Опыт специалистов позволяет утверждать, что без высококвалифицированного персонала никак не обойтись. В любом случае механик должен в совершенстве знать устройство и принцип работы системы кондиционирования, ее особенности, причины возникающих неполадок, способы их устранения, а главное - то, что нельзя делать с кондиционером ни при каких обстоятельствах. Иначе, даже при наличии самой «навороченной» аппаратуры, один оператор сможет принести такой убыток, что «мало не покажется».

Сам принцип работы автоматической станции ведет к тому, что мастер только меняет опустевшие баллоны с хладагентом, подключает станцию к контурам низкого и высокого давления системы кондиционирования и нажимает соответствующую кнопку. Все основные операции (идентификация хладагента, его откачка и очистка, вакуумирование системы, проверка ее герметичности и заполнение хладагентом с добавкой масла) проводятся без вмешательства оператора. Безусловно, такой принцип очень удобен при обслуживании «свежих» систем, но даже в этом случае оператор вряд ли сможет «прочувствовать» только начинающиеся неприятности, а о том, чтобы вмешаться в процесс работы такой станции, разговора вообще не возникает.

В силу этих причин и высокой цены автоматических станций большим спросом на рынке пользуются относительно недорогие ручные и полуавтоматические установки для обслуживания систем кондиционирования. С помощью этих агрегатов мастер может проводить каждую операцию пошагово, вручную, или задавая программу выполнения операции, с возможностью контроля, а в случае необходимости и вмешательства в ход операции. Мастер может изменить параметры операции: к примеру, увеличить время проверки герметичности, изменить количество добавляемого масла и т.д. Безусловно, требования к квалификации оператора, обслуживающего такие станции, выше. Но наличие квалифицированного специалиста для профессионального выполнения всех работ по системам кондиционирования - это одна из главных составляющих успешной и эффективной работы по сложным системам кондиционирования в мастерской любого уровня. Таким образом, вопрос поиска специалиста или его подготовки и обучения можно считать, пожалуй, основным при организации участка ремонта и профилактики автокондиционеров.

И еще несколько слов о пресловутом человеческом факторе, организации участка... и прибыльности работ.

Обслуживание автокондиционеров, по сути, ничем не отличается от обслуживания иных систем и агрегатов автомобиля. И для привлечения клиентов на таком участке, а следовательно, для повышения его прибыльности, хороши те же средства, о которых мы неоднократно писали, что и для всего сервиса в целом. Это и ненавязчивое предложение дополнительных услуг: к примеру, мойка агрегатного отсека, можно и салон пропылесосить, да мало ли еще что. Главное, чтобы клиент почувствовал заботу и внимание, тогда он и сам вернется в следующий раз и друзьям порекомендует ехать к вам. А это и есть прибыль.

Ну а правильная и грамотная организация работ, даже на небольшом участке, позволяет не только увеличить его пропускную способность.

По мнению специалистов, в организации автосервисных работ на каждом участке сокрыто увеличение его прибыльности минимум на 50% только за счет внутренних резервов. Основной резерв - повышение производительности, но нельзя забывать и о выявлении скрытых дефектов, требующих проведения дополнительных работ. Одним словом, резервов много, главное - суметь ими воспользоваться.

От простого к сложному

Если говорить об организации участка обслуживания и ремонта автокондиционеров в реальных условиях, то никакого секрета в том, что в большинстве случаев финансовые возможности ограничены, нет. Отсюда вывод: необходимо выбирать не очень дорогое, но качественное оборудование, при наличии которого уже можно начинать рекламную кампанию и обслуживать первых клиентов. Наиболее экономичный и в то же время оптимальный вариант - это закупка отдельных устройств, входящих в комплект станции.

О том, что в любом случае необходим квалифицированный специалист, мы уже говорили, а ему для работы требуется оборудование для проведения операций по диагностике, обслуживанию и при необходимости ремонту.

Мы не будем рекомендовать выбор какого-либо конкретного оборудования, а просто расскажем о том, что просто необходимо.

Итак, первая позиция нашего участка - это, безусловно, термометр. Когда клиент жалуется на то, что кондиционер «не холодит», он говорит о субъективных ощущениях. Их необходимо выразить точными цифрами.

Определение холодопроизводительности системы - это определение количества тепла, поглощаемого испарителем кондиционера, или, говоря проще, - определение разницы температуры на входе и на выходе испарителя. Эта процедура выполняется с помощью термометра, причем высокая точность не требуется. Требования к такому термометру - это диапазон измерения температур от -10oС до +40oС с точностью около 1oС.

Очень удобны для этих целей датчики температуры автомобильного мультиметра, но, конечно, наиболее эффективно использовать бесконтактные инфракрасные термометры. У них только один недостаток - стоят эти приборы на порядок дороже обычных.

Если измерения температуры подтверждают недостаточную холодопроизводительность кондиционера, то придется проводить диагностику системы.

Основной и незаменимый инструмент для диагностики систем кондиционирования - манометрический коллектор, на котором установлены два манометра: для низкого и высокого давлений. Коллектор подключается через сервисные порты к контурам высокого и низкого давлений, позволяя одновременно измерять давление в обоих контурах. Отличительная особенность используемых манометров в том, что на их шкалы наносится не только значение давлений, но и градуировка температуры. В предыдущей статье мы говорили о том, что температура фазовых переходов в жидкости напрямую зависит от давления, и такая градуировка дает возможность определять температуру закипания и конденсации фреона в момент измерения.

Кроме того, одновременное подключение манометров к разным контурам позволяет оценить статическое давление в них при неработающем компрессоре, давление в контурах на рабочем режиме и динамику изменения давлений при включении компрессора. Опытный мастер по этим данным способен диагностировать работу системы, степень ее заправленности, наличие утечек, состояние хладагента и другие параметры.

Одна из основных неполадок в работе кондиционера - недостаток, а то и полное отсутствие фреона в системе. Вообще, кондиционер теряет требуемую производительность, если фреона в системе меньше 70% от нормы. Причина отсутствия или потери фреона всего одна - это наличие в системе утечек, о способах поиска которых следует рассказать более подробно.

Ищем течь

Ничего абсолютно герметичного на свете нет, и система кондиционирования - не исключение. Положение усугубляется тем, что фреон очень текуч и способен просачиваться сквозь малейшие щели и неплотности. Причем это свойство у фреона R-134а выражено гораздо сильнее, чем у R-12. Молекулы R-134а значительно меньше молекул устаревшего R-12, а так как они не содержат хлора, то и труднее поддаются обнаружению течеискателем.

Вообще, следует отметить, что, несмотря на все усилия инженеров и материаловедов, утечки через неплотности системы кондиционирования неизбежны, и принято считать, что дозаправка кондиционера необходима каждые 2-3 года.

Однако такая утечка - это своеобразная «норма» потерь, которые могут быть значительно выше ввиду появления микро- и макротрещин в арматуре системы и отдельных деталях. Причин появления мест «ненормальных» потерь фреона много, но для нас это - не главное. Главное в том, что герметичность системы необходимо досконально проверить, а подозрительные места выявить.

Простейший способ поиска мест утечек - обмыливание подозрительных соединений и деталей. К сожалению, такой способ результативен только при поиске «больших» негерметичностей, таких, при которых весь фреон из системы, скорее всего, «ушел».

Наиболее популярные течеискатели, позволяющие обнаруживать самые незначительные утечки фреона, используют более тонкие физические эффекты.

Широко распространены два типа приборов, в которых наличие молекул фреона регистрируется электрическим методом. К менее дорогим относятся приборы, в измерительной головке которых создается коронный разряд, ток которого регистрируется. В присутствии газов (в том числе фреона) этот ток изменяется, что отображается на шкале или звуковым сигналом.

Хотя такие приборы последнего поколения оснащаются системами отключения воздействия фоновой загазованности и позволяют определять именно присутствие молекул фреона, приборы, работающие на основе нагревательного диода, точнее и удобнее . В этих приборах измерительная головка фиксирует изменение тока от специального эмиттера к коллектору в присутствии только молекул фреона.

Эти течеискатели дороже, но позволяют обнаруживать меньшие утечки фреона, не реагируя на фоновую загазованность.

В ряду течеискателей для практической работы участка обслуживания кондиционеров следует упомянуть и ультразвуковые приборы. Истечение фреона, даже незначительное, сопровождается акустическими эффектами - свистом. Человеческое ухо - слабый инструмент для его улавливания, но специальные ультразвуковые головки могут помочь найти даже микротрещину, через которую вытекает фреон.

К сожалению, поиск утечек с помощью ультразвуковых (точнее сказать, ультрасонирующих) течеискателей усложнен, т.к. прибор реагирует на любой источник ультразвуковых колебаний.

Наличие функции отключения фоновых шумов существенно повышает чувствительность прибора и точность измерений.

Особого внимания при поиске утечек заслуживает метод их обнаружения с помощью добавок во фреон составов, флуоресцирующих в свете ультрафиолетовой лампы. Такие составы добавляются к компрессорному маслу и вместе с ним и фреоном циркулируют по всей системе. При диагностике с помощью ультрафиолетовой лампы места утечек состава и фреона легко обнаруживаются.

Естественно, разработчики позаботились о том, чтобы такие составы не нарушали нормальную циркуляцию фреона, не снижали свойств компрессорного масла и как можно дольше оставались в системе, не теряя своих свойств, что позволяет проводить последующую диагностику без дополнительных затрат.

Все вышеперечисленные способы вполне применимы для поиска мест утечки и на полностью разряженных системах.

Естественно, перед работой с такой системой ее необходимо заправить хладагентом и маслом, причем вовсе не обязательно производить полную заправку. Можно добавлять небольшие порции хладагента до тех пор, пока утечка не будет выявлена.

Некоторые специалисты при работе с разряженными системами предпочитают заполнять ее недорогим газообразным азотом, используя для поиска утечек ультразвуковой течеискатель. Азот не горюч, не содержит влаги и, кроме того, обладает высокой текучестью, что придает этому способу простоту и высокую точность.

Однако, обнаружив течь, нельзя считать, что большая часть работы выполнена. Остается заменить дефектную деталь или соединение, выявить иные неисправности системы (а это могут быть и неисправность компрессора, и терморегулирующего вентиля, и засорение линий трубопроводов), устранить эти неисправности и, наконец, заправить кондиционер, не забыв снова проверить его герметичность.

Но обо всем этом - в следующих статьях. Лето в разгаре, и сезон ремонта кондиционеров еще не закончен.

Одновременное подключение двух манометров к разным контурам позволяет диагностировать многие параметры системы. На шкалах манометров имеется градуировка температуры, позволяющая определять температуру закипания фреона в момент измерения

Электронный течеискатель позволяет обнаружить незначительную течь в системе,не реагируя на фоновую загазованность

Очень удобен способ поиска течи в свете УФ-лампы. При этом к компрессорному маслу добавляются составы, флуоресцирующие в УФ-излучении

Большим спросом на рынке пользуются ручные и полуавтоматические установки для обслуживания систем кондиционирования

Обслуживать систему с помощью полностью автоматической установки может любой оператор

оглавление этого номера

Структура сайта
|каталог авторемонтного оборудования и материалов| |новинки рынка| |наши рекомендации| |заказ-заявки| |распродажа| |реестр фирм| |правительственная программа| |партнеры|
|подписка| |анонс нового номера| |архив| |для рекламодателей| |сотрудники|
|ремонт и эксплуатация авто| |автосервисы| |путеводитель по автоинтернету| |библиография статей| |СМИ авто|
|новости| |выставки, семинары и тд.| |ищем партнёров в России| |предложения о сотрудничестве| |конференция|
|диагностика| |ремонт подвески| |ремонт двигателя| |кузовной ремонт| |покраска| |как нас найти| |отвечают мастера| |установка дополнительного оборудования|
|инструмент| |автохимия| |масла| |антикоры| |доп.оборудование Webasto| |сопутствующие товары| |материалы для шиноремонта| |для корпоративных клиентов| |отвечают продавцы| |как нас найти|
|условия продажи| |бланки запросов| |прайс-лист| |мелкооптовые заказы| |отвечают менеджеры| |как нас найти|
|новые авто| |авто с пробегом| |оформление заказа| |страхование| |как нас найти|
|мото| |аксеcсуарика| |интернет-ресурсы| |мотоконференция|
Материалы сервера могут быть использованы только с письменного разрешения ООО "ИТЦ АвтоБС"©